Педагогический проект Нетрадиционные приёмы работы на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА»








Автор проекта:

учитель начальных классов

МБОУ школы № 112г.о. Самара

Родионова Наталия Владимировна





Самара

2013 г.



Содержание:


1. Актуальность проблемы. 2. Цель и задачи. 3. Классификация педагогических игр. 4. Урок с дидактической игрой.

  • Требования к подбору игр.
  • Виды дидактических игр.
  • Структура дидактической игры.
  • Дидактическая задача.
  • Игровая задача.
  • Игровые действия.
  • Правила игры.
  • Подведение итогов (результат).
5. Основные функции дидактических игр.

6. Основные условия проведения дидактической игры.

7. Заключение. 8.Список используемых источников. 9. Приложение

  • Урок-путешествие по русскому языку.
  • Методическая копилка (дидактические игры)









Актуальность проблемы:


Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Я работаю над темой самообразования «Игровые технологии на уроках русского языка». Почему именно эту тему я выбрала? В своей работе я столкнулась со снижением интереса учащихся к этому предмету. Пересмотрев все технологии, я остановилась на игровых технологиях. Игра - самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Через игру ребёнок постигает мир, законы взаимоотношений, приобретает новые знания в различных областях жизни и науки. Игра даёт возможность учащемуся оценить себя на фоне других ребят, выдвигая при этом иные критерии оценки. Игра способствует формированию и развитию ключевых компетенций ученика, развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы учеников. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.























Цель и задачи: Цель: Изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 1-4 классах, закрепление практических навыков на уровне методики и обобщение опыта.

Задачи:

  • Проанализировать игровые технологии.

  • Изучить и обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе.

  • Сделать процесс обучения занимательным, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.














Классификация педагогических игр:


  • По виду деятельности:
  • Физические
  • Интеллектуальные
  • Трудовые
  • Социальные
  • Психологические
  • По характеру педагогического процесса:
  • Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие
  • Познавательные, воспитательные, развивающие
  • Репродуктивные, продуктивные, творческие
  • Коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
  • По характеру игровой методики:
  • Предметные
  • Ролевые
  • Имитационные и др.
  • По игровой среде:
  • С предметами
  • Без предметов
  • Компьютерные
  • С ТСО
  • Комнатные и др.




Урок с дидактической игрой. Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра - форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Виды дидактических игр:

1. Игры - путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
2. Игры - поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
3. Игры - предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
4. Игры - загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
5. Игры - беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется знания, умения, навыки.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.


Основные функции дидактических игр:


1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
2) функция формирования психических новообразований;
3) функция формирования собственно учебной деятельности;
4) функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.


Основные условия проведения дидактической игры:


1. наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность.
5. Средства и способы, повышение эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога - направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.
Далее необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.
Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.
И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и главное - качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели.
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления нового материала используют игры на воспроизведение свойств действий и правил. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания















Заключение:

В заключении следует отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Дидактическая игра - один из них. И она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Формы урочной работы у нас всегда рождаются в сотворчестве с учениками. Педагогическая технология дидактических игр помогает быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях и, главное, она способствует развитию познавательного интереса к урокам русского языка. В игре дети действуют по внутреннему побуждению, а не по принуждению. И таким образом, трудные и напряженные занятия можно сделать интересными и занимательными.
Я убедилась, что на уроках, где применяются игровые технологии, ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.


Список используемых источников:

1. Баев П.М. играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ. - М.: Рус. Яз., 1998 г.
2. Аксенова А.К. Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. Для учителя - 2-е издание дополн.. М.: просвещение. 2001 г.
3. Карпова Е.В. дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» - 1997 г.
4. Минскин Е.М. От игры - к знаниям. М., 2008 г.
5. Волина В.В. Веселая грамматика. М., 2005 г.





























Урок-путешествие по русскому языку.

Тема: «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цели: обобщить знания детей о шипящих звуках; формировать умение правильно писать сочетания с шипящими звуками; воспитывать любовь к урокам русского языка.

Ход урока

- Ребята, вы любите путешествовать? А на каком виде транспорта можно путешествовать? Давайте все вместе отправимся в путешествие на веселом паровозике. Сегодня мы отправимся в страну сочетаний жи-ши, чаща, чу-щу. Тема нашего урока: «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу». На уроке мы обобщим знания о шипящих звуках, продолжим вырабатывать навык правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Во время путешествия мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, которые мы уже приобрели на уроках русского языка.

Итак, чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привести в движение колеса. Если я подниму правую руку, то одна половина класса хлопнет в ладоши один раз, а если подниму левую руку, то другая половина хлопнет в ладоши тоже один раз. А если обе руки вверх, то все кричат «Ту-ту-у!».

Станция «Чистописание»

- Поезд прибыл на станцию Чистописание

Открываем тетради. Сегодня на уроке вспомним правильность написания прописной и строчной букв Мм. Из каких элементов состоит заглавная буква М? Строчная буквам м? Какое соединение? Напишите буквы по образцу. Запишите ниже число и «Классная работа».

Станция «Шипящие»

- Скажите, какие шипящие звуки вы знаете? Какие из них твердые? Назовите мягкие шипящие звуки.

Игра «Угадай шипящий звук»

Я буду произносить слова, а вы, если в слове есть шипящий звук, показываете зеленый сигнал светофорика, а если нет шипящего - то красный сигнал.

Чернила, цветок, час, журнал, широкий, цена, жара, зовёт, шутка, щель, стол, звонок, шнур, щётка.

Станция «Диктант по картинкам»

- Запишите названия предметов, которые изображены на рисунках; изученные сочетания подчеркните. Первое слово пишите с красной строки и большой буквы, а далее через запятую с маленькой буквы.

Картинки, на которых изображены шишка, карандаши, снежинка, чашка, часы, щука, машина, свеча.

Станция «Почтовая»

- Нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.

Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речьку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя.

Незнайка в своем письме допустил ошибки. Давайте поможем ему найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное написание, чтобы он больше не допускал ошибок.

Спишите этот текст себе в тетрадь. Сочетания подчеркните.

Скажите, почему Незнайка допустил так много ошибок? Зачем надо на уроке быть внимательным? Зачем знать правила правописания?

Станция «Будь внимателен»

- В данных словах подчеркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках. Напишите полученные слова, но будьте внимательны: среди этих слов есть три слова, в которых замена букв невозможна.

Иду(щ), сыр(ж), пилят(щ), люки(щ), малина(ш), липы(ш), пила(щ).

Проверка.

Станция «Итоговая»

- Чем занимались на уроке? Что повторили?

Методическая копилка

Игра «Составь слово» Эта игра позволяет повторить ранее изученный материал и совершить плавный переход к новой теме или к новому изучаемому материалу, а также может служить связкой между этапами урока или различными заданиями на одном этапе. Возможны несколько вариантов этой игры: 1. Составление слова из нескольких слов. 2. Составление односложных или двусложных слов из одного длинного слова. 3. Составление слова из написанных букв. 4. Среди узора найти буквы и составить слово. 5. Цветочек.

1.Составление слова из нескольких слов. Учащимся предлагается несколько слов. Количество слов зависит, от того, сколько букв в задуманном учителем слове. Слова могут задаваться разными способами: - записаны на доске; - являться ответом на загадку; - определяться по значению слова; - определяться по картинке. К примеру, заданы слова Кормушка Берег Фильтровать С данными словами может быть проведена предварительная работа, например по отработке правила «Безударная гласная в корне слова». Потом учитель задает принцип отбора букв. Это может быть отбор по порядковому номеру буквы в слове, отбор по характеристике определенного звука в слове и определении соответствующему ему буквы или какой-либо другой способ отбора букв. В данном примере отбор букв идет по порядковому номеру буквы в слове (6 - 4 - 1). Дети должны на основе заданного критерия отбора выявить буквы, входящие в состав слова и определить это слово. В примере это слово - ШЕФ. Продолжается работа с полученным словом: 1. Объяснение значения слова. 2. Подбор синонимов. 3. Составление устных предложений. 4. Фонетический разбор слова. На основе фонетического разбора начинается объяснение нового материала (в примере - «Парные согласные в корне слова»).

2. Составление односложных или двусложных слов из одного длинного слова. Эта игра может быть использована для закрепления темы или быть связкой между этапами урока. Учитель предлагает одно слово. Например, Мороженое. Слово может быть заданно также различными способами и с ним может быть проведена работа по лексике, орфографии или орфоэпии. В приведенном примере можно повторить лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова, разделить слово на слоги, поставить ударение. Учащиеся должны из букв составляющих это слово составить более короткие слова (ром, морж, нож, море, реже, можно). На выполнение задания может быть отведено определенное время или определено количество полученных слов. С полученными словами также можно повторить части речи, деление слов на слоги, перенос слов и другие темы.

3. Составление слова из написанных букв. Это задание может быть использовано для введения новой темы и отработки каллиграфического написания букв. Учителем предлагаются несколько букв. Буква может быть задана различными способами: 1. Стихотворение про букву. 2. Записаны под диктовку. 3. Заданы в виде несложного кода. Ученики должны составить слово из полученных букв. Полученное слово может являться темой урока или быть его частью.

4. Среди узора найти буквы и составить слово. Учитель пишет на доске узор, состоящий из элементов букв, в котором спрятаны разрозненные буквы необходимого слова. Учащиеся должны обнаружить среди элементов отдельные буквы и составить из них слово.

5. Цветочек. Эта игра может быть использовано для повторения ранее изученного материала, для перехода к новой теме или к новому материалу. Учитель пишет на доске или раздает заранее созданные листочки в виде лепестков ромашки. На каждом лепестке написаны слоги или отдельные буквы. Дети должны составить слова из имеющихся букв или слогов.

Игра «Найди лишнее» Эта игра позволяет формировать мыслительные операции по анализу, синтезу и обобщению Учитель предлагает учащимся группу слов, объединенных по какому-либо свойству. В группе имеется слово, которое не принадлежит по какому-либо характеристическому свойству данной группе. Дети должны проанализировать каждое слово по значению, грамматике и орфографии, определить объединяющее группу свойство и выяснить, какое слово не обладает этим свойством. Например, предлагается группа слов Морковь, картофель, огурец, помидор, яблоко. Характеристическое свойство данной группы - принадлежность к группе растений «Овощи» Лишнее слово яблоко. В дальнейшем с полученным словом проводится работа в соответствии с планом урока. В зависимости от подготовки учащихся задание можно усложнять, увеличивая количество слов или характеризующих свойств.

Игра «Разделение на группы» Эта игра позволяет формировать у учащихся умение классифицировать объекты и понятия по определенным свойствам. Учитель предлагает учащимся набор слов. Учащиеся должны разделить эти слова на группы по каким либо свойствам. В зависимости от поставленной задачи выбирается степень сложности задания. 1. Учитель сам задает свойства, по которым будет проводиться классификация, например, проверяемые безударные гласные в корне слова - проверяемые согласные в корне слова. 2. Учащиеся самостоятельно определяют свойства, количество групп и проводят классификацию. Эта игра может быть использована при закреплении ранее изученного материала, обобщении изученного. Например, после изучения тем «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Проверяемые парные согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слова» необходимо провести обобщение по теме «Орфограммы корня». В этой ситуации игра позволяет сделать это обобщение в более доступной и понятной форме. Даны слова: низко, смотреть, звездный, праздник, рукавчик, кормушка, домовой, местный, зубчик. Эти слова разделяются на следующие группы: 1.По свойству «Проверяемые безударные гласные в корне слова» смотреть, кормушка, домовой 2. По свойству «Проверяемые парные согласные в корне слова» низко, рукавчик, зубчик 3. По свойству «Непроизносимые согласные в корне слова» звездный, праздник, местный После разделения на группы учащиеся должны аргументировать свой выбор, что позволяет развивать умение рассуждать, доказать правильность своих действий.

Игра «Волшебный мешочек» Эта игра позволяет развивать тактильные ощущения, формулировать их словами. Игра может быть использована, например, при изучении темы «Прилагательные как часть речи» в качестве введения в тему. Учитель предлагает учащимся мешок, в котором находится один или несколько предметов. Учащиеся должны опустить в мешок руку и, не доставая предметов из мешка, определить, что там находится и дать как можно больше описаний своих тактильных ощущений, например, круглый, гладкий, мягкий, маленький, резиновый. На основе этих слов можно дать определение прилагательного и его значения в речи и перейти к изучению прилагательных. Аналогично проводится работа по теме «Существительное как часть речи».

Игра «Исправь ошибку» Эта игра позволяет отрабатывать орфографическую зоркость, находить ошибки в текстах, повторять правила, уметь применять их на практике, способствовать выработке навыка орфографического письма. Учитель предлагает текст или набор слов, с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности: 1. С указанием количества ошибок. 2. Без указания количества ошибок. 3. С ограничением по времени или ввести элементы соревнования между учениками. Учитель или сам предлагает слова или выбирает их из детских работ, что позволяет отработать наиболее частые ошибки, допускаемых учащимися. Учащиеся должны обнаружить ошибки и оформить результаты работы в указанном виде (исправить прямо в тексте, выписать слова с ошибками и т.д.).


Игра «Поможем зверям»
Цель: закрепление знания алфавита, обогащение словаря детей.
Оборудование: картинки с изображением животных, с подписями.
Описание: перед игрой каждому ученику выдается карточка с изображением одного животного.
Педагог рассказывает детям: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Давайте им поможем».
Дети по очереди выходят к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, то он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующем уроке, рассказав алфавит.
Звериный алфавит.
Антилопа (аист), бегемот (баран, бык), волк (ворона), гиена (гусь), дикобраз, енот, ёж, жаба (жук, жираф), заяц (змея), индюк, кабан (кошка, кит, курица), лиса(лось), медведь (муравей), носорог, осел (олень), пантера (петух), рысь (рак), собака (сом), тигр, улитка (утка), филин, хорь (хомяк), цапля (цыпленок), черепаха, шакал, щука, эму, ю, ястреб.


Игра «Разложи слова по алфавиту»
Цель: закрепление знания алфавита.
Описание: каждому играющему выдается набор из 29 карточек, на которых написано по одному слову на каждую букву алфавита (кроме Й,Ъ,Ь,Ы). Выигрывает тот, кто первый разложит слова по алфавиту.
Например: аптека, билет, вторник, горох, дорога, ельник, ёжик, жизнь, заяц, искра, картина, лопата, мебель, ножик, огород, поезд, рисунок, столица, теленок, ученик, фонарь. Холод, цыпленок, чернильница, шубка, щука, эксковатор, юноша, ягода.


Игра «Кто за кем?»
Описание: выбирается 2 команды (2 девочки, 2 мальчика). Девочки должны расставить по алфавиту карточки с именами мальчиков, а мальчики - карточки с именами девочек: ДИМА, КОЛЯ, АЛЁША, ИЛЮША, ВИТЯ, ГРИША, БОРЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, ЛЁНЯ, СЕНЯ, МИША, РОМА, ТИМА; ГАЛЯ, АНЯ, ЖАННА, ИРА, ДАША, ЗИНА, ВЕРА, ННИНА, МАША, КЛАВА, СВЕТА,ОЛЯ, ЛИДА, ПОЛЯ.
Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием
Игра: «Расколдуй слово».
Цель: закрепление знания алфавита.
Описание: на доске записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв:
ХОУПЛ СМТОЫ УГЬШЛ НЫБТИ СВЬОА
Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке. Играющий первым «расколдовавший» слово получает жетон, выигрывает тот кто наберет больше жетонов.

Игра «Скалолазы»
Цель: закрепление правописания звонких и глухих согласных в конце слова.
Описание: класс делится на две команды. Команды соревнуются в том, кто быстрее доберется до вершины, вставив пропущенные буквы:

ФЛА…

СНЕ… СУГРО…

КРАСИ… БЕРЕ…

ДУ… МОРО…

ЛЁ… ЛЕ…


© 2010-2022