Технологическая карта урока риторики Афиша как речевой жанр

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учебный предмет, класс: риторика, 2 класс

Учитель: Красикова Галина Михайловна

Тема урока: «Афиша как речевой жанр» (проектная деятельность: создание эскиза афиши).

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Авторы УМК:

УМК «Школа 2100», Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина

Цель урока: сформировать понятие об афише и её составных частях

Задачи урока: Образовательные: формирование умений распознавать тексты для афиши, создавать их, а также самостоятельно изготавливать афиши. Развивающие: развитие монологической речи; развитие памяти и внимания; развитие творческих способностей; расширение словарного запаса и кругозора; формирование умения самооценки учащихся. Воспитывающие: воспитание коммуникативной культуры учащихся.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок. Предметные: самостоятельные и грамотные высказывания учащихся о тексте - афише как речевом жанре, создание эскиза афиши.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство

Оборудование:

проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, шаблон афиши, разрезная мозаика, иллюстрации

Образовательные ресурсы: энциклопедия, «Толковый словарь»,

ресурсы Интернет

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах





Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение

Планируемые результаты

Предметные

УУД I. Мотивация к учебной деятельности. Учебная ситуация «Интервью» (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Организует опрос в форме интервью. Слайд «Интервью» Мы в прямом эфире на занятии риторика во 2А классе, возьмём интервью у учащихся этого класса в начале занятия. - Чего вы ждете от этого урока? - Какую вы поставите для себя цель? - Вы волнуетесь? А ваша учительница? - Как вы думаете, урок пройдет успешно? Почему? - Для чего вы изучаете риторику? - Всем спасибо. Успехов вам!

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Строить монологическое высказывание.

Взаимодействовать с учителем во фронтальном режиме.

(Коммуникативные УУД)


II. Речевая разминка ( 5 мин) Цели: - развитие органов дыхания; - развитие артикуляционного аппарата; - создание эмоционального настроя.

Выполняют упражнения для органов дыхания.





Выполняют артикуляционную гимнастику.

Организует речевую разминку.





Предлагает упражнения для артикуляционной гимнастики. Вы помните, что наш голос, как и любой музыкальный инструмент, требует хорошей подготовки - настройки. Именно поэтому каждое занятие мы начинаем с речевой разминки. Итак, развиваем органы дыхания:

  1. Упражнение «Согреем стеклышко».
На улице мороз. Утром вы захотели посмотреть в окно, а оно все в морозных узорах. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла. Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стеклышко. (3 раза)
  1. Упражнение «Воздушный шар».
Представьте, что вы воздушный шар и вас надувают: медленный вдох носом, руки вверх, задержать дыхание и быстро выдохнуть, руки опустить.
Артикуляционная гимнастика. Слайд «Чистоговорки» Правильно повторяйте за мной. - Бу - бу - бу - посмотрите на трубу. - Ра - ра - ра - ждет подарков детвора. - Ла - ло - ли - сами торт мы испекли. Ребята, а когда дома пекут торт? (К празднику) Закройте глаза. Представьте свой любимый праздничный день. Торт. Подарки. Цветы в доме. Улыбнитесь. Вдохните запах цветов и произнесите на выдохе: «Ах, как замечательно!» (Повторяем 2 раза) Улучшилось настроение? Прекрасно! Начнём занятие! Подумайте, какие качества обязательно нужно включить в работу, чтобы для всех урок стал полезным? (Внимание, старание, активность, усидчивость).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.



III. Формулирование темы и целей деятельности. Создание проблемной ситуации. Приём «Собери мозаику» (5 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

В трех группах собирают из разрезных пазлов картинки.

Объясняют значения известных понятий.




С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует работу в группах.

Организует опрос учащихся.




Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.


Слайд «Собери мозаику» На ваших столах находится разрезная мозаика. Я попрошу собрать из неё картинку. - Что изображено на вашей картинке? (Открытка) - Для чего нужны открытки? (Для того чтобы поздравить с праздником близких и знакомых людей) - Что изображено на вашей картинке? (Объявление) - Что такое объявление? (В нем четко сообщается: что, где и когда должно произойти). - Какая картинка получилась у вашей группы? (Афиша) - Афиша - это особый вид объявления. Чем она отличается от него? (Афиши красочные, яркие). - Для чего используют афиши? (Информировать о проведении праздничного мероприятия, концерта, спектакля) - Где вам приходилось встречаться с афишами? - Ребята, об открытках мы уже говорили раньше, даже научились их изготавливать. К какому празднику мы готовили поздравления в форме открыток? - Недавно мы говорили об объявлении? Как строится объявление? - О каком речевом жанре из предложенных в группах мы не говорили? - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? Как определить тему занятия? - Правильно, ребята! Тема нашего занятия «Афиша». - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? (На занятии научимся создавать эскиз афиши, узнаем, о чем сообщают афиши и как они оформляются). - Для чего нам это может пригодиться?

Знать понятия «открытка», «объявление».

Уметь проводить сравнение по заданным критериям. Отличать новое от уже известного. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)



IV. Изучение нового материала (7 мин) Цели: - организовать повторение изученных сведений; - стимулировать к творческой деятельности.
На основе изученного дают ответы на вопросы.


Организует вхождение в тему урока.


- Какой праздник отмечается в феврале? (День защитника Отечества) - Да, это большой государственный праздник - День защитника Отечества. Как отмечают его в России? (Торжественные поздравления, концерты) - Это ещё и семейный праздник. Как его вы отмечаете дома? - Вспомните, как мы отмечали День защитника Отечества в прошлом году в классе. Слайд. Было интересно? Давайте в этом году придумаем что-то интересное и поздравим пап и дедушек. - С помощью чего мы сможем сообщить им о празднике? (С помощью афиши).
Знать основные календарные праздники Российской Федерации.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)


  1. Страничка истории.
Цели: - дать сведения об истории возникновения афиши; - вызвать интерес к изучению темы.
Слушают рассказ учителя.

Организует познавательную деятельность.
Слайд. Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по истории появления такой привычной вещи, как афиша. Начало истории афиши можно отнести к глубокой древности, когда люди использовали в качестве передачи информации наскальные рисунки. Во время проведения раскопок практически у любой древней цивилизации были найдены особые символы или знаки, которые можно отнести к информационным объявлениям. Слайд. В качестве первого образца афиши служит надпись на горе Энг Шан, которая относится к 2278 году до н.э. После изобретения печатного станка началась новая эра в издании книг и печати афиш. Слайд. Первые рекламные афиши содержали преимущественно текст без использования каких-либо дополнительных изображений. Век спустя афиши стали использовать в качестве рекламы ярмарок и представлений, показанных на них, а также различных лотерей и розыгрышей. Когда-то давно такие афиши были неброскими, однако все равно привлекали публику. В современном мире, когда развлечений великое множество, для того чтобы завлечь зрителя необходимо создать яркую и интригующую афишу, чтобы зрителю захотелось увидеть мероприятие.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. (Регулятивные УУД)



  1. Показ образцов афиш.
Цели: - показать различные виды афиш;

- стимулировать учащихся к творческой деятельности. Рассматривают представленные образцы афиш.
Организует показ образцов афиш.
Посмотрите, какие яркие и броские афиши есть в нашем классе. Это афиша отпечатана в типографии, а эту замечательную афишу из воздушных шариков для нашего занятия сделала мама одного из учеников.

Выделять существенную информацию. (Познавательные УУД)


3. Сравнение с образцом. Цель: - организовать сравнительный анализ. Проводят сравнение с образцом.
Организует сравнительный анализ. Давайте определим, из чего состоит афиша? Какие составные части можно выделить? (Заголовок, текст, иллюстрации). (Открывается шаблон афиши на ватмане на доске). Сравните с образцом. Правильно ли, мы выделили составные части афиши?
Знать значения слов «заголовок», «текст», «иллюстрации».

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Выявлять отклонения от эталона.


(Регулятивные УУД)


V. Физминутка (2 мин) Цели: - организовать динамическую паузу; - разнообразить двигательную активность.
Выполняют действия по образцу, предложенному одноклассником. Организует двигательную деятельность учеников.

Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки. Эге - ге! Нагнулись ниже, Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!

Взаимодействовать друг с другом. (Коммуникативные УУД)

Проводить физическую разгрузку в ходе работы. (Личностные УУД)



VI. Работа над проектом (20 мин)

  1. Первый этап.
Подготовка к разработке проекта. Приём «Фишбоун» (рыба, кости). Цели: - составить план работы; - организовать работу учащихся.

Участвуют в коллективном обсуждении плана.



Организует работу по составлению плана.

Составим план работы над понятием «афиша». Слайд. Какое слово станет ключевым на нашем занятии? (Афиша - голова рыбы) - Мы будем работать над созданием афиши к празднику. (Создание афиши - туловище рыбы) - Прежде всего, что мы должны узнать? (Происхождение слова афиша-плавник рыбы). - Над какими составными частями афиши ещё нужно поработать? (Название, иллюстрации, текст - плавники рыбы) - Что должно получиться в результате нашей коллективной работы? (Эскиз афиши - хвост рыбы).


Знать основные понятия темы.

Использовать речь для планирования и регуляции своего действия. Участвовать в коллективном обсуждении. Формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД)

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. (Регулятивные УУД)


2. Второй этап. Разработка проекта. Цели: - организовать работу со словарем и энциклопедией; - развивать навыки редактирования текста; - учить выбирать из предложенной информации материалы, касающиеся темы урока.

Выполняют задания в группах, прогнозируют правильный результат работы.


Оказывает необходимую помощь группам, консультирует по выполнению заданий.
Работа над проектом будет проходить в группах с помощью групповых заданий. Я предлагаю вам следующие названия групп и задания, соответствующие нашему плану. Группа «Аналитики» Узнать происхождение слова «афиша». Группа «Составители» Составить из предложенных слов название для афиши. Группа «Иллюстраторы» Какие иллюстрации из предложенных, вы можете использовать для эскиза афиши для семейного праздника? (Раскрасить) Группа «Редакторы» Составьте текст афиши по шаблону. Используйте карточку с указанием даты, времени и места.
Уметь работать со словарем, энциклопедией.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Уметь свое действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действия. (Регулятивные УУД)


3. Третий этап «Сборка». Цели: - организовать работу по созданию эскиза афиши; - привлечь внимание учащихся к информации, собранной по групповым заданиям.

Составляют эскиз афиши по образцу.


Корректирует ответы учеников, следит за правильностью выполнения заданий, поощряет работу групп.
Приступаем к сборке нашей афиши. Группа «Аналитики», поделитесь информацией о происхождении слова афиша. Из каких источников вы узнали об этом? (Словарь, энциклопедия) Группа «Составители», какое название для афиши у вас получилось? Соответствует ли это название цели нашего будущего мероприятия? Прикрепим заголовок к эскизу афиши. Группа «Иллюстраторы», какие иллюстрации вы подобрали для украшения афиши? Ребята, согласны ли вы, что эти иллюстрации соответствуют тематике праздника? Разместим иллюстрации на эскизе афиши. Группа «Редакторы», прочитайте текст для афиши. Скажите, все ли данные указаны в вашем объявлении? Поместим текст на афишу. Я благодарю группы за работу. Ребята, совместными усилиями у нас получилась замечательная яркая афиша. Согласны вы со мной?
Знать элементы, из которых состоит афиша. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. (Регулятивные УУД)

Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.



4. Четвёртый этап «Площадка испытаний». Цели: - организовать работу над созданным изделием; - развивать выразительную речь.

Проводят испытания созданного продукта совместной деятельности - эскиза афиши.


Организует работу на «Площадке испытаний», корректирует действия учащихся.
Но мы должны провести испытание нашего изделия. Я приглашаю вас на «Площадку испытаний». Слайд. В далёкие времена в России, когда не было ещё печатных станков о предстоящих праздниках, ярмарках, представлениях объявляли глашатаи. Чтобы их услышали, как можно больше людей они кричали громким звонким голосом. Давайте и мы попробуем озвучить нашу афишу. Из каждой группы направьте для этого по одному человеку. 1-й - «Внимание! Внимание! Внимание!» 2-й - читает заголовок афиши. 3-й - читает первую часть текста. 4-й - читает вторую часть текста. Спасибо, получилось здорово! Займите свои места в группах.

Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. (Познавательные УУД)

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. (Регулятивные УУД)



VII. Рефлексия «Мобильный телефон» (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию по оценке совместной деятельности на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят самооценку деятельности. Организует фиксирование содержания. Проводит рефлексию. Слайд. Наше занятие состоялось. Как и всякий урок, оно было интересным и волнующим. Мы подарили друг другу радость общения, тепло дружбы, взаимопонимания. И сейчас я хочу узнать, было ли вам понятно, то о чем мы говорили сегодня, понравилась ли каждому из вас ваша работа на уроке, получилось ли у нас, то к чему мы стремились. Перед вами на доске привычный для нашего времени предмет - мобильный телефон. Я предлагаю вам прислать для меня смс с коротким текстом. Сообщения вы запишите на разноцветных стикерах: Желтый - «У меня все получилось отлично!» Розовый - «Все получилось хорошо.» Оранжевый - «Не все получилось так, как хотелось.» (Стикеры крепятся на доску под картинкой телефона). Учитель проводит небольшой анализ рефлексии.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД)


Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)



VIII. Домашнее задание (1 мин) Цель: - фиксация и закрепление полученных знаний.
Отвечают на вопросы учителя. Формулирует домашнее задание. Слайд. Ребята, а если не все папы смогут посетить школу в ближайшее время и увидеть нашу афишу, как тогда они узнают о празднике? Как еще мы сможем их пригласить? Я предлагаю вам дома нарисовать эскиз пригласительного билета. Поблагодарите друг друга за работу улыбкой, рукопожатием. Спасибо! Урок окончен.
Знать понятие «пригласительный билет».

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД)




© 2010-2022