Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Курс «Разговор о правильном питании» является курсом внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению.

Целью обучения по курсу «Разговор о правильном питании» является

- формирование у детей младшего школьного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;

- сформировать у обучающихся здоровьеразвивающую компетентность: необходимость сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни;

- формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;

- воспитание у детей культуры питания;

- осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.

Цель данного курса обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

- формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми практических навыков рационального питания;

- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

- информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

- развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об историях и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.


Общая характеристика курса


В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс «Разговор о правильном питании» играет особую роль в силу своей специфики. Особенность состоит в том, что в нем понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный курс построен на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности. Отбор содержания и построение курса определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания. Они соединяют в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Методической основой организации деятельности школьников на занятиях является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. В целом курс в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.



Место курса в плане внеурочной деятельности


В плане внеурочной деятельности на освоение курса отводится 2,5 часа в неделю. Всего 22,5 ч в четверть.


Ценностные ориентиры содержания курса


Ценностные ориентиры курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»:

- формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

- формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

- воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

- формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


- формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности;

- развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;

- формирование гражданской идентичности личности;

- формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбия, коллективизма;

- развитие мышления, внимания, памяти, творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные результаты:

- формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению;

- приобщение к основам здорового питания;

- формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;

- формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия курса «Разговор о правильном питании» с другими школьными предметами;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с основами правильного питания;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

- обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве;

- выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные результаты:

- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;

- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы;поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

- формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;

- сформировать принципы этикетного поведения и общения;

- овладеть знаниями функции и виды этикета;

- обучить анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;

- сформировать умение произнести похвалу, комплимент и ответить на них;

Личностные результаты:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


Содержание.


  • Если хочешь быть здоров

  • Самые полезные продукты

  • Удивительные превращения пирожка

  • Кто жить умеет по часам

  • Вместе весело гулять

  • Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной

  • Плох обед, если хлеба нет

  • Время есть булочки

  • Пора ужинать

  • Весёлые старты

  • На вкус и цвет товарищей нет

  • Как утолить жажду

  • Что помогает быть сильным и ловким

  • Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты

  • Праздник здоровья


Список литературы

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения). Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2015. -317с. - (Стандарты второго поколения).

М.Безруких, Т.Филиппова, А.Макеева Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании». - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015.

© 2010-2022