- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по риторике для 2 класса Основная мысль текста
Урок по риторике для 2 класса Основная мысль текста
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлюкова А.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет: Детская риторика
Класс: 2
Тип урока: Урок развития умений
Тема
Основная мысль текста
Цель Формирование умения определять основную мысль текста
Задачи
Образовательные:
- выработать у учащихся умение определять основную мысль текста;
- совершенствовать навыки устной речи;
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;
-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе;
УУД
Личностные УУД: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь задавать вопросы, владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД:
- уметь умение определять основную мысль текста;
- уметь отражать основную мысль в заголовке текста;
Планируемые результаты
Предметные:
Знать, что такое текст, основная мысль текста.
Уметь определять основную мысль текста.
Личностные: интерес к риторике как предмету.
Основные понятия
Текст, тема текста, название текста, основная мысль текста.
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
Основные
Дополнительные
1. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник 2 класс
2. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Детская риторика в рассказах и рисунках Методические рекомендации.
- электронные физкультминутки
- интернет ресурсы
ТЕМА: Основная мысль текста.
Цель: Формирование умения определять основную мысль текста
Задачи:
Образовательные:
- выработать у учащихся умение определять основную мысль текста;
- совершенствовать навыки устной речи;
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;
-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД Орг. момент
Речевая гимнастика:
1. Упражнения на формирование правильной осанки:
а) правильное положение тела, стоя, сидя;
б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров), «Освобождение от усталости» (тело расслабить и покачаться как на пружине).
2. Дыхательная гимнастика:
Представьте, что вам необходимо:
- задуть свечи,
- сдуть с рукава пушинку,
- раздуть огонь в потухающей печи,
- подуть на горячее молоко, сдувая пенку.
Выполняют упражнения
Актуализация знаний
Беседа.
- На уроках мы постоянно говорим о текстах - текст рассказа, задачи и статьи в учебнике...
- А что такое текст?
- Чем он отличается от набора предложений?
- Что делает текст текстом?
- На какие темы вы любите читать книги? Назовите заголовки интересных книг, которые вы прочитали.
- Почему при чтении текста так важно обращать внимание на заголовок?
Отвечают на вопросы.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (личностные УУД) Целеполагание
Работа с учебником Задание 3.
Мотивация учебной деятельности. - Чему будем учиться на уроке? - Какая цель нашего урока? - А зачем нам всё это нужно? (чтобы наша речь была красивой).
- Когда мы читаем текст, очень важно определить его тему - о чём он. Но этого недостаточно для понимания текста. - Что ещё объединяет предложения в тексте кроме темы? - Прочитайте задание.
- О ком текст?.. Подберите заголовок, отражающий тему. - Что самое главное рассказано о кроте, что мы узнали о нём?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Отработаем умение находить текст, определять тему текста и основную мысль текста. - Основная мысль объединяет все предложения текста о кроте.
Ответы детей.
«Крот», «О кроте». Дети высказывают свои предположения:
- Что крот не такой добряк; крот - очень драчливый зверь; крот беспощаднее пантеры.
Ответы детей.
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)
Развитие умений - применение знания
Работа с учебником
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 8
- Прочитайте сведения на с. 7 после задания 3. Понять текст - значит понять его основную мысль. - Основную мысль не всегда легко понять читателю. Надо думать, внимательно вчитываться в текст, особенно учебный.
- Прочитайте задание. При чтении текста просим учащихся задавать вопросы о непонятных словах, выражениях. - Какое предложение подчеркнули? - Как можно озаглавить текст? - Запишите заголовок.
- Прочитайте сведения на с. 8 после задания 4. Основная мысль выражена во всём тексте, но иногда её может подсказать одно из предложений текста. Чаще всего оно находится в начале или в конце текста, а иногда в заголовке. Обращаем внимание учащихся на то, что заголовок может отражать и тему, и основную мысль.
- Прочитайте задание. - Определить тему текста (о чём?). При определении основной мысли даём подсказку:
- Найдите предложение в тексте, которое подскажет вам основную мысль.
- Сформулируйте основную мысль и в своём пересказе. («Если хочешь услышать или увидеть что-то в лесу, стань невидимкой и неслышимкой».)
- Прочитайте задание. - Определите основную мысль текста. - Как можно озаглавить данный текст? - Объясните, что отражено в заголовке - тема или основная мысль? - Как вы думаете, основная мысль этой сказки «вредно лежать долго на солнце» или «лентяй всегда наказывает самого себя»?
- Прочитайте задание. - Определите и запишите основную мысль текста. Обращаем внимание учащихся на то, что основная мысль выражается во всём тексте, а отдельное предложение может только подтвердить её. Дети читают.
Ответы детей.
Работа в учебнике, записывают заголовок.
Дети читают.
Работа в учебнике: дети читают и отвечают на вопросы.
Работа в учебнике: дети читают и отвечают на вопросы, самостоятельно подбирают заголовок, объясняя, что отражено в заголовке - тема или основная мысль.
Самостоятельная работа
.
Умение определять основную мысль текста
Развитие умения работать самостоятельно.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД)
Умение ориентироваться в учебнике, умение работать с иллюстрациями в учебнике, с текстом
(познавательные УУД)
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД)
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами
(коммуникативные УУД)
Рефлексия
- Какая цель урока была?
- Что было самое интересное? А самое трудное?
- Что получили в результате труда?
- Чему учились на уроке?
-Чему научились?
Отвечают на вопросы учителя.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (регулятивные УУД)
Подведение итогов
Оценивание