Урок окружающего мира на тему: Планета заболела

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок природоведения на тему: "Планета заболела"

Тема: Планета заболела.

Цели:

1) систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты;раскрыть некоторые экологические проблемы;2)формирование представления о Земле как общечеловеческом доме; 3)показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;

4)способствовать воспитанию ответственного отношения к природе ; формирование экологической культуры;

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне - стихи учителя .

Ах, как часто , глядя в поднебесье ,

Мы мечтаем покорить пространство.

И, как Маленькие принцы, в одночасье

На других планетах оказаться.

Удивляться их могуществу, величью, Раскрывать секрет небесной выси.

И, конечно же , ловить себя на мысли:

Им с Землею нашей не сравниться .


-Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля, неслучайно, именно на неё посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки АС. Экзюпери « Маленький принц ». И, все-таки, приятно осознавать , что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши «соседи»? Давайте вместе с Маленьким принцем совершим небольшое космическое путешествие и, разгадав кроссворд, вспомним наших « соседей ». III.Актуализация знаний


1.Самая большая планета . ( Юпитер )

  1. Самая маленькая планета . ( Плутон )

  2. У этой планеты 17 спутников. ( Сатурн )

4.Огромное раскаленное космическое тело . ( Солнце )

  1. Самая близкая к солнцу планета . ( Меркурий )

  2. Бирюзово -синий газовый шар . ( Нептун )

7.Эта планета вращается вокруг Солнца, лежа на боку ( Уран )

  1. Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу ( Звезды ).

  2. Величина этой планеты равна Земле. ( Венера ) Ю.Ученые считали, что на этой планете есть жизнь. ( Марс )

11.Спутник планеты Земля .( Луна )

12 Наука о космических телах. ( Астрономия )

( Разгадав кроссворд, высвечивается ключевое слово - планета Земля ) -Мы совершили небольшое космическое путешествие и удачно вернулись на нашу планету Земля. IV Мотивация

( Учитель читает стихи, держа в руках глобус ).

Самая прекрасная , родная,

Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети .

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы не жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья ,


Мы, Земля, с тобой одна семья.

Звучит голос Земли:

-Мне радостно слышать вас и обидно .

-Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный . Что случилось?


Голос Земли:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда - то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время.

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя. У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.( появляется плакат с изображением плачущей планеты )

-Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ?

  1. Сообщение темы и целей урока .

-С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность. Тема нашего урока так и звучит « Планета заболела »

-Какие же задачи мы поставим перед собой , чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты \


  1. Новый материал. 1)Признаки грозной беды.

-Вспомним маленького принца. Его планете угрожали семена баобабов. Каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не выросли и не разорвали бы своими корнями его планету. У каждой планеты есть свои баобабы.

А что угрожает нашей планете Земля ?

Выяснить это нам поможет рассказ ученого эколога. Что он изучает?

-Сегодня и вы окажетесь в роли ученых- специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают ?

Задания для групп.

1.Ботаники расскажут что угрожает «легким нашей планеты » - растениям.

2.Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» - животных.

3.Географы расскажут о том, что угрожает «крови» , т.е. почве, воде и воздуху. ( Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом, учитель выставляет

карточки в таблице «Признаки грозной беды »)

Признаки грозной беды.

1 .Вырубка лесов.

2.Гибель животных.

3.Загрязнение воды.

4.Загрязнение воздуха.

5.Накопление мусора.

6.Отравление почвы.

( показ видеосюжета )

-Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? ( Человек )

-Видно, люди забыли одну из мудростей Маленького принца, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили, за тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца, ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : « Все мы пассажиры большого корабля по имени « Земля », значит пересесть из него просто некуда. »

-Что имел в виду автор этих строк ?( ответы детей )

-Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

-Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.»

-Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете. Интересно , а как вы приводите себя в порядок ?

-Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими. Физминутка .

( под музыку )

-Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим в порядок свою планету ? 2)Охрана природы.

-Наша планета огромна по сравнению с планетой Маленького принца, но у каждого из нас есть планета величиной с дом: это наш двор, наша улица, наш город. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы можете помочь своей маленькой планете ?

-А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране ?

( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга ) Показ видеосюжета.
Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты ?

3)Международное сотрудничество .

  1. Люди создали границы, оградились друг от друга, но они забыли, что : У всех людей одна планета

И ветрам нет на ней границ, Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц. И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас. А мы бездумно сыплем яды И дом свой травим, не скупясь. ( И.Ландо)

-В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции - соглашения . Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных. Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян , черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней.

-Что такое конвенция ?

  1. Работа с информационными листами по группам.

-Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности :

1.Соглашение о сохранении белых медведей.

2 Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния.

3.Конвенция по защите Черного моря от загрязнения.

4 Конвенция об охране дикой флоры и фауны.

  1. Международная конвенция об охране птиц.

  2. Конвенция по борьбе с опустыниванием. ( отчет групп )

  1. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них - Международный союз охраны природы ( МСОП ). Именно эта организация издает « Международную Красную книгу «Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме -бамбуковый медведь ( панда ).

г) Показ видеосюжета.



д) Создание своей организации. -Я предлагаю в вашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам-Придумайте название, эмблему , девиз.

( Учитель может предложить свой вариант: Название: «Маленькие принцы Земли «Эмблема с изображением Маленького принца. Девиз: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету ».)

Ученик читает стихотворени :

Здравствуй, планета !

Здравствуй, Земля !

Отныне мы дети твои и друзья.

Отныне мы вместе большая семья.

Мы Маленькие принцы

Планеты Земля !

( Плакат с изображением улыбающейся планеты )

ИТОГ:

-Ребята, почему наша планета улыбается ?

-Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним !

Тогда мы на Земле и сами сохранимся .

© 2010-2022