Конспект урока по окружающему миру на тему: Безопасный маршрут «Дом – школа»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема Безопасный маршрут «Дом - школа».

Цель: познакомить учащихся с правилами дорожного движения, перехода проезжей части, с сигналами светофора; разработать безопасный маршрут от дома к школе; формировать практические навыки сохранения здоровья и жизни по пути следования в школу и домой; развивать желание сознательно придерживаться правил поведения на улице, по­вторить правила поведения возле канав, траншей, люков; способствовать воспитанию культуры пе­шехода. Оборудование: дорожные знаки, макет светофора, плакат с изоб­ражением улицы, карточки с названиями дорож­ных знаков, портрет Буратино; рисунки замка и ключей трех разных размеров (один из них под­ходит к замку).

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинаем мы урок.

На уроке ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь.

Спинка прямо у тебя.

Это делайте, как я:

Ручки мы вот так кладем

И заданий дальше ждем.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Ребята, к нам за помощью обратился наш старый знакомый. А кто он, вы узнаете сразу, когда услышите его песенку. (Звучит песня Буратино «Скажите, как его зовут?».) Совсем недавно Папа Карло купил ему азбуку, и Буратино тут же решил отправиться в школу, но как только он вышел на улицу, сразу же чуть не попал в беду. Ведь непослушный Буратино не зна­ет правил дорожного движения. Вот он и попросил нас ему помочь: ознакомить с правилами дорожного движения, показать безопас­ный маршрут от дома к школе.

III. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ МАТЕРИАЛА

1. Игра «Подбери ключ».

- Ребята, ну что, мы готовы помочь Буратино? Буратино вышел из дома. Как вы думаете, что он должен сде­лать? (Закрыть дверь.) Но у рассеянного Буратино оказалось несколько ключей. Давайте поможем ему отыскать нужный.

  • Какой из трех ключей подойдет к этому замку?

  • Как вы думаете, первый подойдет?

  • Нет, этот ключик очень -большой, он гораздо больше замка.

  • Тогда, наверное, подойдет второй?

  • Нет, он очень маленький.

  • Значит, подойдет третий? (Да.)

  • Давайте поможем Буратино советом: как нужно вести себя, если вам доверили ключи? (Ключи нужно положить в безопасное место в портфеле или в карман, чтобы они не потерялись.)

  • Помните, никому из посторонних нельзя давать ключи.

2. Игра «Путаница». Наш Буратино вышел на улицу. В лицо ему повеял легкий вете­рок, с неба улыбнулось веселое солнышко. Он точно знал, что идти можно только по тротуару. Но что мы видим?

Весьма тревожная картина:

Среди дороги, на ходу

Ворон считает Буратино,

И может он попасть в беду.

- Давайте проверим, ничего ли Буратино не напутал.

  • Проезжая часть.

  • Тротуар.

  • Обочина.

(Ребята находят ошибки и правильно переставляют названия.)

3. Беседа.

  • Что изображено на рисунке? (Изображена улица.)

  • Что такое улица? (Это место для движения транспорта и пе­шеходов.)

  • Что называют тротуаром? (Часть улицы, по которой ходят пешеходы.)

  • Скажите, где размещается обочина? (По обе стороны от про­езжей части.)

  • Как нужно идти по тротуару? (Придерживаясь правой стороны.)

  • На какие линии мы еще не обратили внимание? Кто знает, что это за линии?

  • Вы догадались, почему их называют «зеброй»? (Такие же широкие белые полосы поперек дороги, как у животного зебры.)

Чтоб приучить пешехода к порядку,

Разлиновали асфальт, как тетрадку.

Через дорогу полоски идут,

И за собой пешехода ведут.

- Островок безопасности на широких дорогах, на переходах обозначают белой краской. Это безопасное место для пешеходов, на нем можно остановиться и пропустить машины.

4. Физкультпауза.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

5. Игра «Кто лучше знает дорожные Знаки?». На пути нашего героя встретились картинки. Как вы думаете, что это? (Это дорожные знаки.)

- Давайте поможем Буратино в них разобраться и объясним,
что они обозначают. Соедините дорожные знаки с названиями и объясните, что каж­дый знак обозначает.

  • Пешеходная дорожка.

  • Пешеходный переход.

  • Подземный, наземный переход.

  • Светофор.

  • Перекресток.

  • Осторожно, дети!

  • Стоянка запрещена.

  • Не парковаться.

  • «Кирпич».

  • Для чего нужны дорожные знаки? (Для порядка на улице.)

  • Почему нельзя переходить дорогу в запрещенных местах?

  • Где нужно переходить улицу? (Только в разрешенных для перехода местах: там, где обозначен переход или пешеходная до­ рожка.)

  • Это наземные переходы, а еще есть подземные переходы.

Пешеход, пешеход!

Помни ты про переход

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход

От машин тебя спасет!

- Что такое перекресток? (Это пересечение двух дорог.)
Понятно, что на перекрестках значительно больше машин, чем на одной дороге. Пешеходам здесь нужно быть очень вниматель­ными. Как нужно правильно переходить перекресток? (Прежде чем ступить на проезжую часть, нужно убедиться, что на дороге нет машин, либо они остановились, либо далеко.)

- А что делать, если вы не успели перейти дорогу? (Остановить­ ся на разделительной линии или на островке безопасности. Подождать, пока проедут машины, и перейти дорогу дальше.) Совет № 2. Переходи улицу только в разрешенных местах но подземным и наземным переходам.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА 1. Беседа о назначении светофора. Буратино, разобравшись с нашей помощью с дорожными знака­ми, весело зашагал через дорогу и тут:

Внимание: глядит в упор

На него трехглазый ... (светофор).

Зеленый, желтый, красный глаз.

Он каждому дает приказ.

Шум, движенье, гул моторов.

Сразу можно растеряться,

Коль в сигналах светофора

Не умеешь разбираться.

- Поможем Буратино разобраться в сигналах светофора?

Разных три имеет глаза,

Он откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный - Стоп!

Идти нельзя, опасно!

Желтый глаз - погоди,

А зеленый - проходи.

  • Когда можно переходить дорогу?

  • Для чего горит желтый свет?

О чем предупреждает красный сигнал?

Что нужно сделать во время, перехода улицы? (Сначала по­смотреть налево, посредине дороги - направо.) Совет № 3. Переходи улицу только на зеленый свет светофора, только когда транспорт остановился или находится очень далеко. По время перехода сначала посмотри налево, посредине дороги - направо.

2. Физкультпауза «Светофор». Если на макете светофора «загорается» зеленый свет, ученики на месте топают ногами, будто идут; желтый - тихонько хлопают в ладоши; красный - в классе тишина.

3. Беседа о местах для игр.

-Наш светофор хочет дать нам с вами и Буратино еще один совет.

Правил дорожных

На свете немало.

Все бы их выучить

Нам не мешало,

Но основное из правил движенья -

Знать, как таблицу

Должны умноженья,

На мостовой - не играть,

Не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

- Расскажите, где можно играть, а где - нет. (Играть можно только в специальных местах: во дворе, на детских площадках, в парках.)

Совет № 4. Не играй на дороге.

V.ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Работа по учебнику.

  • Правильно ли дети выбрали путь к школе?

  • Кто из детей нарушил правила перехода улицы?

  • Какие бывают переходы?

  • Как переходить дорогу, на которой не обозначен переход?

2. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!».

- Буратино, следуя нашим советам, добрался до школы и заглянул в наш класс. Он очень благодарен вам за помощь. Наш герой обещает выполнять все правила дорожного движения. Но только у него есть одно условие.

Делаю ребятам

Предостережение:

Выполняйте тоже

Правила движения,

Чтоб не волновались

Каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались

Улицей водители.

  • Обещаем!

  • Ребята, а сейчас я буду задавать вопросы. А вы вместе с Буратино дружно отвечайте: «Это я, это я - это все мои друзья!»

Кто из вас идет вперед Только там, где «переход»?

(Это я, это я - это все мои друзья!)

Знает кто, что красный свет - Это значит, хода нет?

(Это я, это я - это все мои друзья!)

Знает кто, что свет зеленый - путь открыт! Желтый свет - о внимании говорит.

(Это я, это я - это все мои друзья!)

Кто из вас в вагоне тесном Уступил старушке место?

(Это я, это я - это все мои друзья!)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа.

  • О чем мы говорили на уроке?

  • От чего зависит жизнь каждого пешехода на улице?

  • Где нужно переходить улицу?

  • Что важного для себя вы узнали и запомнили?

Вместе с родителями обсудите безопасный путь к школе и об­ратно. Красным цветом обозначить опасные места.

5


© 2010-2022