Конспект урока по математике на тему: Доли

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики


3 класс

Тема: «Доли»

Цель: познакомить с понятием «доля числа»

Задачи:

  1. Ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».

  2. Воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.

  3. Развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление.

  4. Планируемые результаты урока:

личностные

  • Личностное самоопределение

предметные

Овладение основами понимания терминов «доля числа», «дробь», «числитель», «знаменатель»

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Целеполагание, планирование, самоконтроль, саморегуляция

  • Моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

  • Анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений

  • Планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, макет часов, торт, таблицы: кроссворд, шифр к примерам.

Для учащихся: шоколадка одна на двоих, цветные карандаши, линейки, карточки с примерами, рисунки квадратов, пряники

Молитва


  1. Повторение.

- Разминка для ума. Отгадаем кроссворд (на доске )

МАТЕМАТИКА

ЛИТР

ПЕРИМЕТР

СУММА

ВЫЧИТАНИЕ

1. Царица наук.

2. Мера вместимости.

3. Сумма всех сторон прямоугольника.

4. Результат сложения.

5. Математическая операция, обратная сложению.

- Найдите в кроссворде имя девочки, которая поможет нам провести урок (Алиса)

- В каких литературных произведениях встречается такая героиня (Алиса Селезнёва «Гостья из будущего» Кир Булычев, «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл)

- А знаете какая же из этих девочек нам поможет? Подсказка: это девочка поучаствовала в необычном чаепитии. («Алиса в стране чудес»)

- А кто вспомнит, почему же чаепитие в сказке было необычным? (в нем участвовали Кролик, Шляпочник и Соня; герои чаепития, что бы не мыть посуду, пересаживались)

- Правильно. А у нас тоже будет необычное математическое чаепитие, правда пересаживаться, чтобы только не мыть посуду, мы не будем - это негигиенично. Мы пойдем в гости.

2. Устный счет.

- Прежде, чем пойти в гости, скажите, пожалуйста, что обычно ставят на стол, когда приглашают гостей к чаю? (красивую посуду, сладости, торт, фрукты)

- Сейчас мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом, это поможет нам узнать тему нашего урока. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано. У вас на столах карточки с примерами. Записывайте в них только ответы в столбик.

8х3 = 24 А

75-24 = 51 П

3х9 = 27 Е

81:9 = 9 Л

36+56= 92 Ь

64:8 = 8 С

0х4 = 0 И

1х12 = 12 Н

(после записи ответов на доске появляется шифр, дети должны выбрать нужные буквы в соответствии с ответами и записать их рядом с числами)

4

51

27

24

92

9

0

8

82

12

у

п

е

а

ь

л

и

с

к

н

- Получилось слово АПЕЛЬСИН

3. Постановка темы.

Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8)

- Что пришлось делать героям мультфильма? (делить апельсин).

- Почему? (апельсин только один, а их много)

- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)

- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (доли)

4. Работа по теме.

- К чаю принято подавать угощения. У вас на столах есть шоколадки.

- Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (половинка)

- Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. - Проверьте. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (2)

- Сколько долей у каждого из вас? (по одной).

- Значит, у каждого из вас одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так - ½ (на доске)

- Читается эта запись - одна вторая часть. Кто может расшифровать запись, что обозначает здесь каждое число? ( 1 - это доля, которую мы взяли, а 2 - общее количество долей , т.е. это одна из двух частей).

- А теперь каждый из вас разломит свою половинку пополам. Сколько частей шоколадки теперь получилось? (4)

- Возьмите одну такую дольку. Как записать теперь, какую долю вы держите в руках? (1/4) (на доске)

- Прочитайте запись (одна четвертая доля)

- Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼? Почему? (чем больше частей, тем меньше каждая часть).

- Запись доли называется дробь. Верхняя часть дроби называется числитель , а нижняя - знаменатель.

- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (на сколько частей разделили предмет)

- Что обозначает числитель? (сколько частей взяли)

- Ой, к нам пришли гости. (показать 3 игрушки и шоколадку)

- Давайте и их угостим шоколадкой. Мне нужен помощник.

- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (делим на три части)

- Какую долю получит каждый гость? (1/3) (на доске появляется запись дроби)

- А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой (появляются 6 игрушек и шоколадка).

- На сколько частей надо ее разделить? (6 гостей, значит на 6 частей)

- Какую долю получит каждый гость? (1/6)

- А теперь давайте сравним доли. Поставим знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)

- Но ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть)

- И действительно, сравните части шоколадки. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6.

- А теперь посмотрите, как разрезали торт, с которым пили чай Алиса и её необычные знакомые . (торт разрезан не на равные части)

- Сколько частей получилось? ( 5 частей)

- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?

(Здесь в вопросе ловушка, так как доля - это равная из частей, а торт разрезан на неравные части)

- Можем ли мы эти части записать дробью? (нет, так как это не доли, доли - это равные части)

5. Закрепление.

- После сладкого хочется чего-нибудь кисленького. Давайте съедим яблочко? (разрезать пополам)

- На сколько частей разделили яблоко сначала? (на 2 части)

- Как можно назвать каждую часть яблока? (половина, одна вторая доля).

- Как разделили яблоко сейчас? (Каждую половину еще пополам, получилось 4 части)

- Как можно назвать каждую часть яблока? (четвертинка, четверть, одна четвертая доля).

- А давайте к чаю испечем капустный пирог. Заодно разомнемся и отдохнем, подготовим руки к работе.

6. Физминутка «Капуста». (движения руками)

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту мнем, мнем.

Работа в парах.

- Итак, мы нарубили капусту и приготовили начинку, а теперь испечем пирог. У вас имеется квадрат со стороной 6 см. Это у нас будет пирог с капустой. Разделите его на 6 одинаковых частей.

- Как можно разделить?




- Закрасьте цветным карандашом одну шестую долю пирога.

- А теперь разделите каждую часть пирога пополам. Сколько гостей можно угостить теперь пирогом? (12 человек)

- Закрасьте одну двенадцатую часть пирога.

- Какая часть больше 1/6 иди 1/12? Почему? (размер 1/6 части больше, чем 1/12)

- А вот как разделила пирог Алиса. (рисунок А - 4, не на равные части)

- Сколько долей получилось? (Нельзя сказать, сколько долей, так как части разные)

- Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Посмотрите на картинки. ( плакат на доске).

- Какая из этих долей будет самая большая по размеру?

- Какая самая маленькая? - Ой, Шляпочник смотрит на часы. Пора заканчивать. Какое время показывают часы? (показ часов 5 часов 15 минут) - Какую долю от часа составляют 15 минут? Как это узнать? (надо узнать сколько раз по 15 поместиться в часе) - Как это узнать? (в часе 60 минут, надо 60 разделить на 15) - Какой ответ у вас получился? (в часе 4 раза по 15 минут) - Какая это доля? (1/4) - Как по-другому называется ¼ часть? (четверть) - Как по-другому можно назвать время на часах? (четверть шестого)

Работа в группах. (задача на смекалку!!!).

- На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.

(Решение: делим 3 пряника на 2 части - 6 частей раздаем гостям, и 2 пряника на 3 части - и раздаем 6 долей гостям)

7. Итог урока.

- Ну что же, наше математическое чаепитие закончилось.

- Расскажите им, что вам больше всего понравилось делать в гостях? Что вы узнали нового?

- Что такое доля? (равная часть чего - либо)

- Оцените свою работу на уроке с помощью ладошек. Если вы все поняли и вам было интересно на уроке, поднимите высоко правую ладошку, если не совсем разобрались - низко левую.

- Завтра мы еще поработаем с темой «Доли», чтобы лучше запомнить. Будем учиться решать задачи с долями и те, кто что - то не понял, завтра обязательно поймут.

- А теперь угощайтесь все шоколадом. Вы все это заслужили!

Молитва.


© 2010-2022