Аналитическая справка по результатам диагностики УУД у учащихся 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитическая справка по результатам диагностики УУД

у учащихся 1 «Д» класса за 2014-2015 уч.год

Цели исследования:

1. Изучение и анализ уровня сформированности универсальных учебных действий у первоклассников с точки зрения требований ФГОС.

2. Выявление динамики формирования и развития УУД у учащихся в течение первого года обучения.

3. Выявление актуальных проблем в процессе формирования и развития УУД первоклассников.

Анализ результатов мониторинговых исследований УУД учащихся 1 «Д» класса позволяет сделать следующие выводы:

- проделанный анализ показал достаточный уровень сформированности УУД.

-результаты свидетельствуют о достижении базового уровня по всем группам проверяемых УУД, направленных на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении.

Не справились с заданиями _0___человек.

Высокую степень самостоятельности в выполнении заданий показали 9 учащихся (ф.и. учащихся) Из предложенной таблицы прослеживается динамика роста по формированию всех трех групп УУД в течение года.

1 полугодие

2 полугодие Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Познавательные УУД 30 % 45% 24% 32% 48% 16% Регулятивные УУД 38% 52% 10% 42% 48% 10% Коммуникативные УУД 48,3% 48,3% 3% 67% 33% 3% Проанализируем более подробно.

Познавательные УУД учащихся 1 «Д» класса сформированы на достаточном уровне (с заданиями справились 26 учащихся, что составляет 80%). Хочется отметить учащихся со стабильным результатом и положительной динамикой при исследовании уровня сформированности познавательных УУД (показатели - информационные умения): (ф.и. учащихся)

(показатели -логические умения): (ф.и. учащихся) Встретились задания, при выполнении которых возникли и трудности (результаты диагностики снизились по сравнению с первым полугодием). В исследование информационных умений первоклассников был включён параметр «умение структурировать информацию» (задание 2). Он изучался в начале учебного года с помощью методики «Построение последовательности событий на основе сюжетных картинок», в конце учебного года на основе деформированного текста, в котором учащимся необходимо было восстановить последовательность предложений.

Из результатов исследования видно, что выделение основных сюжетных моментов и установление причинно-следственных связей между ними на основе наглядности учащимся удаётся лучше, чем на основе деформированного текста. Трудности при восстановлении деформированного текста возникли у (Ф.И. учащихся).

Возможной причиной недостаточно высокого уровня владения данным умением является низкая техника чтения (Ф.И. . учащихся) , что затрудняет выделение основных сюжетных линий и определение их последовательности. Для формирования и развития умения учащихся структурировать информацию, считаю, нужно научить детей анализировать отдельные сюжетные линии, выделять существенные моменты и главные ключевые слова, находить причинно-следственные связи между ними и осуществлять последовательное объединение всех этапов события.

При выполнении задания 1 (умение использовать устный текст как источник информации при выполнении учебной задачи) возникли сложности у (ф.и. учащихся) Из наблюдений за этими детьми на уроках могу сделать вывод, что данные ученики порой воспринимают текст как бы «поверх». В своих исследованиях Л.А.Калмыкова выделяет детей-слушателей (реципиенты), которые никогда не стремятся понять отдельные слова или изолированные фразы, а стремятся расшифровывать значение информации. Необходимо мне, как учителю, продумать разнообразные формы и приемы проведения уроков развития устной речи, чаще вовлекать «учеников-молчунов» на всех этапах урока по развитию речи. Задание 9 (умение воспринимать устную информацию и следовать ей, умение ориентироваться на плоскости) показало, что у учеников (Ф.И. учащихся) пространственные представления «вправо», «влево», «вверх», «вниз» недостаточно развито, не отработано на уроках. У этих детей наблюдается «перевертывание» изображения букв и цифр, неверное написание графически сходных букв и цифр. Следует отметить, что Рог… Д. и Иг… М. - левши. Таким образом, необходимо разработать ряд приемов работы по развитию пространственных представлений детей, использовать в развивающей работе дидактические игры, создавать игровые ситуации (ведь именно игровая форма работы вызывает в этом возрасте неподдельный интерес ребенка). Хочется отметить, что 27 учеников (87%) показали высокие результаты в умении проводить анализ с выделением существенных признаков (задание 11). Эти дети правильно находили положение звука в словах. (Ф.И. учащихся) смогли выделить звуки в словах только в двух случаях из трех. Считаю, что у этих детей не достаточно сформирован звукобуквенный анализ. С заданием 9 (умение осуществлять замещение предметов другими объектами) дети справились с трудностями. Показатели снижены по сравнению с первым полугодием: 1 полугодие (высокий уровень) - 21чел, 2 полугодие - 12 человек). Показатели снижены (Ф.И. учащихся) Анализ задания выявил недочеты: при определении количества слов в предложении многие не посчитали предлог за слово, перепутали слова и слоги. Вывод. Информационные умения у учащихся сформированы на достаточном уровне, но следует больше уделять внимание работе над развитием речи, формированию звукобуквенного анализа. Исследование логических умений (познавательные УУД) В период обучения в начальной школе совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие таких логических операций как «анализ», «синтез», «сравнение», «классификация», «обобщение». Для выполнения диагностического задания на обобщение первоклассникам предлагалось найти и выделить из множества объектов четыре группы предметов на основании общего существенного признака (задание 8). С заданием справились все учащиеся. Анализ результатов позволяет увидеть, что уровень умения обобщения у детей еще не сформирован полностью на конец учебного года. 42% учащихся (13 уч.- высокий уровень) могут находить общий существенный признак для объединения предметов. 58 % (18 чел.) учащихся испытывают трудности при выполнении такого рода задания. Следует обратить внимание на учащихся, результат которых снизился или остался на прежнем уровне: Ф.И. учащихся. Считаю, необходимо включать задания на обобщение, учить учащихся находить общий существенный признак для группы понятий, определять родовидовые взаимосвязи между ними. В дальнейшем умение обобщать материал будет являться основой формирования понятийного мышления. Уровень сформированности умения сравнения (задание 6) на начало года изучался на материале общей осведомлённости (сравнить две картинки и нарисовать недостающие элементы), на конец года на материале курса «Обучение грамоте», «Математика». Из результатов исследования видно, что процент учащихся с высоким уровнем развития сравнения вырос (1 полугодие - 21%, 2 полугодие -42%). Учащиеся смогли на основе нахождения сходства и различия дорисовать все недостающие элементы. Данная положительная динамика проходила за счет сокращения количества учащихся со средним уровнем владения умением сравнения ( 72% и 45% ). 87% учащихся класса на конец года могут находить общее и различное в словах по обозначенным признакам, но 13% учащихся (4 человека: Ф.И. учащихся выполнили это задание с затруднением и получили низкие результаты. Возможно, такой результат связан со следующими причинами:1) небольшой объём внимания, 2) низкий уровень произвольности. Следует обратить внимание на развитие умения сравнивать у этих учащихся, использовать в своей практике систему заданий, направленных на формирование данного умения. Положительная динамика наблюдается при выполнении учащимися задания в умении видеть закономерности в изучаемой информации. На конец учебного года 97% учащихся (1 полугодие - 76%) справились с заданием и правильно продолжили все 5 узоров. 1 ученик (Ф.И. учащегося) показал средние результаты. Этому ученику не хватает усидчивости и терпения при выполнении типичных заданий.

Наблюдается снижение показателей по таким параметрам как:

1)умение устанавливать логические связи и закономерности (задание 4)

2) умение составлять объект как целое из фрагментарных элементов (задание 5).

Хочется отметить, что эти задания вызвали затруднения у учащихся с высоким уровнем развития (Ф.И. учащихся). Предполагаю, что причина видится не только в банальной невнимательности, но и в том, что порой учащимся не хватает умения и/или желания заниматься проверками полученные результатов.

Регулятивные умения. Для отслеживания уровня сформированности учебно-организационных умений учащихся были взяты показатели: «умение контролировать результат выполненного действия на основе образца» и «умение воспринимать устную инструкцию и следовать ей»(задание 3). Результаты исследования показали следующую картину. У 58% учащихся (1 полугодие -38%) сформирован достаточно высокий уровень развития умения контролировать результат выполненного действия на основе образца. 42% учащихся (1 полугодие 52%) имеют средний уровень данного умения. Хочется отметить, что среди учащихся есть 4 ученика, у которых показатели снизились по сравнению с первым полугодием (Ф.И. учащихся ). Это значит, что контроль у этих школьников еще недостаточно сформирован, учащиеся не всегда замечают допущенных ошибок, внимание рассеяно. Поэтому, считаю, необходимо мне, как учителю, обратить внимание на то, какие средства для организации своего поведения и деятельности выбирает ученик; как он удерживает инструкцию; планирует, контролирует и выполняет действие по заданному образцу и правилу; начинает выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент. Вывод. Формирование регулятивных умений в 1 «Д» классе сформировано на достаточном уровне. С заданием справились все учащиеся. В дальнейшей работе с учащимися необходимо продолжить проводить поэлементный анализ объекта, сопоставлять его с заданным образцом, выявлять возможные расхождения, соотносить выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Следует обратить внимание на учащихся, у которых не сформировано умение воспринимать устную инструкцию и следовать ей. Таким детям необходимо пошаговое предъявление инструкции и пошаговый контроль её выполнения. Коммуникативные УУД Результаты исследования сформированности коммуникативных умений у первоклассников (задание 14) показали, что у 74% (в 1-м полугодии -48,3%) учащихся на достаточном уровне сформированы коммуникативные умения при взаимодействии в группе. Эти ученики положительно настроены на совместную деятельность, с желанием выполняют работу в группе, умеют договариваться. Причиной положительной динамики к концу учебного года, считаю, введение групповых форм работы на уроках. Хочется отметить, что у 10 учеников (33%) недостаточно сформированы коммуникативные умения (Ф.И. учащихся). Эти учащиеся недостаточно хорошо владеют коммуникативными умениями, не настроены работать в группе. Их рисунки дополнены другими элементами, отличными от договоренности в группе. Вывод. Результаты диагностического исследования показали положительную динамику развития коммуникативных умений первоклассников. Но следует помнить, что у них только начали формироваться элементы основ коммуникации в процессе образования. Эффективная организация работы по формированию коммуникативных способностей первоклассников, достигается посредством использования на уроках групповых форм работы, игровых методов, экскурсий, бесед, чтения художественной литературы и др. Одним из компонентов структуры личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника. Для исследования данного компонента была взята методика Т.А. Нежновой (задание 10), благодаря которой было выявлено, что в конце учебного года у 87 % (1 полугодие - 87 %) первоклассников сформирована внутренняя позиция школьника. У этих учащихся достаточно выражена познавательная активность, и они ответственно относятся к школьным обязанностям (Ф.И. учащихся). Если в 1 полугодии у учащихся (Ф.И. учащихся) внутренняя позиция школьника была сформирована частично, ориентирована на внеучебные стороны школьной жизни - новые знакомства, игры, прогулки и т.д., то во 2-м полугодии эти дети изменили своё отношение к школе, к своему новому статусу школьника. Однако есть ученики, результаты которых соответствуют статусу «школьник -дошкольник» (Ф.И. учащихся). По данным, полученным в результате исследования данного параметра, можно сделать вывод, что внутренняя позиция школьника еще не сформирована, что находит отражение в предпочтении игровой деятельности, непонимании значимости школьных норм. Вывод. К концу учебного года в 1 Д классе у 87 % учащихся (27 учеников) сформирована внутренняя позиция школьника, у 13% учащихся (4 ученика) сформирована внутренняя позиция школьшик-дошкольник. Считаю, нужна более серьезная работа с моей стороны как классного руководителя по коррекции ситуации для недопущения проблем в дальнейшей школьной жизни данных учащихся.

Общие выводы по результатам работы:

  1. Учащиеся 1 «Д» класса имеют достаточный уровень развития познавательных, регулятивных и коммуникативных действий, что является дальнейшей основой для формирования УУД.

  1. Наибольшие трудности вызывают у учащихся следующие задания: на умение структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи; на умение осуществлять замещение предметов другими объектами; умение устанавливать логические связи и закономерности; на умение составлять объект как целое из фрагментарных элементов.

  1. Результаты диагностического исследования показали положительную динамику развития умения самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности на основе образца, а также коммуникативных умений первоклассников.

Рекомендации

  1. Проанализировать авторскую программу по предметам и определить, какие метапредметные умения в большей степени формируются в 1 классе.

  2. Подобрать в учебниках и рабочих тетрадях задания, направленные на формирование заявленных в программе метапредметных умений;

  3. Включать в урок задания на классификацию, группировку; установление причинно-следственных связей.

  4. Использовать в уроке и внеурочной деятельности возможности для создания различных моделей: модель слова, предложения, задачи, текста и т.д.


  1. Отработать на разных уроках (литературное чтение, окружающий мир) прием выборочного чтения.


  1. Провести в соответствии с результатами корректировку рабочей программы по предметам на второй класс.




















© 2010-2022