Урок по риторике для 2 класса Основная мысль текста

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: Детская риторика
Класс: 2
Тип урока: Урок развития умений

Тема

Основная мысль текста

Цель Формирование умения определять основную мысль текста

Задачи

Образовательные:

- выработать у учащихся умение определять основную мысль текста;

- совершенствовать навыки устной речи;
Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;

-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе;

УУД

Личностные УУД: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь задавать вопросы, владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД:

- уметь умение определять основную мысль текста;

- уметь отражать основную мысль в заголовке текста;

Планируемые результаты

Предметные:

Знать, что такое текст, основная мысль текста.

Уметь определять основную мысль текста.

Личностные: интерес к риторике как предмету.

Основные понятия

Текст, тема текста, название текста, основная мысль текста.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

1. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник 2 класс

2. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Детская риторика в рассказах и рисунках Методические рекомендации.

- электронные физкультминутки

- интернет ресурсы

ТЕМА: Основная мысль текста.

Цель: Формирование умения определять основную мысль текста

Задачи:

Образовательные:

- выработать у учащихся умение определять основную мысль текста;

- совершенствовать навыки устной речи;
Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;

-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД Орг. момент

Речевая гимнастика:

1. Упражнения на формирование правильной осанки:

а) правильное положение тела, стоя, сидя;

б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров), «Освобождение от усталости» (тело расслабить и покачаться как на пружине).

2. Дыхательная гимнастика:

Представьте, что вам необходимо:

- задуть свечи,

- сдуть с рукава пушинку,

- раздуть огонь в потухающей печи,

- подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

Выполняют упражнения

Актуализация знаний

Беседа.

- На уроках мы постоянно говорим о текстах - текст рассказа, задачи и статьи в учебнике...

- А что такое текст?

- Чем он отличается от набора предложений?

- Что делает текст текстом?

- На какие темы вы любите читать книги? Назовите заголовки интересных книг, которые вы прочитали.

- Почему при чтении текста так важно обращать внимание на заголовок?

Отвечают на вопросы.



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (личностные УУД) Целеполагание








Работа с учебником Задание 3.


Мотивация учебной деятельности. - Чему будем учиться на уроке? - Какая цель нашего урока? - А зачем нам всё это нужно? (чтобы наша речь была красивой).
- Когда мы читаем текст, очень важно определить его тему - о чём он. Но этого недостаточно для понимания текста. - Что ещё объединяет предложения в тексте кроме темы? - Прочитайте задание.

- О ком текст?.. Подберите заголовок, отражающий тему. - Что самое главное рассказано о кроте, что мы узнали о нём?





- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Отработаем умение находить текст, определять тему текста и основную мысль текста. - Основная мысль объединяет все предложения текста о кроте.

Ответы детей.






«Крот», «О кроте». Дети высказывают свои предположения:

- Что крот не такой добряк; крот - очень драчливый зверь; крот беспощаднее пантеры.

Ответы детей.


Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)

Развитие умений - применение знания

Работа с учебником

Задание 4


Задание 5


Задание 6


Задание 8


- Прочитайте сведения на с. 7 после задания 3. Понять текст - значит понять его основную мысль. - Основную мысль не всегда легко понять читателю. Надо думать, внимательно вчитываться в текст, особенно учебный.

- Прочитайте задание. При чтении текста просим учащихся задавать вопросы о непонятных словах, выражениях. - Какое предложение подчеркнули? - Как можно озаглавить текст? - Запишите заголовок.

- Прочитайте сведения на с. 8 после задания 4. Основная мысль выражена во всём тексте, но иногда её может подсказать одно из предложений текста. Чаще всего оно находится в начале или в конце текста, а иногда в заголовке. Обращаем внимание учащихся на то, что заголовок может отражать и тему, и основную мысль.
- Прочитайте задание. - Определить тему текста (о чём?). При определении основной мысли даём подсказку:

- Найдите предложение в тексте, которое подскажет вам основную мысль.

- Сформулируйте основную мысль и в своём пересказе. («Если хочешь услышать или увидеть что-то в лесу, стань невидимкой и неслышимкой».)
- Прочитайте задание. - Определите основную мысль текста. - Как можно озаглавить данный текст? - Объясните, что отражено в заголовке - тема или основная мысль? - Как вы думаете, основная мысль этой сказки «вредно лежать долго на солнце» или «лентяй всегда наказывает самого себя»?

- Прочитайте задание. - Определите и запишите основную мысль текста. Обращаем внимание учащихся на то, что основная мысль выражается во всём тексте, а отдельное предложение может только подтвердить её. Дети читают.





Ответы детей.

Работа в учебнике, записывают заголовок.


Дети читают.






Работа в учебнике: дети читают и отвечают на вопросы.





Работа в учебнике: дети читают и отвечают на вопросы, самостоятельно подбирают заголовок, объясняя, что отражено в заголовке - тема или основная мысль.


Самостоятельная работа

.




Умение определять основную мысль текста


Развитие умения работать самостоятельно.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД)

Умение ориентироваться в учебнике, умение работать с иллюстрациями в учебнике, с текстом

(познавательные УУД)

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД)

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами

(коммуникативные УУД)

Рефлексия

- Какая цель урока была?

- Что было самое интересное? А самое трудное?

- Что получили в результате труда?

- Чему учились на уроке?

-Чему научились?

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (регулятивные УУД)

Подведение итогов

Оценивание


© 2010-2022