- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Охотникова Т.В. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №79
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №79
учителей начальных классов Валеева Ф.Т. ______________ Сыртланов Р.Н.___________
Протокол №__ от________2014г «___»________________2014г Приказ №_______
Руководитель ШМО: от «____»___________2014г
Ахмерова А.Р._____________
Валеева Ф.Т. ______________ СыртланоР.Н.___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Изобразительное искусство»
2А класс
по программе «Начальная школа XXI века»
на 2014/2015 учебный год
Составила:
учитель начальных классов:
Первой категории
Охотникова Татьяна Васильевна
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу изобразительного искусства разработана на основе авторской издательской программы курса «Изобразительное искусство» авторов Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век» Программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Программа рассчитана на 36 часов, 1 час в неделю. 1четверть - 9ч 2 четверть - 8ч 3 четверть - 10ч 4 четверть - 9ч Форма итоговой аттестации обучающихся - тестовые задания.
В авторскую программу изменения не внесены.
Рабочая программа составлена по учебному плану по варианту II.
Определяющей характеристикой данной программы - интеграция искусства и полихудожественное развития школьника.
Цель курса - разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
- формирование целостного, гармонического восприятия мира;
- активизацию самостоятельной творческой деятельности;
- развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета:
- Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
- Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
- Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
- Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
- Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
- Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления -вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
- Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Методическая основа преподавания предмета:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
- подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
Методические и учебные пособия
Учебная литература для учащихся
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2011.
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь.- М.:Вентана-Граф, 2013.
Учебно-методическая литература для учителя
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2011.
- Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2011.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
Содержание изучаемого курса
- Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму- ( изобразительное искусство и окружающий мир).
- Развитие фантазии и воображения.
- Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 2-го года обучения
Личностные результаты обучения:
- целостное, гармоничное развитие мира;
- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
- умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
- способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
- способность различать звуки окружающего мира;
- представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение доводить работу до конца;
- способность предвидеть результат своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- способность работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
- адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметными результатами обучения являются:
- постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
- принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
- умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
- умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
- сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
- умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
- понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
- умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- умение развивать предложенную сюжетную линию;
- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Тематическое планирование по изобразительному искусству
-
№ урока
Учебная тема
Вид работы
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения
По плану
По факту
примечание
1 четверть 9ч
1 Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток с фактуры пред-мета.
Учебник с. 6 - 13Рисование гуашью ковра-самолёта с применением приёма «отпечаток фактуры листа». Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.
04.09
2 Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт.
Учебник с. 14 - 17Рисование акварельными красками натюрморта «Дары осени». Передавать наглядную перспективу, Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.
11.09
3 Что могут рассказать вещи о своём хозяине?
Учебник с. 18 - 25Рисование гуашью «Интерьер жилища сказочного героя». Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.
18.09
4 Что такое открытое пространство?
Учебник с. 26 - 33Рисование гуашью «Моя улица ранним утром» или «Животное, которое можно встретить в пространстве» (по выбору учащегося). Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, - радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения.
25.09
5 Что такое открытое пространство?
Учебник с. 26 - 33Рисование гуашью «Моя улица ранним утром» или «Животное, которое можно встретить в пространстве» (по выбору учащегося). Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, - радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения.
02.10
6 Что такое открытое пространство?
Учебник с. 26 - 33Рисование гуашью «Моя улица ранним утром» или «Животное, которое можно встретить в пространстве» (по выбору учащегося). Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, - радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. 09.10
7 Открытое пространство и архитектура.
Учебник с. 34 - 37Рисование цветными карандашами в технике графики «Куда меня привела лесная тропинка». Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.
16.10
8 Кто создаёт архитектуру?
Учебник с. 38 - 47Рисование гуашью «Открытое пространство в сюжете русской народной сказки» Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры.
23.10
9 Какие бывают виды искусства?
Учебник с. 48 - 51Рисование р различных техниках «Виды искусства». Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
30.10
2 четверть 8ч
10 Сочиняем сказку и показываем её как в театре.
Учебник с. 52 - 53Работа с разными материалами «Тростевая кукла». Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. 06.11
11 Какие бывают игрушки?
Учебник с. 52 - 59Рисование гуашью. Роспись народной игрушки. Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства.
Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.
Уметь проводить коллективные исследования. 13.11
12 Художественно - выразитель-ные средства.
Учебник с. 60 - 61Рисование гуашью Композиция «Заколдованный лес». Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции.
20.11
13 О чём говорят на картине цвета?
Учебник с. 62 - 71Рисование акварелью или гуашью Иллюстрация к сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце». Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).
27.11
14 Учимся изображать с натуры.
Учебник с. 72 - 73Рисование карандашами предмета с натуры. Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, - радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. 04.12
15 Портрет.
Учебник с. 74 - 79
Рисование гуашью Автопортрет. Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. 11.12
16 Такие разные маски.
Учебник с. 80 - 83Работа с разными материалами «Карнавальная маска». Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.
18.12
17 Графическое изображение.
Учебник с. 84 - 87Рисование гуашью «Иллюстрация к любимой сказке». Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.
25.12
3 четверть 10ч
18 Контраст.
Учебник с. 88 - 90Рисование гуашью «Планета чёрного и белого цвета» Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).
15.01
19 Пятно.
Учебник с. 91Рисование акварелью «Небо».
Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
22.01
20 Тон.
Учебник с. 92 - 93Работа гуашью по замыслу учащегося «Работа в светлых или тёмных тонах». Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. 29.01
21 Штрих.
Учебник с. 94 - 95Работа цветными карандашами «Музыкальный отрывок в штрихе». Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. 05.02
22 Набросок.
Учебник с. 96 - 99Работа с бумагой (аппликация) «На перемене». Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать свою коллективную пополняемую коллекцию фактур.
12.02
23 Придаём бумаге объём.
Учебник с. 100 - 101Работа с бумагой «Объёмная аппликация дерева» Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы.
19.02
24 Пейзаж.
Учебник с. 102 - 105Рисование акварелью «Пейзаж». Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. 26.02
25 Работаем в смешанной технике.
Учебник с. 106 - 107Рисование акварелью «Весенний пейзаж». Выполнять работы различными художественными мате-риалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.
05.03
26 Животные в произведениях художников.
Учебник с. 108 - 115Рисование красками (по выбору учащихся) - насекомое или птица. Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения. 12.03
27 Сюжет.
Учебник с. 116 - 121Лепка из пластилина сюжетной аппликации «Человек и животные». Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явле-ниями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов.
19.03
4 четверть 9ч
28 Удивительный мир растений.
Учебник с. 122 - 123Рисование карандашами «Букет цветов в вазе». Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.
02.04
29 Человек учится у природы.
Учебник с. 124 - 125Рисование гуашью «Машинки для жителей Цветочного города". Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе.
09.04
30 Природные формы в архитек-туре.
Учебник с. 126 - 127Лепка из пластилина с использование различных материалов «Сказочный дворец». Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).
16.04
31 Собираем коллекцию камней.
Учебник с. 128 - 133Рисование гуашью «Украшение морского камня узором». Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.
23.04
32 Симметрия в природе и искусстве.
Учебник с. 134 - 137Аппликация из бумаги «Сказочный дворец». Иметь представления о симметрии в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью. Высказывать свои представления и объяснять их. 30.04
33 Орнамент.
Учебник с. 138 - 139Работа с различными материалами «Закладка для учебника». Иметь представления об орнаменте изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
07.05
34 Слушаем и наблюдаем ритм.
Учебник с. 140 - 143Работа с бумагой «Воздушный змей». Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
14.05
35 Смотри на мир широко открытыми глазами.
Учебник с. 144 - 145 Тест по пройденным темам Учебник с. 146 - 147Рисование гуашью «Летние зарисовки». Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать и эмоционально оценивать картину. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.
21.05
36 Смотри на мир широко открытыми глазами.
Учебник с. 144 - 145 Тест по пройденным темам Учебник с. 146 - 147Рисование гуашью «Летние зарисовки». Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать и эмоционально оценивать картину. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.
28.05