Проблема обучения детей грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема обучения детей грамоте

Ревва Елена Валерьевна учитель начальных классов ГБОУ CОШ № 376 Московского района г. Санкт-Петербурга



Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков. Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Самую большую часть орфограмм русского языка, по заключению учёных, составляют орфограммы слабых позиций, к которым относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости-глухости, стоящие на конце слова и перед другими согласными. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости. Повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью, каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость? Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В.Шереметевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др. На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики. К сожалению, как показывает практика учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у них не сформирована орфографическая зоркость. В условиях обучения русскому языку воспитать внимание - значит развить умение видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость». Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях (при необходимости в процессе обучения правописанию). Слушая речь, слышать слово целиком и отдельные его звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные). Если учитель не воспитал внимания ученика к слову, к его звуковой стороне, к его значению и форме, то ученик будет «глух» к слову, к его правописанию .В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание. А что необходимо знать нам о памяти, чтобы помочь детям усвоить грамотное письмо? Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов. Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой. Речедвигательная память (кинестезическая) опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником. методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых повторных записей того или иного слова. На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Игровые упражнения, развивающие фонематический слух

  1. Подготовительный - использование игровых упражнений на уроках обучения грамоте.
  2. Основной - использование игровых упражнений на уроках русского языка
  3. Заключительный - использование игровых упражнений на уроках закрепления (уроки орфографии).


Предпочтение в процессе поиска новых путей и средств, методов и приёмов организации учебного процесса отдаётся тем, которые способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал. В школьной практике к таким средствам всё чаще относят игры(Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.). Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. Фонематический слух, по определению М.Р.Львова, - это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений» На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать следующие игры. Упражнение 1. «Внимательные покупатели» Учитель раскладывает на своём столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; маска, мишка, мяч, миска и т. п. - Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили! Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м](матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м,] (мяч, мишка).Вариант: покупатели и продавец -дети, изображающие литературных персонажей. Упражнение 2. Лото «Читаем сами» I. вариант. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? ( У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок. II. вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. Упражнение 3. «Волк, собака охотник». Предварительно дети находят в слове первый звук.- Сейчас в лесу идёт большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками - за волками. Пусть волком будет звук [р], собакой - [р], остальные звуки - зайцами, а вы -охотниками. Теперь будьте внимательны. Как только услышите[р] в словах, которые я произношу, «стреляйте» - хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту! Упражнение 4. «Звери заблудились». - Заблудились, потерялись в лесу осёл, петух, лошадь, мышка, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет звать зверей, а Коля пусть слушает внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала зверей. Если они верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе. Упражнение 5. «Математическая грамматика». Ребёнок должен выполнить действия на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например:с + том - м + лиса - са + ца ? (столица). Упражнение 6. Игра «Один звук, марш!». 1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть -гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.) 2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза - гроза.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.) 3. В словах замените один согласный звук. Например: корж - морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка). Упражнение 7. «Собери цветок». На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями: 1)называть звуки, из которых состоит слово; 2) не смешивать понятия «звук» и «буква»; 3) определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости; 4) определять количество букв и звуков в слове и т.д. Игровые приёмы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки и орфографической зоркости у учащихся Появлению у учащихся орфографической зоркости способствуют упражнения, требующие от них внимательной работы со звукобуквенным составом слова и развивающие фонематический слух. «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху» Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Например: машина - ши, часы - ча, Глеб - Г, б и т.д. Учитель показывает предметные картинки и предлагает запомнить только те, в названии которых есть изучаемая орфограмма. Например: предметные картинки: лыжи, стул, карандаши, часы, шишка, ваза, щука. Учащиеся получают задание запомнить только те названия картинок, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия. Учитель предлагает прослушать слова. Затем просит запомнить и записать те слова, в которых есть безударная гласная а, о или е. Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом. Дифференциация звучания и написания слов. Учитель читает слово .Затем даёт задание ученику:»Произнеси слово так ,как услышал; произнеси слово так ,как напишешь; объясни почему(выдели орфограмму); запиши слово ,а буквы, которые пишутся по правилу ,напиши другим цветом. «Сосчитай сколько слов». Упражнение можно использовать на уроке чтения. Учитель читает небольшой текст. Задание: сосчитать, сколько слов в нём начинается или заканчивается на определённый звук. Затем предлагается пересказать услышанное. Главное, чтобы ребёнок натренировался быстро улавливать основной смысл, мог его словесно выразить, не допуская грамматических ошибок. «Где же спрятались слова?». Упражнение можно использовать на уроках русского языка, чтения. Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать. Упражнение способствует усилению концентрации и устойчивости внимания. «Игра на рояле». Упражнение можно использовать на уроке русского языка. Учитель называет слово. Ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнение «Игра на рояле» (кончики пальцев рук последовательно касаются стола). Упражнение способствует развитию мелкой моторики и фонематического анализа. Основной этап - использование игровых упражнений на уроках русского языка I. «Выбери три слова» (игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку) Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму. Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика начальных классов своим количеством? Как сделать так, чтобы правила не разлетались по разным уголкам детского сознания? Кто может их объединить? Сама орфография, которая подчиняется строгим законам - принципам орфографии. Важно все изученные ребенком орфографические правила объединить в его сознании более или менее определенные группы, в соответствии с логикой языка, с законами самой русской орфографии. И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка. 1.Увидеть орфограмму в слове. 2.Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило. 3.Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. 4.Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи. 5.Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму. 6.Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Приведем примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости: Ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе, постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома - что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец),использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р,на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля, приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) , при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать), подбор слов к звуковым моделям, использовать задания ловушки (сколько звуков в слове " два"?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове "вата" мягкие?

Игровые приёмы: "Найди одинаковый звук", "Определи место звука в слове", " Найди предметы с заданным звуком", " Шифровальщики" с пропусками "опасных" мест сразу по слуху. Найди опасное место. Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и опасное место. Светофор. Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут опасное место. " Зажги маячок" Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные места" Знаете, какой самый распространенный вид упражнения по русскому языку? Конечно - "Вставьте пропущенную букву ". На наш взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, "зоркость" кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и "подсказано". При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость. Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в "чистом" тексте. Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют: -развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами; -самостоятельно проверить результат работы; -видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия; -если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность "подглядеть" их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки. Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается две - три проверочных карточки. Орфографическое чтение. Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.) Комментированное письмо с указанием орфограмм При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование -- это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Письмо с проговариванием Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме. Зрительный диктант Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается сфотографировать отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы. Диктант " Проверяю себя" Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта Проверяю себя. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм. Первое и главное достоинство диктанта Проверяю себя состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется. Специально организованное списывание Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании. Памятка 1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3.Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай предложение так, как оно написано. 5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать. 6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза. 7.Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом. Какографические упражнения В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. Работа над ошибками Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников - номер орфограммы), а в конце работы - вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с Памяткой (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с Памяткой, ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов. Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты. Самодиктант - это вид диктанта, при котором: 1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом; 2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 - 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем - самоподготовка и сравнение своей записи с исходной. Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта: 1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца; 2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю. Обострению орфографической зоркости способствует прием Секрет письма зеленой пастой, с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет зажигается в тетрадях учеников. Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти. Для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы дети владели приемами умственной работы. Если ученик смог «открыть» для себя прием умственной работы, который соответствует правилу или же группе правил, он сможет применять это правило успешно. Однако «открыть» такие приемы самостоятельно могут не все, некоторым надо помочь. Можно предложить детям игру в «составление инструкций» из двух или трех действий для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученику усваивать правила более осознанно и прочно, а применять их более уверенно и успешно. Например, постановка знаков препинания в конце предложения: 1. Прочитай предложение. О ком, о чем в нем говорится? 2. Как произносится предложение? 3. Какой знак нужно поставить в конце предложения? Алгоритмы-памятки. Они помогают учащимся развить навык самопроверки, например: Проверь! 1. Не пропустил ли ты букву? 2. Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные? 3. Не уверен -- спроси у учителя! Или вот такая памятка, которая помога-ет детям правильно написать слова в пред-ложении:

1. С какой буквы пишу слово?

2. Есть ли в слове приставка? Как прис-тавки пишутся со словами?

3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.

Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Например:

1) Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.

Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.

2) Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.

Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

3) Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.

Данная работа представляет собой не всеобъемлющее описание процесса формирования орфографической зоркости младших школьников, а лишь один из его методов.

На уроках русского языка в начальной школе для этих целей применяется несколько методик. Назовем некоторые: письмо под диктовку, определение орфограмм на слух и выделение их в тексте; списывание текста и выделение орфограммы; постановка пропущенных букв в места орфограмм. письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм; классификация слов в соответствии с орфограммами; исправление деформированного текста (текста с ошибками); выбор слов из текста с заданной орфограммой; Причем здесь важно отметить, что это умение полезно в том случае. Если оно развито на уровне чутья. А не существует в виде развернутого способа определения орфограммы. Любому учителю известны дети, знающие способ работы с орфограммой (знающие правило), но допускающие большое количество ошибок. Они могут, например, поставить ударение, затем выделить корень слова, определить слабую позицию гласного, определить в какой части слова он находится, выбрать соответствующий способ проверки, выполнить его и, наконец, правильно написать букву. Только это не навык и не зоркость. При письме им их знание не помогает. Увлекательные путешествия по «Орфографии» 1.Жила-была бабушка Орфографушка, и была у нее внучка Орфограммушка. Орфограммушка очень любила прятаться, и бабушке приходилось ее искать». «Ребята, а кто помнит, что такое орфограмма?»- спрашивает учитель. Ученики правильно отвечают на поставленный вопрос. Приводят примеры различных орфограмм. Ребята пускаются вместе с учителем в увлекательные путешествие по «Орфографии». Почти на каждом уроке они помогают бабушке Орфографушке искать ее хитрую внучку в словах. Это поможет им развивать орфографичскуюзоркость , тренироваться в подборе проверочных слов, применять на практике правила орфографии. 2.»В стране невыученных уроков» (Правописание гласных. Согласных в корне слова) - Есть такая повесть- «В стране невыученных уроков». Г.Гераскиной . Герой этой повести- ученик Виктор Перестукин. Волшебный мяч приводит этого героя вместе с его котом Кузей в Страну невыученных уроков, где Виктор встречает сказочных героев и где его ждут разные испытания. Вот Виктор попадает в замок, где живет старик Глагол, коварная Запятая, чувствительный Восклицательный, беспокойный Вопросительный знаки и многие другие герои. Послушайте отрывки из этой повести. Скажите , о чем спрашивали в замке Витю. Какие правила правописания вы вспомнили? 1. Я подошел к Глаголу и спросил его, нельзя ли мне уйти. Старик не успел и рта открыть , как запятая запрещала на весь зал: - Ни за сто! Пусть сначала докажет , что знает правописание безударных гласных! На мое счастье , в зал вбежала огромная собака. Кузя . конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака и не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке. -Ах, ты любишь собак! Очень хорошо -ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом : «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилась «Сабака». Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугал ее злой морды и побежал. Она погналась за мной. Кузя отчаянно шипел, вцепившись когтями в мою курточку. Я догадался, что неправильно вставил букву Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мою руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о». -Может быть, только эта собака пишется через «о»?-спросил Кузя, -а все другие через «а»? -Кот такой же невежда, как его хозяин, -хихикнула Запятая, но Кузя ей возразил, что собак он знает лучше, чем она. 2.Пока шел этот разговор, в высокое окно заглянул солнечный луч. В зале сразу посветлело. -Ах! Солнце! Чудесно! Прекрасно!- радостно выкрикивал Восклицательный. -Ваше Величество, солнце,- шепнула Запятая Глаголу,- спросите невежду… -Хорошо, согласился Глагол и махнул рукой. На черной доске исчезло слово «Собака» и появилось слово «Со…нце». -Какая буква пропущена?- спросил-спросил Вопросительный. Я прочел еще раз: «Со…нце». По-моему, тут ничего не пропущено. Если все буквы на месте, зачем же вставлять лишнее? Что было, когда я об этом сказал! Запятая хохотала как сумасшедшая. Восклицательный плакал и ломал ручки. Глагол хмурился все больше и больше. Луч солнца скрылся. В зале стало темно и очень холодно. В самом деле, как пишется слово «солнце»? Зоя Филиповна всегда советовала нам изменять слово так, чтобы все сомнительные и скрытые буквы вылезали наружу. Быть может ,попробовать? И я начал выкрикивать: «Солнце! Солнышко! Солнечный!! Ага! Вылезла буква «л». Я схватил мел и быстро вписал ее. В эту же минуту солнце снова заглянуло в зал. Стало светло. Тепло и очень весело. В первый раз я понял, как сильно люблю солнце. -Да здравствует солнце через букву «Л»!-весело запел я. 3.Знаки объяснили мне: получу все, что пожелаю, если правильно напишу свое пожелание. Конечно, тут же выскочила доска и повисла передо мной . Чтобы не ошибиться, мы с Кузей обсудили этот вопрос еще раз. Кот не мог придумать ничего более вкусного, чем любительская колбаса. Я больше люблю полтавскую. Но в словах «любительская» и «полтавская» можно наделать пропасть ошибок. Поэтому я решил написать просто «колбаса». Но есть колбасу без хлеба не очень-то вкусно. И поэтому для начала я написал на доске «Хлеп!». Но никакого хлеба мы с Кузей не увидели. Нас обманули. -Где же ваш хлеб? -написано неправильно!- хором ответили знаки. -не знать, как пишется такое важное слово! -проворчал кот. Я взял мел и крепко вывел : «калбаса». -Неправильно!- завопили знаки. Я опять стер и написал: «Калбаса!. -Неправильно!- заорали знаки. Я разозлился и швырнул мел. Они просто издевались надо мной. -Поели и хлеба. И колбасы, -вздохнул Кузя .-Непонятно, зачем мальчики ходят в школу. Неужели тебя там не научили правильно написать хоть одно съедобное слово? Одно съедобное слово. Я пожалуй. Мог бы написать правильно. Я стер «Колбасу» и написал «лук». Тотчас же явились точки и внесли на блюдце очищенный лук. Кот обиделся и зафыркал. Он не ел лука. Я его тоже не любил. А есть хотелось ужасно. Мы начали жевать лук. Дети без труда называют правила, которые они вспомнили. О правописании: 1) безударной непроверяемой гласной;2) согласных в корне слова ;3) непроизносимых согласных в корне слова. Затем естественно поставить задачу: записать примеры слов на указанные правила и правописания безударной проверяемой гласной в корне слова , но не любые слова, а те, которые есть в прочитанных отрывках или отражают их содержание. Возникает такая, например, запись: Собака Хлеб(хлеба) Солнце Спросил (спрос) Колбаса Лук (лука) Радостно плечо (плечи) Хозяин Из глаз (глаза) Несчастный Махала (машет) Просьба (просить) Интересно Доска( доски) Опасно Вкусно В итоге повторения предлагаются сложные задания, требующие сообразительности и отражающие глубину осознания материала: 1.Какая неточность допущена Витей Перестукиным в его рассуждениях? (Эти части выделены курсивом в приведенном выше тексте). Пятиминутные разминки Правописание безударных гласных в корне слов На наши уроки часто будут приходить два спорщика- Речевичок и Слушок. Они пришли к нам и сегодня. На доске написано с-деть. Речевичок настаивает на букве и, а Слушок говорит. Что надо писать е. А как вы думаете , ребята? (Аналогичные примеры: отв-рить, зап-ватьит.д.) Буквы и, у. а после шипящих Игра: кто больше вспомнит за 2 минуты имен сказочных героев. Чтобы в их именах были шипящие ж, ч, ш, щ с гласными и, у, а(Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-побегайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине) Аналогичная игра: кто больше вспомнит названия животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж,ч,ш,щ с буквами и. у , а? (Жираф, жаба, чайка, чибис, чижик, ежик, журавль, медвежата). Игры-соревнования 1.Игра на внимание: «Кто меньше сделает ошибок в написании, произношении, употреблении слов…?»При ее проведении могут использоваться сигнальные карточки, перфокарты, запись диктуемых слов на доске ( представителями команд) ит.д. 2.Игра «Поднимаем руку, если в окончании глаголов пишется е ( пишется разделительный ъ, после шипящих на конце пишется ь и т.д.)» Подсчитывается количество ошибочно поднятых(неподнятых) рук ( по командам или по рядам0. В итоге подсчитываются очки, определяется победитель. 3.Игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на какое-либо правило( например, на разделительный ъ и ь ). Выигрывает тот, кто :1) быстрее вручит учителю листочки 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах. Компьютерная игра «Восхождение на пик орфографии» Для подведения итога полезна игровая компьютерная программа: дети с удовольствием играют, а мы получим дополнительную информацию о том, насколько сформирован навык. На экране монитора изображение горы с девятью уступами, у подножия- фигурка «альпиниста». На первом уступе появляется слово с пропущенной буквой . Ученик вводит ее в компьютер (нажимает клавишу). Если ответ правильный, «альпинист» поднимается на первую ступеньку, а на второй возникает новое слово( тоже с пропущенной буквой). Правильный ответ- перемещаемся на верхнюю ступеньку, ошибка- вынужденный спуск. Когда добираемся до шестой ступеньки, попадаем в зону тумана. «ограниченной видимости»: верхние уступы закрывают облака, слово появляется целиком, без пропусков, но лишь на короткое время. Задача усложняется: надо набрать ( без ошибок!) исчезнувшее слово, правильно напечатать его. В случае ошибки слово «выплывает из тумана», какое-то время снова светится на экране, потом опять исчезает. При повторной ошибке «альпинист» скатывается сразу на две ступеньки вниз. И все-таки постепенно добирается до вершины пика, получает поздравления компьютера и сообщение о том, сколько же времени длился его подъем. Если это время меньше того, которое предусмотрено составителем, компьютер поздравляет победителя с мировым рекордом. Так что игра по правилам! Какой же языковой материал ( по данной теме) можно предложить для этой игры? Слова ( с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением), тематически связанные с путешествием, с воображаемым маршрутом ( с тем. Что может встретиться на пути, что может потребоваться для описания путешествия), например: Г…ра, р…ка, тр…па, гр…за, ск…ла,оз…ро, п…ляна, д…лина, цв…ты, д…ревья, ,в…допад, д…жди,сн…га,ж…ра,зв…рек, л…сной, с…сновый, в…здушный, л…дяной, подт…нуться,в…схождение,сп…ртсмен ,х…лодный, ст…рожка, гр…ница ,ост…новка, осл..беть, уд…ржаться,в…ршина, т…мнеть, св…тлеть, в…черний, осм…треть, тр…нироваться, сок…льзнуть и др. Дополните этот перечень, отберите из него то, что считаете удачным. Причем для зоны « ограниченной видимости» возьмите самые сложные слова( содержащие две-три орфограммы), например: восхождение, подтянуться, спортсмен, тренироваться, соскользнуть и др. После игры желательно, чтобы дети вспомнили и записали слова, которые были на экране монитора( тренируем зрительную память!). манипуляции с клавишами не вырабатывают моторных навыков, которые, в свою очередь, облегчают формирование навыков орфографических. Запись слов восполняет этот недостаток при работе с компьютером. Кто вспомнит быстрее и больше слов? Кто сделает при этом ни одной ошибки? Кто предложит новые слова (стой же, а может быть. И с другой орфограммой) для этого путешествия? Полезное игровое задание; его можно использовать и без компьютера: нарисовать на доске фигурку и лесенку, записывать на ступеньках слова, совершать коллективное восхождение. Заключение Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры. Залог точности выражения мыли и взаимопонимания. Культура речи- это «одежда мысли», по которой обычно определяют уровень образованности человека. Орфографические умения и навыки- составная часть речевых умений и навыков. Языкового развития в целом. Иными словами, правописание- средство общения. Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, письма, статьи в газету и др. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант- не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. В данной работе была сделана попытка познакомить только с некоторыми методами. Приемами, видами работ, которые дают эффективную возможность формирования орфографической зоркости на уроках русского языка. Главное- работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически, из урока в урок, на протяжении всего периода обучения школьников по русскому языку. Список использованной литературы 1.Алгазина Н.Н. «Формирование орфографических навыков» М.1987.7 с 2.Баранов М.Т. «Обучение русскому языку в 6 классе» М.1988.87 с. 3.Бекмухамедова Х.А.,Сиымова А.С. «Русский язык. Дидактический материал.5» А., «Атамура» 2001 4.Бельская «Практический материал по русскому языку.4класс» М.с134 5.ГаллингерИ.В.,Львова С.И. «Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах» М.1988. 81 с. 6.Еркебекова «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка» Журнал «Преподавание русского языка в школах Казахстана» март-апрель 2005 7.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. «Уроки обучения грамоте» М., П., 1988 8.Ерохина Е.А. «Сборник диктантов по русскому языку для 4-8 классов казахской школы» А-А «Мектеп» 1985 9. Жанпеисова У.А., Кожакеева Ш.Т. «Русская речь» Учебник для 5 класса общеобразовательной школыс казахским языком обучения А., 2005 10. Иванова В.Ф. «Трудные вопросы орфографии» М.5 с. 11.Ивченков П.Ф. «Контрольно- тренировочные работы на уроках русского языка. 4-8 классы» М.Пр. 1987 12.Кобызев А.И., Заморзаева Е.М. «развитие орфографической зоркости» в кн.«Обучение орфографии в восьмилетней школе»(Ред.-состМ.М.Разумовская) М.1974. 13. Кондрашов Н.А.»Основные вопросы русского языка» М.,П., 1985 14.Косолапкова А.А. «Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов». Журнал «Русский язык в школе» 1990 №1 25с. 15.К.У.Кунакова,Искакова З.Ж.,Кыдырбаева. Р.А. «Русскаяречь» Учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения А,2003 16.Ладыженская Т.А.,Зельманова Л.М. «Практическая методика русского языка. 5класс» М.1992. 17.Пастухова Л.А. «Обучающие диктанты в 6 классе» Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» 2005 №2 18.Просвиркина И.И. «Наши учителя» Т.П.Дегтярова».Журнал «Русский язык в школе» 1990.№4. 48с. 19.Селезнева Л.Б. «Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе» М.1980 20.Тростенцква Л.А. «Современный урок русского языка» М.,Пр., 1984 21.Ульченко З.Ф. «Диктанты с изменением текста» М.3с. 23. ШмановаН.Н. ,Байбурина К.А., Байбурина Н.А. «Русская речь. Сборник диктантов. 9 класс». А.,»Мектеп». 2005. 24.Яковлева Л.Д. «Пути повышения грамотности учащихся». Журнал «Русский язык в школе». 1990. №1 25с.





© 2010-2022