- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира на тему: Планета заболела
Урок окружающего мира на тему: Планета заболела
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Александрова И.В. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Планета заболела.
Цели:
1) систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты;раскрыть некоторые экологические проблемы;2)формирование представления о Земле как общечеловеческом доме; 3)показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
4)способствовать воспитанию ответственного отношения к природе ; формирование экологической культуры;
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА.
-
Оргмомент.
-
Вступительное слово учителя.
Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне - стихи учителя .
Ах, как часто , глядя в поднебесье ,
Мы мечтаем покорить пространство.
И, как Маленькие принцы, в одночасье
На других планетах оказаться.
Удивляться их могуществу, величью, Раскрывать секрет небесной выси.
И, конечно же , ловить себя на мысли:
Им с Землею нашей не сравниться .
-Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля, неслучайно, именно на неё посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки АС. Экзюпери « Маленький принц ». И, все-таки, приятно осознавать , что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши «соседи»? Давайте вместе с Маленьким принцем совершим небольшое космическое путешествие и, разгадав кроссворд, вспомним наших « соседей ». III.Актуализация знаний
1.Самая большая планета . ( Юпитер )
-
Самая маленькая планета . ( Плутон )
-
У этой планеты 17 спутников. ( Сатурн )
4.Огромное раскаленное космическое тело . ( Солнце )
-
Самая близкая к солнцу планета . ( Меркурий )
-
Бирюзово -синий газовый шар . ( Нептун )
7.Эта планета вращается вокруг Солнца, лежа на боку ( Уран )
-
Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу ( Звезды ).
-
Величина этой планеты равна Земле. ( Венера ) Ю.Ученые считали, что на этой планете есть жизнь. ( Марс )
11.Спутник планеты Земля .( Луна )
12 Наука о космических телах. ( Астрономия )
( Разгадав кроссворд, высвечивается ключевое слово - планета Земля ) -Мы совершили небольшое космическое путешествие и удачно вернулись на нашу планету Земля. IV Мотивация
( Учитель читает стихи, держа в руках глобус ).
Самая прекрасная , родная,
Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети .
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья ,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
Звучит голос Земли:
-Мне радостно слышать вас и обидно .
-Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный . Что случилось?
Голос Земли:
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда - то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.
Как же я была прекрасна в то время.
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя. У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.( появляется плакат с изображением плачущей планеты )
-Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ?
-
Сообщение темы и целей урока .
-С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность. Тема нашего урока так и звучит « Планета заболела »
-Какие же задачи мы поставим перед собой , чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты \
-
Новый материал. 1)Признаки грозной беды.
-Вспомним маленького принца. Его планете угрожали семена баобабов. Каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не выросли и не разорвали бы своими корнями его планету. У каждой планеты есть свои баобабы.
А что угрожает нашей планете Земля ?
Выяснить это нам поможет рассказ ученого эколога. Что он изучает?
-Сегодня и вы окажетесь в роли ученых- специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают ?
Задания для групп.
1.Ботаники расскажут что угрожает «легким нашей планеты » - растениям.
2.Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» - животных.
3.Географы расскажут о том, что угрожает «крови» , т.е. почве, воде и воздуху. ( Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом, учитель выставляет
карточки в таблице «Признаки грозной беды »)
Признаки грозной беды.
1 .Вырубка лесов.
2.Гибель животных.
3.Загрязнение воды.
4.Загрязнение воздуха.
5.Накопление мусора.
6.Отравление почвы.
( показ видеосюжета )
-Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? ( Человек )
-Видно, люди забыли одну из мудростей Маленького принца, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили, за тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.
Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца, ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : « Все мы пассажиры большого корабля по имени « Земля », значит пересесть из него просто некуда. »
-Что имел в виду автор этих строк ?( ответы детей )
-Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?
-Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.»
-Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете. Интересно , а как вы приводите себя в порядок ?
-Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими. Физминутка .
( под музыку )
-Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим в порядок свою планету ? 2)Охрана природы.
-Наша планета огромна по сравнению с планетой Маленького принца, но у каждого из нас есть планета величиной с дом: это наш двор, наша улица, наш город. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы можете помочь своей маленькой планете ?
-А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране ?
( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга ) Показ видеосюжета.
Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты ?
3)Международное сотрудничество .
-
Люди создали границы, оградились друг от друга, но они забыли, что : У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ, Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц. И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас. А мы бездумно сыплем яды И дом свой травим, не скупясь. ( И.Ландо)
-В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции - соглашения . Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных. Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян , черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней.
-Что такое конвенция ?
-
Работа с информационными листами по группам.
-Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности :
1.Соглашение о сохранении белых медведей.
2 Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния.
3.Конвенция по защите Черного моря от загрязнения.
4 Конвенция об охране дикой флоры и фауны.
-
Международная конвенция об охране птиц.
-
Конвенция по борьбе с опустыниванием. ( отчет групп )
-
Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них - Международный союз охраны природы ( МСОП ). Именно эта организация издает « Международную Красную книгу «Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме -бамбуковый медведь ( панда ).
д) Создание своей организации. -Я предлагаю в вашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам-Придумайте название, эмблему , девиз.
( Учитель может предложить свой вариант: Название: «Маленькие принцы Земли «Эмблема с изображением Маленького принца. Девиз: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету ».)
Ученик читает стихотворени :
Здравствуй, планета !
Здравствуй, Земля !
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья.
Мы Маленькие принцы
Планеты Земля !
( Плакат с изображением улыбающейся планеты )
ИТОГ:
-Ребята, почему наша планета улыбается ?
-Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним !
Тогда мы на Земле и сами сохранимся .