Рабочая программа по внеурочной деятельности Я-школьник социальное направление

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Рабочая программа внеурочно деятельности

Кружок «Я- школьник»
































Программа и тематическое планирование

внеучебных занятий для 1 класса

«Я- школьник»





Пояснительная записка


Начало обучения 6-7 -летнего ребенка в школе - ответственный, важный и достаточно сложный этап в его жизни как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь первоклассника: он должен выполнять новые требования, предъявляемые школьной жизнью. У ребенка появляется масса запретов, норм, предписаний, которые надо научиться выполнять.

С первых дней школа ставит перед первоклассниками целый ряд задач, выполнение которых требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Главной целью программы «Я- школьник» является оказание психологической помощи в период социально-психологической адаптации учащихся к систематическому обучению в школе, созданию условий для снижения школьной тревожности у школьников до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.

Исходя из вышепоставленной цели программа призвана решать следующие задачи:

- содействие школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных для той или иной параллели сфер школьной жизни;

- обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;

- способствование повышению самооценки у участников группы;

- способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся .

Данная программа разработана для 1-го класса и рассчитана на 33 занятия (1 занятие в неделю).Занятия проводятся во внеучебное время.

При реализации программы используются следующие методы:

- ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия;

- психотерапевтические приемы (вербализация, «вентиляция чувств, визуализация, обратная связь, арт-терапевтические, психодраматические и сказкотерапевтические техники);

- групповое обсуждение как особая форма работы группы:

1) направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы;

2) ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и «вентиляции чувств» участниками группы;

- психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы в начале занятия.

Работа по данной программе предполагает несколько этапов:

Первый этап-6 занятий, направленные на содействие школьной адаптации.

Общий план работы по первому этапу предполагает соблюдение всех правил поведения на уроке: работа проходит за партами, отвечает только ученик, поднявший руку и спрошенный учителем и т.д. Каждому первокласснику понабодится тетрадь в клетку, так как многие занятия заканчиваются созданием « итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа. Важно, чтобы получившиеся работы оставались в классном кабинете и были доступны всеобщему обозрению, Таким образом достигается эффект закрепления материала: каждый учащийся по мере необходимости или интереса может обратиться к материалу прошедших занятий, еще раз обратить свое внимание на ту или иную проблему. Кроме того, такого рода « коллективные творения» сами по себе вызывают у ребят позотивные эмоции, способствуя поддержанию положительного отношения к школе, развитию групповой сплоченности в классе.

Второй этап - 12 занятие, направленные на создание условий для снижения школьной тревожности.

На втором этапе работа проводится параллельно с педагогами и родителями. На этом же этапе проводятся диагностические процедуры с целью выявления и отслеживания детей с повышенным уровнем тревожности.

Если первый этап проведения занятий предполагает классный кабинет, то второй - кабинет психолога с достаточным пространством, мягким покрытием пола, достаточным количеством стульев, чтобы у участников группы была возможность сидеть в кругу (Круг - это основная форма организации пространства на занятиях) и свободно передвигаться.

Содержание программы (33 часа)

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Кто такой школьник

2 часа

2.

Школьный распорядок

1 час

3.

Школьные правила

2часа

4.

Предметы и учителя

1 час

5.

Наш класс

2 часа

6.

Наша школа

1 час

7.

Установление правил в группе, создание рабочей атмосферы

2 часа

8.

Сплоченность группы, закрепление правил

2часа

9.

Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей

2часа

10.

Закрепление мотивации групповой работы, осознание

2часа

11.

Разрядка школьной тревожности

2часа

12.

Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожных ситуаций

2часа

13.

Тренировка гибкости поведения

2часа

14.

Закрепление позитивного отношения к школе

2часа

15

Повышение самооценки участников группы

2часа

16

Развитие коммуникативных навыков участников

2часа

17.

Закрепление представлений о бесконфликтном общении

2часа

18.

Подведение итогов

2часа


  1. Кто такой школьник. (2часа). Дискуссия: зачем дети перестают ходить в детский сад и начинают ходить в школу. Различие в позициях «Я до школы » и «Я - школьник» в рисунках. Выставка рисунков «Теперь мы - школьники».
  2. Школьный распорядок. (1 час). Разговор об атрибутах школьной жизни. Типичный школьный день - типичный школьный распорядок.
  3. Школьные правила. (2 часа). Сказка о школьных правилах. Зачем нужны школьные правила. Пиктограммы с правилами школьной жизни.
  4. Предметы и учителя. (1 час). Наши уроки. Рисунки на тему «Что будет, если не изучать… ». Наши учителя.
  5. Наш класс. (2 часа). Знакомство с ребятами всего класса. Развитие сплоченности класса.
  6. Наша школа.(1 час). Экскурсия по школе. Вручение значков и грамот лучшим «знатокам школьной жизни».
  7. Установление правил в группе, создание рабочей атмосферы (2 часа). Изменение стереотипов, связанных с восприятием работы группы как урока, демонстрация стиля взаимоотношений с ведущим группы и ее членами. Установление правил для регламентирования работы на основе добровольно принятых обязательств.
  8. Сплоченность группы, закрепление правил (2 часа). Развитие сплоченности группы. Формирование мотивации групповой работы, Развитие эмпатии.
  9. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей (2 часа). Копилка трудностей первоклассника - рисунок «Мои школьные трудности». Помощь группы, как поступить ребенку, попавшему в трудную ситуацию.
  10. Закрепление мотивации групповой работы, осознание (2 часа). «Сказка» для вербализации участниками собственных причин школьной тревожности в безопасной форме.
  11. Разрядка школьной тревожности (2 часа ). Игры и упражнения, позволяющие участникам включиться в работу по теме занятия, эмоционально « размяться».Сочинение сказок для вербализации и проработки школьной тревожности в безопасной форме.
  12. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожных ситуаций (2часа). Разыгрывание ситуаций для проработки школьной тревожности.
  13. Тренировка гибкости поведения (2 часа). Упражнения и игры, помогающие развивать гибкость поведения в ситуации урока. Релаксация с визуализацией.
  14. Закрепление позитивного отношения к школе (2 часа). Игры и упражнения, направленные на закрепление позитивного отношения к школе. Обучение приемам релаксации.
  15. Повышение самооценки участников группы (2 часа). Повышение самооценки через самоанализ достоинств.
  16. Развитие коммуникативных навыков участников ( 2часа). Задания, упражнения, игры, направленные на развитие навыков эффективного общения.
  17. Закрепление представлений о бесконфликтном общении (2 часа). Закрепление навыков эффективного общения.
  18. Подведение итогов (2 часа). Интеграция опыта, полученного на занятиях. Вручение «Дипломов достижения».


Ожидаемые результаты


Реализация данной программы у учащихся 1-х классов может привести к следующим ожидаемым результатам:
- снижение всех видов тревожности (школьной, самооценочной, межличностной ), связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме;
- изменение самооценки учащегося от низкой и завышенной до адекватной (ученик стал более критичен к себе, осознает свои достоинства и недостатки, стал более правильно оценивать свои способности, возможности и поступки, и это, в свою очередь, помогает ему строить позитивные взаимоотношения с учителями и одноклассниками);
- развитие культуры общения ( у учащихся развиваются коммуникативные навыки, навыки эффективного общения, гибкость поведения в ситуации урока и вне его, навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества с одноклассниками).





























Характеристика результатов формирования УУД на занятиях по программе «Я-школьник»


Класс

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

1 класс

1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

2. Проявлять уважение к своим одноклассникам, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников и друзей.

3. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

4. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

5. Адекватно воспринимать оценку учителя.

6. Адекватно воспринимать оценку одноклассников.

7. Уметь анализировать свои поступки и поступки своих одноклассников.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль поведения на занятии в форме сличения с правилами, предъявляемыми школьной жизнью.

3. Проявлять инициативность и самостоятельность при выполнении заданий на занятии.

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.



Для выявления уровня формирования универсальных учебных действий на занятиях по программе «Психологическое здоровье» предлагается следующий психологический инструментарий.

1. Адаптивность к среде - анкета «Школа» В.М. Блейхер, И.В. Круг, С.Н. Боков.

2. Эмоциональное самочувствие - «Шкала социально-ситуативной тревожности» в модификации Прихожан.

3. Самооценка - тест «Лесенка», тест «Оцени себя» Т.Д.Марцинковская «Диагностика психического развития детей».

4. Мотивация учения - Н.Г. Лусканова (анкета), Н.Г. Лусканова (рисунок).

Описание методик

Анкета «Школа» В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков «Практическая патопсихология» Р-на-Д, 1996. С. 421-424.
По мнению создателей анкеты, она может с успехом применяться для изучения отношения в школе детей и подростков от 10 до 16 лет. В анкету кроме утверждений, относящихся к пребыванию в школе, были включены также утверждения касающиеся сна, настроения, аппетита. На каждое утверждение может быть дан ответ: «Верно», «Пожалуй, верно», «Не верно». Для того чтобы направленность исследования была менее явной для испытуемого, некоторым утверждениям был придан противоположный характер. Исследование возможно как в индивидуальной, так и в групповой форме. В последнем случае необходимо на доске нарисовать матрицу бланка (или раздать бланки) и попросить учащихся отмечать свои ответы в соответствующих графах бланка.

Интерпретация


Диапазон оценок, получаемых с помощью анкеты, - от 0 до 44. В тех случаях, когда на все утверждения выбирается ответ «Пожалуй, верно», результаты недостоверны из-за настороженного или скептического отношения к процедуре исследования.

При явной дезадаптации оценка превышает 30 баллов, при латентной составляет 20-30, при хорошей адаптации, как правило, не превышает 20 баллов.


Качественный анализ высказываний позволит дополнительно выявить затруднения, связанные с :
Отношениями со сверстниками (утверждения 8, 9, 19) - при получении испытуемым 6 баллов можно утверждать, что отношения в классе складываются неблагополучно для ребенка, круг общения со сверстниками очень узок или совсем отсутствует. Отношения с родителями и учителями («взрослыми», утверждения 4, 14, 15, 22)-макс. 8баллов-отношения со взрослыми сложные, нет доверительного общения. Самооценка и самосознание учащегося (утверждения 11" 12, 16, 19)макс. 8, при достижении таких показателей, можно утверждать, что ребенок оценивает себя как менее успешного в обучении по сравнению со сверстниками, неспособного. Проблемы с аппетитом и сном, настроением (утверждения 1, 2, 21)макс. Балл-6, свидетельствует о том, что ребенок остро переживает состояние тревоги, страха, возможно связанные с пребыванием в школе, дальнейшая работа по уточнению причин возникновения этих страхов проводится в индивидуальном порядке.

АНКЕТА «ШКОЛА» для учащихся 1 класса

Да, верно

Иногда

Нет

Ключ

1. У меня чаще бывает хорошее настроение.

+

+

+

012

2. Мне трудно есть по утрам.

+

+

+

210

3. Я иду в школу с удовольствием.

+

+

+

012

4. Есть учителя, которых я боюсь.

+

+

+

21 0

5. Если можно, я бы не ходил в школу.

+

+

+

210

6. В выходные дни - я не такой, как в школе.

+

+

+

210

7. Я бы хотел поехать туда, где меня никто не знает.

+

+

+

210

8. Большинство моих друзей - мои одноклассники.

+

+

+

021

9. Мне нравятся мои одноклассники.

+

+

+

012

10. Иногда я не хочу идти на урок.

+

+

+

21 0

11. Я не всегда понимаю объяснения учителя.

+

+

+

210

12. Я считаю себя способным учеником.

+

+

+

012

13. Иногда я не хочу идти в школу.

+

+

+

210

14. Мне нравятся наши учителя.

+

+

+

012

15. Есть учителя, которым я не нравлюсь.

+

+

+

210

16. Я не похож на других учеников.

+

+

+

210

17. Некоторым мальчикам (девочкам) в классе я нравлюсь.

+

+

+

012

18. Я никогда не влюблялся в одноклассницу.

+

+

+

210

19. Надо мной смеются чаще, чем над другими в 1 классе.

+

+

+

210

20. Уже в понедельник мечтаю, чтоб скорее пришло воскресенье.

+

+

+

210

21. Иногда я не могу уснуть из-за того, что случилось в школе.

+

+

+

210

22. Я рассказываю родителям, если в школе что-
нибудь не так.

+

+

+

012




Шкала тревожности А.М.Прихожан При разработке данной методики использовалась «Шкала тревожности» для школьников, разработанная Прихожан А. М. по принципу «шкалы социально -ситуативной тревоги» О. Кондаша, адаптированная автором для детей начального звена обучения. В данной методике оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребёнка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов. Для эксперимента нужно подготовить три цветные карточки: красного, зелёного и голубого (или жёлтого) цветов. ИНСТРУКЦИЯ: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета. Ты слушай, и если этот случай, эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятна для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно для тебя - зелёную карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе - то покажешь мне голубую (или жёлтую) карточку». В протоколе против каждого вопроса ставите, какой цвет карточки ребёнок выбрал. Если он комментирует свой выбор, то это также отмечаете, тщательно фиксируете. Если ребёнок охотно вступает в беседу и объясняет, почему ему приятна или неприятна та или иная ситуация, то следует поддержать эту беседу. Каждый раз, когда ребёнок выбрал ту или иную карточку, спрашивайте, почему эта ситуация ему неприятна (просто неприятна, или вызывает страх, беспокойство). Методика включает в себя ситуации трёх типов, которые определяют виды тревожности.

  1. Ситуации, связанные с процессом обучения в детском саду, общением с воспитателем внутри этой деятельности.
  1. Ситуации, анализирующие представление о себе.
  2. Ситуации отношения.

Виды тревожности

Номер пункта шкалы

Учебная

1 6 7 12 13 18 21 22 26 30

Самооценочная

5 8 9 11 17 19 20 23 24 28

Межличностная

2 3 4 10 14 15 16 25 27 29


ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА.

Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: красная карточка - 3 балла; зелёная карточка - 2 балла; голубая карточка - 0 баллов. Подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале - общий уровень тревожности). Кроме того, анализ ответов детей и цвет выбранной карточки по каждой ситуации поможет психологу определить проблемы ребёнка, причины его тревожности, его страхов. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую» оценку. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется трёхбальная система оценивания.

Таблица перевода «сырых» баллов в шкальные оценки.

РЕЗУЛЬТАТЫ В БАЛЛАХ

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

СТАНДАРТНЫЕ ОЦЕНКИ

ОБЩИЙ

ШКАЛЬНЫЙ

0-15

0-5

чрезмерное спокойствие

1

16-30

6-10

низкий

3

31-45

11-15

средний

3

46-60

16-20

повышенный

2

61-75

21-25

высокий

1

76-90

26-30

очень высокий

1 Особого внимания требуют дети с высокой тревожностью (более 20 баллов по данному разделу или более 60 суммарный уровень). И «очень спокойные», особенно те случаи, когда оценки по каждому разделу не превышают 5 баллов или приближаются к 0. Высокие баллы по отдельным видам тревожности или в целом свидетельствуют о реальном неблагополучии ребёнка, которая может существовать даже вопреки объективному благополучному положению (особенно с точки зрения взрослых), являясь следствием определённых личностных конфликтов или нарушения в развитии самооценки. Тогда уместно в таком случае использовать методику по определению уровня самооценки у данного ребёнка. Нормальный уровень тревожности, который присущ всем детям, колеблется в рамках от 10-15 до 20 баллов. Дети с высоким уровнем тревожности часто бывают очень впечатлительными, эмоциональными, либо это свидетельствует о реальном неблагополучии их социального положения в семье, детском саду или среди сверстников. Но может также проявляться как следствие определённых личностных конфликтов (с кем, помогают выяснить ответы детей). Дети с особо низкими баллами - «чрезвычайно спокойные» (особенно когда это сочетается с неуспехами в общении, слабой коммуникативностью) требуют особого внимания психолога. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Ребёнок отгораживается от неприятностей, не допускает неприятные переживания в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае достигается ребёнком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности. Работа с такими детьми и требует особого такта и значительного времени, так как они отгораживаются от всех, а особенно от взрослых, прячутся в «свою скорлупу» и никого не хотят допускать в свой внутренний мир («Пусть мне плохо, но пусть будет так») или это «великий страх» перед взрослым вообще, порождённый отрицательным отношением взрослых к ребёнку в ранние или дошкольные годы. Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности у детей, только в определённых видах деятельности. Кроме того, она не даёт полных показателей и вследствие большого числа возможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться или просто контактировать с психологом), до самых сложных механизмов. ОПРОСНИК

  1. Отвечаешь у доски на занятии.

  2. Тебя ругает мама или папа.

  3. Встречаешься с ребятами из детского сада.

  4. Пойдёшь в гости к незнакомым людям.

  5. Ты дома остаёшься один.

  6. Сам подходишь разговаривать к воспитателям.

  7. не можешь справиться с заданием на занятии.

  8. Сравниваешь себя с другими ребятами.

  9. Думаешь о своих делах.

Ю.На тебя смотрят как на маленького.

11 .Ты часто плачешь.

12.Воспитатель тебе неожиданно задаёт вопрос на занятии.

13.Никто не обращает на тебя внимания на занятии, когда ты хорошо,

красиво выполняешь работу.

14. С тобой не согласны, спорят с тобой.


15.Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.

16.На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.

17.Тебе снятся страшные сны.

18.Воспитатель даёт трудное задание.

19.Выбираешь в игре главные роли.

20.Оценивают твою работу дома или ребята.

21.Не понимаешь объяснения воспитателя.

22.Ребята смеются, когда ты отвечаешь на занятии.

23.Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе «страшные» истории.

24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.

25.На тебя сердятся (не понятно почему) взрослые (мама, папа,

воспитательница).

26.Воспитатель оценивает твою работу, которую ты выполнил на занятии.

27.На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь.

28.У тебя что-то не получается.

29.Ребята с тобой не играют (не берут никогда в игру), не дружат с тобой. ЗО. Воспитатель делает тебе замечание на занятии.

Самооценка


Широко распространены тесты, направленные на исследование самооценки. Существуют их модификации - для детей 4-6 лет (тест «Лесенка») и 7-10 лет (шкала самооценки «Оцени себя»). Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка. Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше - тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. Па ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже - еще хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? учительница? Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают. Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нару­шение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, автори­тарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притя­заниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам. Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, учительница. Для нормального, комфортного самоощу­щения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто -то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто -то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте. Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит учительница?» поме­щение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от учительницы. Исследование самооценки детей 7-10 лет проводят при помощи теста «Оцени себя». Стимульный материал. Набор положительных и отри­цательных качеств и шкала -вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней - отрицательные (Слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, завистливость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм .) Инструкция. Посмотри на этот листок. Здесь записаны разные качества людей - как хорошие, так и плохие. Выбери из них те, которые ты считаешь самыми хорошими и самыми плохими. А теперь попробуй оценить себя, расставив эти качества на шкале. Те черты, которые у тебя хорошо развиты, располагаются в верхней части шкалы, а те, которые плохо развиты или отсутствуют, - в нижней. Проведение теста. В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которого дети выбирают по 5-б самых привлекательных и самых непри­влекательных. После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), детям предлагают оценить себя и объясняют принцип размещения качеств на шкале. Во время работы взрослый не вмешивается в процесс оценки, может даже выйти на несколько минут из комнаты или заняться своими делами. После окончания работы ее результаты также не обсуждаются с детьми. Необходимая беседа, которая может быть началом коррекции, проводится только после анализа всех проведенных с ребенком личностных тестов. Анализ результатов. При анализе результатов обращают вни­мание на расположение на шкале как положительных, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств ставит в верх­нюю часть шкалы, а одно-два качества - в нижнюю часть или близко к нулю. Если отрицательные качества расставлены близко к нулю - одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно - в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ, но не идеализирует себя и видит и свои отрицательные черты. Если ребенок все положительные качества располагает в верх­ней части шкалы и достаточно высоко, а отрицательные - в нижней или около нуля, его самооценка неадекватно завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков и приписывает себе отсутствующие у него достоинства. Эта неадекватность может быть источником агрессивного поведения, конфликтности ребенка, так же как тревожности или нарушения общения. Эти негативные проявления связаны с тем, что образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлением о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и является причиной многих трудностей, асоциальных реакций ребенка. Если ребенок, наоборот, располагает положительные качества ближе к нулю, или, что еще хуже, в нижней части шкалы, то независимо от того, где располагаются отрицательные качества, можно говорить о неадекватно заниженной самооценке. Распо­ложение отрицательных качеств только ухудшает (если они помещены в верхней части шкалы) или несколько улучшает (если они также расположены внизу) общую структуру самооценки. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, особенно взрослого. Однако заниженная самооценка может быть связана и с асоциальностью, агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от ребенка настойчиво требуют выполнения каких -то обязанностей, с которыми он боится не справиться.

Мотивация учения


Развитие мотивации учения у первоклассников можно определить с помощью рисунков. Методика предложена Н.Г. Лускановой. Детям предлагается сделать рисунки на тему: «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на: а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр.); б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать ; в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме.) Такие ситуации оцениваются 0 баллов. При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет: а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов); б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов); в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).
Оценивать уровень школьной мотивации можно еще с помощью специальной анкеты (Н.Г.Лускановой).

Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой)

1. Тебе нравится в школе?

а) да

б) не очень

в) нет

2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется
остаться дома?

а) иду с радостью в школу

б) бывает по-разному

в) чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем
ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

а) в школу

б) не знаю

в) дома

4. Тебе нравятся, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) нет

б) по-разному

в) да

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) не хотел бы (нет)

б) не знаю

в) хотел бы (да)

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) нет

б) не знаю

в) да

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям и друзьям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю совсем

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

а) мне нравится наш учитель

б) не знаю

в)хотел бы другого учителя


Максимальная оценка 30 баллов.

25 - 30 баллов - I группа: высокий уровень школьной мотивации.
20 - 24 балла - II группа: средний уровень школьной мотивации.

15-19 баллов - III группа: положительная внеучебная мотивация.

10-14 баллов - IV группа: низкая школьная мотивация. Меньше 10 баллов - V группа: отрицательная школьная мотивация, школьная дезадаптация.

Литература: Калинина Н. В. Программа комплексного наблюдения за психологическим самоутверждением и личном развитием ребенка в начальной школе

Литература

1.Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. М., 1994.

2.Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. М., 2004.

3.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. Спб., 2007.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2004.

5.Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. Ярославль, 2001.

6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.

7.Чистякова М. Психогимнастика., 1995.





Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Количество часов

Название темы

Содержание,формы и вопросы для рассмотрения.

1-2


2

Кто такой школьник

Зачем дети перестают ходить в детский сад и начинают ходить в школу. Различие в позициях «Я до школы » и «Я - школьник» в рисунках. Выставка рисунков «Теперь мы - школьники».

3


1

Школьный распорядок

Разговор об атрибутах школьной жизни. Типичный школьный день - типичный школьный распорядок.

4-5


2

Школьные правила

Сказка о школьных правилах. Зачем нужны школьные правила. Пиктограммы с правилами школьной жизни.

6


1

Предметы и учителя

Наши уроки. Рисунки на тему «Что будет, если не изучать… ». Наши учителя.

7-8


2

Наш класс

Знакомство с ребятами всего класса. Развитие сплоченности класса.

9


1

Наша школа

Вручение значков и грамот лучшим «знатокам школьной жизни».

10-11


2

Установление правил в группе, создание рабочей атмосферы

Изменение стереотипов, связанных с восприятием работы группы как урока, демонстрация стиля взаимоотношений с ведущим группы и ее членами. Установление правил для регламентирования работы на основе добровольно принятых обязательств.

12-13


2

Сплоченность группы, закрепление правил

Развитие сплоченности группы. Формирование мотивации групповой работы, Развитие эмпатии.

14-15


2

Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей

Копилка трудностей первоклассника - рисунок «Мои школьные трудности». Помощь группы, как поступить ребенку, попавшему в трудную ситуацию.

16-17


2

Закрепление мотивации групповой работы, осознание

«Сказка» для вербализации участниками собственных причин школьной тревожности в безопасной форме.

18-19


2

Разрядка школьной тревожности

Игры и упражнения, позволяющие участникам включиться в работу по теме занятия, эмоционально « размяться».Сочинение сказок для вербализации и проработки школьной тревожности в безопасной форме.

20-21


2

Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожных ситуаций

Разыгрывание ситуаций для проработки школьной тревожности.

22-23


2

Тренировка гибкости поведения

Упражнения и игры, помогающие развивать гибкость поведения в ситуации урока. Релаксация с визуализацией.

24-25


2

Закрепление позитивного отношения к школе

Игры и упражнения, направленные на закрепление позитивного отношения к школе. Обучение приемам релаксации.

26-27


2

Повышение самооценки участников группы

Повышение самооценки через самоанализ достоинств.

28-29


2

Развитие коммуникативных навыков участников

Задания, упражнения, игры, направленные на развитие навыков эффективного общения.

30-31


2

Закрепление представлений о бесконфликтном общении

Закрепление навыков эффективного общения.

32-33


2

Подведение итогов

Интеграция опыта, полученного на занятиях. Вручение «Дипломов достижения».


© 2010-2022