Личностно-ориентированное обучение в начальной школе -публичное выступление на педагогическом совете

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированное обучение в начальной школе

Свое выступление хочется начать со слов доктора психологических наук много лет работающего над проблемой личностно-ориентированного обучения Ирины Сергеевны Якиманской: «Ребенок изначально личностью не является, он лишь становится ею в результате целенаправленных воздействий»

Личность-это набор уникальных, индивидуальных черт характера как врожденных, так и приобретенных в течение жизни, воспитания и взаимодействия с другими людьми.»

Целью российского образования в настоящее время выступает не сумма знаний, умений , навыков , а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптации.

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок.

В отличие от традиционного личностно - ориентированный урок изменяет тип взаимодействия " учитель - ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируется на анализ процессуальной деятельности ученика, а не только на анализ результатов

Отличия личностно- ориентированного урока от традиционного просматриваются в четырёх аспектах:

-в организации самого урока и деятельности на нём;

-в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нём;

-в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция ученика);

-в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:

разноуровневый;

дифференцированный;

субьективно-личностный;

индивидуальный.

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной степени отличаются друг от друга.

Возникает необходимость создания оптимальных условий для развития личности. Путь создания этих условий - личностно-ориентированное обучение, которое устраняет перегрузки учащихся, развивает у детей активность и самостоятельность в приобретении знаний и их закрепления, повышает качество образования, создает комфортные условия для обучения и развития личности ребенка.

В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий, среди которых самыми распространенными и эффективными являются:

Личностно-ориентированное обучение;

  • Технология саморазвивающего обучения;

  • Педагогика сотрудничества (проникающая технология)

  • Педагогические технологии адаптивной школы.

Ключевые слова, вы можете видеть на слайде используемые в технологиях:

-Развитие;

-Личность;

-Индивидуальность;

Свобода;

Самостоятельность;

Творчество,
3-4 классах Работая по программе, школа 2100, на своих уроках я применяю групповую форму работы. Например.. Делю детей на группы, учитывая при этом характер ребёнка, уровень умственных способностей, межличностные взаимоотношения, назначаю капитана, которые руководят работой рядовых, помогают ребятам и контролируют выполнение заданий. 1.Также использую работу в парах. 1.Задание разных уровней дети выполняют либо вариативно, потом проверяя друг друга, либо вместе в паре. Этот вид работы хорош на уроках гуманитарного цикла, когда дети, прослушав товарища, могут поддержать в беседе, либо задать ему вопросы. Применяю игры в парах, в группах, коллективно: * , используя при этом наглядность, доску. Освоив принципы организации учебно-познавательной деятельности, учу детей самостоятельности в мышлении и познании, формирую умение целенаправленно работать самим и оказывать помощь товарищам. Они учатся размышлять, решать проблемы, задавать вопросы. Ученики постоянно находятся в поиске. Новый материал не подношу в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию.

Ценность примени разноуровневых заданий:…… (слад)

1.

2.

3.

4.

Один из приемов отслеживания характера и направленности развития ученика: является портфолио (портфель достижений)

Что же такое портфолио- это перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.

Из всего сказанного следует…. Вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания и самореализации. .


© 2010-2022