Учебно-методические материалы. Беседы на тему: Азбука нравственности (часть Б)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Азбука нравственности

Учебно-методические материалы

для повышения развития

гражданско-патриотического

и духовно-нравственного

воспитания и обучения

младших школьников

и их родителей
Беседы (часть Б)
9. Человек добрый Добрые дети - дому венец, злые дети - дому конец. Русская народная пословица. «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети», - говорит украинская народная мудрость. Старость для человека неотвратима, смерть - неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. Это зависит и от родителей, и от детей. «Хорошие дети - спокойная старость, плохие дети - старость превращается в ад», «Жизнь дана на добрые дела», «Жить - Родине служить», - говорят русские народные пословицы. «Родина» - это, прежде всего, - родители, родная земля, родные люди, народ. В русском языке существуют слова, характеризующие нравственное состояние людей: «благородство», «благочестие», «благополучие», но от самих людей зависит, будет ли у них благополучие; сколько вложено труда, столько будет в семье благочестия и благополучия. Быть добрым человеком - это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье. Забота о мире и покое в семье, о радости и счастье родителей должно стать главным желанием в жизни каждого человека, которое, как руль, управляло бы всеми другими желаниями. Любое свое желание надо подвергать контролю разума, совести, мысли, сознания: а как это мое желание отразится на душевном мире моих родителей? Отношения, которые должны складываться в семье между детьми и родителями, между маленькими и старшими, это, прежде всего, школа веры и верности. Вера в любовь, красоту, добро - вершина морального развития человеческого общества. От веры человека зависит важная способность дорожить своими убеждениями, своим достоинством. Там, где есть гармония веры детей и родителей, дети стремятся хорошо учиться, хорошо себя вести, потому что им хочется принести радость родителям, в их душе живет боязнь принести им огорчение. Боязнь, которую родители должны воспитывать в детях, неотделима от веры и верности. Благородная боязнь живет и становится все более тонкой и чувствительной только в сердце детей, которым есть кем и чем дорожить. Боязнь и страх не одно и то же, как и безбоязненность и бесстрашие. Безбоязненность - это не бесстрашие, не смелость, а безответственность. Следовательно, человек тогда становится добрым, когда он любит людей, это его нравственная сердцевина. Надо жить так, чтобы эта сердцевина была здоровой, чистой, сильной. Быть человеком добрым - это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы окружающие люди были красивее, чтобы в каждом человеке, с которым приходится соприкасаться, осталось что-то хорошее от взаимоотношений, от труда души.
10. Учение - свет «Учение свет, а не учение - тьма». Русская народная пословица Учение, овладение знаниями, сидение за книгой - большое благо и счастье, но из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом. Хуже того, для некоторой части школьников учение является бременем, а иногда и наказанием и мучением. Учение - это благо и счастье, а знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних душевно-духовных сил человека и мира, который познается. Главной потребностью школьников должна быть мысль, рассуждение, открытие истины - именно в этой сфере развивается деятельность духа. Первый год обучения в школе - это огромный шаг в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии детей. Перед детьми открывается изумительная картина жизни, они открывают в мире множество новых тайн. Их духовная жизнь в этот период определяется тем, что они живут в мире мысли. Чувствование ни с чем не сравнимой роскоши, прелести мысли - это и есть тонкий и крепкий корень творческого труда, который, закладываясь в детстве, дает могучую поросль на всю жизнь. Но постепенно школа мышления включает в себя кроме мира природы еще и мир книги, приобщение к радости жизни в мире книг, только надо знать - что читать. Ведь не каждая книга может быть полезной. Чтение открывает перед детьми, прежде всего, мир собственной души: маленький человек познает величие человеческого духа, проникается чувством уважения к окружающим людям, к самому себе, к окружающей природе, учится видеть, чувствовать, думать, понимать, любоваться красотой окружающего мира, познавать самого себя. В школе дети должны учиться жить. В семье и школе воспитывается человек, поэтому школа должна быть важнейшим очагом мудрости, должна нести многовековую культуру науки, быть духовной колыбелью, святыней и надеждой государства. Школа накладывает неизгладимый отпечаток на культурный облик тех, кто был ее питомцем. Школа, как колыбель народа, колыбель духа и культуры народной живет, прежде всего, в книге. Колыбелью народа школа становится только тогда, когда в ней юная душа осознает себя гражданином, хранителем духа народа, его идей, его духовных богатств, святынь, непреходящего величия. Школа должна быть вечным очагом красоты, средоточием добрых чувств, тонких переживаний, радужных воспоминаний о золотом, счастливом детстве. В воспоминаниях каждого школьника школа должна сохраниться как красота детства, красота труда, красота праздника, красота мира, мудрости, познания, благородного поступка. Важно, чтобы школа осталась в памяти каждого школьника как великое чувство восхищения красивым, радость творения красоты, мудрая способность познать себя.
11. Нравственный закон «Совесть без зубов, а загрызет». Русская народная пословица. С того времени как младенец сделает свои первые шаги по земле и начнет познавать мир, к нему устанавливается определенное отношение со стороны старших. Родные и посторонние люди видят в нем хорошее и плохое и определенным образом оценивают наклонности характера. Сначала оценка достоинств и недостатков выражается в улыбке или нахмуренном лице мамы, радостном одобрении или шлепке. Вхождение в человеческое общество малыша начинается с того, что его то одобряют, то наказывают. Умение правильно реагировать на одобрение или порицание уже в раннем детстве имеет очень важный смысл. Воспитание совести, стыда, совестливости ответственности, долга - одна из самых утонченных сфер духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования. Уже маленький первоклассник должен отдавать себе отчет в том или ином поступке, к осознанию которых человек должен идти путем самостоятельных размышлений, раздумий. Совесть в действии заключается в том, что человек судит свои поступки и качества как бы от собственного имени. Если же пристально разобраться в истоках, началах совести, то можно прийти к выводу: голос внутреннего «я» говорит в человеке только тогда, когда с малых лет он привык чувствовать, что он на виду у людей. Воспитание совести и стыда заключается в том, что человек испытывает проникновение мыслей и чувств других людей в его внутренний мир. У ребенка надо создать чувствование того, Что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет и никто не смотрит на него, добиться, чтобы самым сильным повелителем поступков стала совесть. Научить его поступать как должно не для видимости, не потому что кто-то увидит его хорошие поступки и похвалит его, а по велению собственной совести. Быть хорошим человеком наедине со своей совестью значительно труднее, чем на глазах людей, оценивающих твои поступки, одобряющих добро и порицающих зло. Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, Чем перед человеком. Если человек наедине с самим собой делает что-то плохое и полагает, что об этом никто не узнает, он ошибается. Четыре важнейших источника питают человеческое достоинство и культуру: совесть, стыд, ответственность и долг. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Переживая чувство стыда, человек делает шаг вперед на пути развития своего нравственного сознания. душевные Волнения, сопутствующие стыду, равносильны переживанию наказания. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы наказание заменить муками совести, стыдом. Из переживания стыда. Человек должен выходить духовно сильным, а не ослабленным и приниженным. Могучая воспитательная сила стыда заключается в том, что человек, переживший чувство стыда, выглядит чище, красивее.
12. Культура общения Человек живет среди людей. Кругом его окружают люди, дома и в обществе: трудятся, отдыхают, ходят в гости, встречаются, расстаются, переносят горести и лишения, ставят цели и достигают их. Вокруг происходит бесконечная, сложная, неисчерпаемая жизнь человеческого духа. Люди выражают себя в своих убеждениях, взглядах, сомнениях, мыслях, чувствах, переживаниях, настроениях, состояниях. Отношением друг к другу, в поступках, радостях и бедах, в чувствовании добра и зла и в отношении к этим вечным человеческим состояниям, в успехах и неудачах, в надеждах и безнадежности, удовлетворении и недовольстве, в радости и грусти, в сострадании и равнодушии, в разочарованиях и сожалениях, в обидах и огорчениях, в доброжелательности и нетерпимости. Все это жизнь духа. Каждый человек - это сложнейший мир. И каждый человек обязан овладевать главным в духовной культуре - культурой человеческих отношений.
13. Доброта Мы живем в окружении близких, родных, знакомых, друзей и часто говорим: желаю тебе всего доброго, т.е. добра и счастья. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем человеческую сущность. То есть, человеку надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат внутренней работы сердца, разума, воли, или, одним словом, духа. Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера; чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье. Но хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Именно истинная доброта выражается в желании человека видеть лучшим того, с кем ты соприкасаешься или просто часто видишься. К сожалению, человек существо слабое и постоянно должен выбирать между добром и злом, поэтому ему стоит огромных усилий преодолеть чувство злорадства оттого, что с кем-то из обидчиков случилась беда. А чтобы быть действительно добрым человеком, надо воспитывать самого себя, изгонять из сердца зависть, эгоизм, жадность, тщеславие, малодушие, себяжаление. Общество наказывает людей неблагодарных, отторгает от себя вплоть до лишения свободы, в силу человеческого нравственного закона: «Люби ближнего как самого себя». Поэтому каждому человеку на протяжении всей его жизни надо воспитывать в себе доброжелательность к ближнему: не делать человеку того, чего не хотел бы себе. Узы добрых желаний - невидимые, но самые прочные из всех других душевных движений.
14. Благодарность В прекрасном слове «благодарю» заключен мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести, из благородных побуждений творю благополучие ближнему, щедро отдаю частицу своей души. Только там человек чувствует себя обязанным перед другим человеком, где взаимоотношения построены на душевно тонком стремлении дать человеку больше, чем он, казалось бы с первого взгляда, дает вам. Это отдавание в долг - благородное человеческое качество. Благодарение - признак высокой этической культуры, а неблагодарность - один из самых черных пороков. Чем глубже понимает человек источник своих благ, тем сильнее должно быть чувство его долга, тем ярче должно быть выражено чувство благодарности. Неблагодарность же не только дремучее невежество души, но и само по себе зло. Неблагодарностью объясняется труднодоступная совесть. В сущности, от неблагодарности, от ложного мировоззрения идут не только развязность, самоуверенность, дерзость, наглость, но и нерадивость, безделье, нездоровый порочный образ жизни. Каждому человеку надо учиться быть благодарным. Ведь, прикасаясь к другому человеку, мы берем частицу его жизни, его труда, его усилий, чтобы достичь мастерства. И надо уметь беречь, щадить эту бесконечную дорогую человеческую ценность, быть чутким соучастником доброго дела, а не мучителем. Но чуткость требует здравого мышления, рассуждения, ибо глупость и невежество так же бессердечны, безжалостны, жестоки и коварны. Поэтому с самых малых лет надо учиться жалеть человека и щадить его как высшую ценность.
15. Помыслы. Разум Большим человеческим богатством является умение осознать свою вину. Допустив ошибку, оплошность, проявив нечуткость, оскорбив или уязвив человека, причинив ему беспокойство, боль, мы чувствуем угрызения совести и обращаемся к нему с просьбой: «простите, пожалуйста», «извините». Этими словами мы обращаемся к достоинству и великодушию обиженного нами человека, рассчитывая на снисходительность во избежание наказания. А чтобы был мир между людьми, надо всем развивать в себе чувство уважения к каждому человеку, не презирать его только за то, что нам в нем что-то не нравится: лицо, одежда, поведение. Ведь вполне может случиться такое, что человек по своей высокомерности может стать хуже того, которого порицает, а тот человек, наоборот, увидев со стороны свое плачевное состояние, - исправляется. Поэтому каждый должен учиться быть тактичным, вежливым, скромным, оберегать людей от своей назойливости, надоедливости, наглости, грубости, уметь сопереживать, сочувствовать, беречь в человеке неприкосновенность и ранимость, уметь быть чутким. А подлинная чуткость не болтлива, она скромна, великодушна, молчалива и доброжелательна. Нравственное невежество начинается с неумения оглянуться. Если это неумение превращается в привычку и становится сущностью характера, то в человеке развивается грубость, бесчеловечность, безжалостность. Одной из важнейших задач родителей, воспитателей, педагогов является то, чтобы научить маленького человека видеть последствия каждого своего поступка, раскаиваться за недоброжелательность, оплошность, ошибку, неосмотрительность, раскаиваться всеми силами своей совести - стыдиться своего проступка и стремиться к освобождению от угрызений совести. Глаза совести - это мысль. Каждому человеку мысленно необходимо ставить себя на место другого, научиться рассуждать, предвидеть последствия своего поступка, заботиться о чистоте и тонкости своих мыслей, мужественно смотреть правде в глаза, уметь защитить, оправдать, а не осудить ближнего, ибо добрая мысль - это проявление духовных сил, торжество человеческого самосознания.
16. Преступление и наказание Окружающие человека люди: родные, близкие друзья, незнакомые - видят в каждом и хорошее, и плохое, оценивают его нравственный облик, поступки, поведение, т. е. и доброе, и недоброе. Хорошее, являясь нормой жизни, часто, как само собой разумеющееся, не замечается, в то время как плохое обращает на себя внимание окружающих значительно больше. Поэтому каждому человеку необходимо помнить о том, что окружающие люди воспитаны лучше нас, - так легче ориентироваться в мире человеческих отношений. Такая ориентация воспитывает требовательность к себе, самоконтроль и непримиримость к плохому, прежде всего, в самом себе. Одна из граней человеческих отношений заключается в том, что люди выражают неодобрение по отношению к плохому и в семье, и в общественных местах. Поэтому каждый человек должен следить за собой, каким он входит в душевный мир других людей. Неодобрение, осуждение выражаются в человеческом обществе по-разному: и в нравственной оценке, и в нормативах закона. В нашем обществе есть и мудрое, поучительное слово - доброе, строгое, требовательное, но есть и тюрьма, место лишения свободы, где изолируются люди, представляющие опасность для общества. Так что, если человек не умеет держать себя в рамках человеческого, нравственного, гражданского закона, его будут лишать свободы во имя добра и блага самого человека и общества. Нравственное неодобрение, осуждение, которое должно стать с малых лет уздой для каждого человека, очень многообразно. Оно начинается с направленного пристального, внимательного и оценивающего взгляда. Осуждение порочного поведения - большое благо для человека, ибо, наказывая, человеку желают добра. Но поскольку наказание представляет собой резкое осуждение, оно не может быть приятным. И в том, как человек относится к неодобрению, осуждению, выражается его нравственная воспитанность и культура. Следовательно, каждый человек должен понимать и чувствовать, что в осуждении его поступков проявляется справедливость: «Упрек полезен, как пропашка поля», говорит народная мудрость. Осуждение не приносит радости, но за него надо благодарить, потому что оно спасает от падения, больших ошибок и бед. И если бы люди знали об этом уже в школьные годы, то было бы меньше бед в их зрелом возрасте. Поэтому каждый человек должен учиться благодарить за замечания. Услышал похвалу - благодари и тихо, скромно радуйся, что движешься к человеческому совершенству. Услышал упрек, замечание - благодари за то, что тебя учат жить по-человечески. Самые горькие, самые суровые слова, если они справедливы, - это дружеская заботливость, неравнодушие к дальнейшей судьбе человека. В горьких и суровых словах отца, матери, учителя - огромный труд, душевные силы. Обращаться с горькими словами внушения добра - нелегко. И если эти слова неприятно слушать, то еще меньше приятного доставляют они тому, кто вынужден их произносить. Это тонкое этическое поучение доходит до сердца, если существует во взаимоотношениях доверие, открытость, искренность сердец. Человек с малых лет на собственном опыте должен почувствовать и понять - в чем истинный смысл добра в нравственных отношениях, что добро - не всегда только приятное, но нередко оно - строгое и колючее, как жгучий январский ветер, что правильно, с достоинством, принять горькие, но справедливые слова - не такое простое дело, что этому надо долго и настойчиво учиться. Самое главное здесь - вывод, который человек сделает: что не все, что желанно и приятно мне, - всегда приятно и желанно для окружающих людей. Беседа, направляющая человека на путь исправления, - мучительно сложный и изнуряющий труд для обеих сторон. Вряд ли что другое может сравниться по отдаче душевных сил с этой трудной миссией, когда необходимо выступать в качестве обвинителя и в то же время оставаться другом. Осуждение лишь тогда эффективно, когда за ним следует самоосуждение, муки совести, самоукорение. Только при этом условии моральное осуждение достигает цели, когда за ним идет острое чувство раскаяния, стыд от ошибки и стремление исправиться.
17. Щедрость, великодушие Что значит быть щедрым? Как стать щедрым? По-настоящему может быть щедрым человек великодушный, тот, кто умеет любить людей и жалеть их. Щедрость и бескорыстие - высшая задача воспитания. Мудрое слово «воспитание» связано со словом «питать». Питается же человек не только молоком матери и хлебом, но и духовной пищей. А великодушие, милосердие, благотворительность есть плоды духовного труда, труда сердца, разума, воли, совести, - это богатство духа. Мысль - огромной силы источник, питающий благородные чувства, стремления, желания. В раннем возрасте очень большую опасность представляет эгоизм. Это чувство начинается с того, что маленькие дети сосредоточивают все свои помыслы вокруг себя, все их душевные силы направлены на удовлетворение собственных желаний. При такой направленности духовной жизни человек испытывает жалость к самому себе, а чем больше человек отдаляется от людей, тем несчастнее он становится. Там, где есть жалость к себе, - сердце закрывается для щедрости и бескорыстия, человек становится глухим к нуждам и заботам других, и до его окаменевшей души трудно достучаться. У русского народа существуют много пословиц о щедрости и жадности, например: «Худо тому, кто добра не делает никому», «Рука дающего не оскудеет», «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то - твое». Скупость - это эгоистическая болезнь, она обедняет человека, превращает его в потребителя и обывателя, живущего по принципу: «Моя хата - с краю, я ничего не знаю». Скупость постепенно вырождается в жадность, которая уродует личность, порождает бесчеловечность.
18. Скромность Скромность - это, прежде всего, лад с самим собой, дисциплина человеческих отношений, поступков, желаний, мыслей, чувств, воли, такта, совести, разума, сердца. Скромный человек не допускает мысли о своих исключительных достоинствах. Нескромные же люди, напротив, высокомерны, заносчивы, придирчивы, хвастливы. В скромном человеке гармонически сливаются сознательная дисциплина, долг, обязанность, уважение к окружающим, трудолюбие. В воспитании скромности большую роль играет мысль: там, где выполняется долг, недопустимы упоение похвалой, высокомерие. Быть скромным значит всегда помнить, что каждому человеку даны свои уникальные таланты и способности, что каждый человек должен их умножать, совершенствоваться. Наибольших успехов достигает тот, кто скромно оценивает свои способности и достижения, не кичится и не зазнается.



© 2010-2022