Статья на тему: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Проблема здоровья подрастающего поколения - одна из важнейших в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении здоровья детей, тем более, что именно в период нахождения ребенка в школе продолжает формироваться его образ жизни. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно - нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия - постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (Н.Амосов). Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни. Здоровье человека - это актуальная тема во все времена. Сохранение и укрепление здоровья учащихся - одна из важнейших задач школы в соответствии с целями современной образовательной реформы образования в России. Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей детей. Здоровье - основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении. Здоровье - благо и счастье для каждого человека. Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что вправе поставить вопрос: «Что важнее - физическое состояние или обучение?» Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого раннего детства. По мнению медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. За последние десятилетия в несколько раз возросла заболеваемость во многих формах инфекционной и хронической патологии. Снижение уровня и качества жизни приводит к распространению вредных привычек у младших школьников. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребёнка в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния детей, притом, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны специалистов - педагогов. Задача обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей, детей приводит к нервным потрясениям, росту психической нагрузки, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что учащихся пропадает желание учиться, активно и интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые накапливаются по мере развития собственной бездеятельности; становятся злыми и агрессивными. Возникают проблемы не только со здоровьем (болит голова, живот), но появляются трудности в учении. А можно ли хорошо учится, если организм ослаблен болезнью и леностью? Это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, боязнь ответа у доски, малоактивный образ жизни. У современных младших школьников, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов, отличается замедление развития по сравнению с данными 10-20- летней давности. Может ли профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих учеников? Отвечая на этот вопрос, педагоги предлагают «здоровьесберегающие технологии», цель которых - это достижение того или иного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно - ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно - развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающего в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему контролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирование ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей. Под здоровьесберегающей технологией понимают систему, создающую максимальные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: 1) Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных раздражителей, проветривание помещений). 2) Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности - 7 -10 минут. 3) Количество видов преподавания должно быть не менее трёх (словесный, наглядный, самостоятельная работа). Чередование видов преподавания не позже чем 10 - 15 минут. 4) На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки); 5) На уроке должны присутствовать оздоровительные моменты: минутки отдыха, физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для пальцев и глаз. Норма - на 15 - 20 минуте урока по 1 минутке из 3-х лёгких упражнений; 6) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т. д.; 7) Оценка, похвала, поддержка, соревнование - внешняя мотивация. Стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу, радость от активности - стимуляция внутренней мотивации. 8) На состояние здоровья оказывает большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. 9) Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. 10) Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 14) Темп и особенности окончания урока - спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может спокойно прокомментировать задание на дом; Использую различные формы проведения уроков: уроки - игры, уроки соревнования, уроки - конкурсы, уроки - путешествия и т. д. Например : урок - игра «Олимпийские математические игры», урок - путешествие «Правописание парных звонких и глухих согласных». Также в своей работе использую следующее: Каждый день мы начинаем с утренней зарядки. Провожу зарядку сама и привлекаю к проведению учащихся, которые сами составляют свои комплексы упражнений. Урок начинаю с тренинга - настроя на урок. Например: Быстро прозвенел звонок - Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты Слушаем запоминаем, Ни минуты не теряем. «Считалочка» Раз - два - дружно встали, Три - четыре - в лес пошли, Пять - шесть - всем присесть, Семь - восемь - встать всех просим, Девять - десять - тихо сесть. И т. д. Осуществляю контроль за посадкой детей и их осанкой. На двадцатой минуте каждого урока провожу физкультминутки. Физкультурная минутка - это знакомое со школы понятие. Сразу вспоминается «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Эта простая, на мой взгляд, считалочка имеет глубокий физиологический смысл. В процессе освоения навыка письма школьник пишет не только рукой, но и «всем телом». Мышцы ребенка находятся в состоянии длительного статического напряжения. Для того, чтобы снять напряжение на физкультминутках провожу динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей конкурса). Эти упражнения могут выполняться непосредственно на рабочем месте ученика в сочетании с «вертикалью» переходом в положение стоя. Считаю, что задача оздоровительных пауз - дать знания, сформировать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук , для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия. Когда дети освоятся, даю возможность самим проводить эти минутки. Использую локальную гимнастику для различных участков тела (пальцев, шеи), элементы самомассажа. Очень детям нравятся «молчаливые стихи». Дети должны бесшумно «произнести пальцами стихи». Приведу пример: Ра, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать Крепкие и дружные. Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять. Вместе со мной дети придумывают движения для кисти и пальцев. Затем читаю стихи, а все дети «произносят» текст пальцами и кистью. Особое внимание уделяю дыхательным упражнениям. Они помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на уроке. Например: - потянуться 1 - 2 раза; - сесть ровно и спокойно подышать; - закрыть глаза, руки положить на колени; - остановить бег мыслей в голове; - сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу; Или ещё: Закройте глаза, давайте представим красивый цветок. Давайте вдохнём его приятный аромат, выдохнем, насладившись. Повторить несколько раз. Функциональная и анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребёнка в процессе чтения и письма, обуславливает необходимость применения на физкультурных минутках гимнастики для глаз. Поэтому в своей работе я использую специально разработанные схемы зрительно - двигательных траекторий - это «Восьмёрка», «Петельки» (по В.Базарному). Каждая тра-ектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя. Каждое упражнение имеет игровой характер. Кроме того использую различные упражнения для глаз. Например: Упражнение «Метёлки»: выполняем частое моргание без напряжения глаз до 10 - 15 раз. Упражнение сопровождается проговариванием текста: Вы, метёлки, усталость сметёте Глазки нам хорошо освежите. Повторить 4 - 5 раз. И т. д. Для расширения зрительно пространственной активности я использую карточки, расположенные на стенах кабинета. На них мелкие изображения предметов, буквы, числа, геометрические фигуры и т. д. По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку, находят изображения предметов, в названии которых есть нужный звук, составляют из слов, написанных на карточках, предложения и т. д. Дети находятся в движении. А движение ведущая функция всего живого. М, И Сеченов писал: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Движение - необходимая составная часть любого вида деятельности его естественная биологическая потребность». Некоторые думают, что во время письма и чтения у школьника устают только пальцы и глаза. В действительности на уроках чтения, и особенно русского языка, у ребёнка устаёт весь организм. Снять физическую усталость могут только такие упражнения, которые развивают мышечную силу и выносливость, улучшают работу органов дыхания и кровообращения, укрепляют нервную систему, содействуют гармоничному развитию школьников. На уроках русского языка и чтения я использую упражнения для речевой гимнастики. Приведу пример: упражнение «Тридцать три Егорки». Дети произносят четверостишие: Как на горке, на пригорке Жили тридцать три Егорки… (Делается вдох и на выдохе произносится счёт). «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка и т. д. пока не закончится дыхание. Также детям очень нравятся «Режиссёрские игры». Их составляю и оформляю в виде игр и сказок с учётом возраста детей, особенностей их организма. При их выполнении у детей развивается творческое мышление, воображение, фантазия. Игры повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительное эмоциональное напряжение. Использую динамические упражнения, которые непосредственно выполняются на рабочем месте школьника. Приведу примеры: «Маятник» - покачивание головой вперёд - назад. «Китайский болванчик» - покачивание головой вправо - влево. Очень нравятся детям «Театр в руке»: сказки и просто упражнения. Сказки для «Театра в руке», например: «Любопытный нос». Любопытный нос был в курсе всех событий. И на этот раз он потянулся вперёд: «Что там новенького?». Но не тут- то было. Голова быстро вернула его на место. Но, что же может быть сильнее любопытства? Так они и бегали друг за другом: вперёд - назад, вправо - влево. Пока им не надоело. Упражнения для «Театра в руке», например: «Аплодисменты». Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочерёдно отводить пальцы рук друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой руки и т. д. Также не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках рассматриваем вопросы о здоровье. Приведу пример на уроке русского языка: Я предлагаю детям правильно списать написанные слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи, здравствуйте. - Дети, слова, которые вы написали, называются волшебными. Они добрые и ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и их слышат. Говорите чаще друг другу «спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем: - Я хочу быть здоровым! - Я могу быть здоровым! - Я буду здоровым! По своей природе учащиеся начальной школы очень подвижны и непоседливы, поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и чувства, если они противоречат интересам окружающих. Для этого на уроках я использую «Минутки тишины». Они являются одним из видов отдыха и одновременно упражнением в умении сдерживать свои порывы к разговору, смеху, быть спокойным в течение определённого времени. Прежде чем начать упражнение, предупреждаю детей о то, что когда они на доске увидят слово «Тишина!», то должны сразу же оставить работу, прекратить разговоры, удобно сесть, положив руки на парту, и сидеть очень тихо. После этого вывешивается карточка с этим словом. «Минутки тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой задерживающих волевых центров. Большое значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена, т. е проведение подвижных игр на переменах. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувства усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние повышают работо - способность. Как правило, игры и развлечения не сложные. Я стараюсь использовать такие игры, правила которых разрешают детям произвольно, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё. Также часто провожу беседы по здоровому образу жизни. В них входят вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, вместе с учащимися мы готовим газеты о здоровом образе жизни. На уроках окружающего мира провожу различные беседы, исходя из тем урока: «Как правильно закаляться», «Как сохранить зрение», «Чем полезна ходьба», «Ты и твоё питание», «Полезные и вредные привычки» и др. Также проводим различные мероприятия: праздник «Путешествие в страну Здоровья», игра - путешествие «В гостях у профессора Неболейкина», праздник «Чистота - залог здоровья, праздник «Как питаешься, так и улыбаешься». Ежедневно проветриваем классную комнату, делаем влажные уборки. Обращаю внимание на питание детей в столовой и дома. По мнению гигиенистов, на 40% здоровье, особенно детей, зависит от питания, от того, что человек употребляет в пищу, и как он это делает. Поэтому я знакомлю детей, а также их родителей с правилами питания. В моём классе организовано 100% питание, то есть в классе питаются все ученики. Провожу родительские собрания по здоровому образу жизни школьников: «Здоровый ребёнок - ребёнок со здоровой психикой», «Вредные привычки», «В здоровом теле - здоровый дух» и др. Оздоровительные мероприятия необходимо проводить не только в ходе учебного процесса, но и во внеурочное время. С этой целью внеурочная деятельность осуществляется по шести направлениям. Нельзя не обратить внимание и на то, что с введением ФГОС в школьном плане появилось три урока физической культуры. Итак, подведём итог. Здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Каждому учителю следует основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни. Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровье детей. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Поэтому необходимо сохранять и укреплять здоровье школьников, защищать ребёнка в условиях школьного коллектива, а также пропагандировать здоровый образ жизни, содействовать утверждению в жизни школьников идей добра и красоты, физического и духовного совершенствования.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений». МОиН РФ Москва, 2005 г.

2. Н.И. Бурмистров «Для укрепления здоровья первоклассников» (Комплексы специальных упражнений) Начальная школа , 1996, №7.

3. Н.П. Капустин «Педагогические технологии адаптивной школы». Москва , 2001г.

4. Н.Б. Коростелев «Воспитание здорового школьника» Москва, 1986г.

5. Менчинская Е.А. Организация здоровьесберегающего обучения - важный аспект обеспечения качества начального образования в условиях вариативности образовательных программ. Материалы областных педагогических чтений 29-30 марта 2007 г. Тюмень: ТОГИРРО, - С. 9-13 (0,4 п.л.)

6. Менчинская Е.А. Проблемы конструирования здоровьесберегающего процесса обучения в современной начальной школе. Материалы областных педагогических чтений 27-28 марта 2008 г. Тюмень: ТОГИРРО, С. 16-18 (0,2 п.л.).

7. Менчинская Е.А. Возможности использования современных учебно-методических комплектов для сохранения и укрепления социального здоровья детей. Научно-методический журнал «Начальное образование», 2006. - №5. С. 21-26 (0,4 п.л.)

8. М.М. Поташник. Управление качеством образования. Москва 2000г.

9. Педагогический вестник выпуск 24 (2003) МОУ ДПО «НМЦ». Здоровьесберегающие аспекты деятельности образовательных учреждений.

10. И.В. Чупаха. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. Москва. Ставрополь. 2003г.

11. Л.Г. Юранева «Если волнует здоровье детей» Начальная школа 1996г, №11.


© 2010-2022