Доклад на тему «Развитие мышления у детей через использование игровых технологий на уроках и во внеурочное время»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная VIII вида школа №10 города Асино Томской области





Тема: Развитие мышления у детей через использование игровых технологий на уроках и во внеурочное время.














Учитель: Щёголева

Елена Ивановна















Августовская конференция

25.08.2015г. Слайд №1 Тема «Развитие мышления у детей через использование игровых технологий на уроках и во внеурочное время» Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать такие методы, приёмы, формы, технологии , которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности ребёнка. Ребенок с ограниченными возможностями интеллекта, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения наших детей в социум. Воспитание и обучение детей требует большого педагогического мастерства, особых методов. У них крайне слабо развиты психические функции: память, внимание, восприятие, а особенно мышление, оно у наших детей на очень низком уровне, что ведёт к плохому усвоению учебной программы. Развитие мышления у учащихся -трудная, но принципиально разрешимая задача. Она достигается с помощью специально разработанных коррекционных приёмов обучения. В своей работе мы используем современные технологии: личностно-ориентированная технология обучения и воспитания, информационная технология, проблемное обучение, игровые технологии. Игровые технологии обучения, на мой взгляд, являются наиболее эффективными в плане развития познавательных интересов у учащихся и позволяют успешно решать следующие педагогические задачи:
Слайд № 2
•развитие интереса к учебе;

• облегчение процесса усвоения учебного материала;

• обеспечение психологического комфорта процесса обучения;

• развитие творческих способностей школьников;

• предоставление возможностей для самореализации, самовыражения личности.

Практика показывает, что уроки с использованием игровой деятельности, неожиданных моментов, ситуаций, делают увлекательным, развивающим, учебный процесс для наших детей. Психологи доказали: Слайд№3 - в игре интенсивно развивается психика, - в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, воображение. - в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание. - в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире. Поскольку игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка, можно говорить о корригирующей роли игр. Вначале дети заинтересовываются игрой, а затем и учебным материалом, без которого невозможно участвовать в игре. Ценность игр заключается в том, что они используются в обучающих целях, служат всестороннему воспитанию и развитию и обучению детей. Благодаря использованию различных игр во время занятий с детьми как показывает практика, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Один из основных залогов успешного обучения «особых»детей.- это использование в работе с детьми занимательного наглядного, красочного материала, который побуждает включиться в учебный, творческий процесс. Слайд №4 Я перед собой ставлю задачи: Помочь «особому « ребёнку самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности через использование на уроках игровых приёмов и упражнений, корригирующие процессы мыслительной деятельности: помогающие развивать наглядно-действенное, наглядно-образное, и логическое мышление. Начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу, Поэтому на этапе подведения к теме урока использую следующие корр.игровые приёмы: Слайд№5 1​ Словесные лабиринты 2​ Изменение направления текста 3​ «Перевертыши» 4​ Слова с «зашумлением» 5​ Анаграммы (Анаграммы с нумерацией) 6. Кроссворды, загадки, пословицы. 7. Игровой приём «Клякса». 8. «SМS- сообщение» 9. «Зашифрованное слово». 10. Игра « Раздели на группы» 11. «Лишний» и.т.д.
Игры, упражнения, коррекционные приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Слайд №6 Шифровальщики Другой вид упражнений предусматривает работу детям символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. 1)​ нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква Первое слово: 5, 2,7, 1, 3, 2, Второе слово: 8, 5, 4, 9, 4, 6, 1, 3, 2,9. Каждому числу соответствует определённая буква: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 и а н о м д л с р Искомые слова: малина, смородина Слайд№7 Внимательно посмотри и назови два слова. «Думай, смекай» Использование игрового приёма развивает внимание, логику, пространственное воображение. *
*
*
*
*

п у е ч н е а н л и к
*
*
*
*
* *
Искомые : пенал, ученик. Слайд№8 Для развития логического мышления в работе над словарными словами использую и другие коррекционные приёмы и упражнения: 1)​ Слова с «зашумлением» Медведь корова молоко малина Слайд№9 «Следопыты» В игре использую приём «Недописанных слов». Развивает внимание, логическое мышление, воображение, память. Бе …… ко…. За….

Слайд№10 «SМS- сообщение « Работу с текстом провожу виде SМS -сообщения: Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаонподарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила. Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь. Находим изученные орфограммы. Развивает внимание, сосредоточенность, мышление. Слайд №11 «Зашифрованное слово». Этот вид упражнений закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова. Из каждого слова нужно брать заданные слоги, например, 1) Из каждого слова взять только первые слоги составить новое слово: а) берег, серебро, дама бе -се - да б) богатство, лото, топор бо - ло - то в) костюм, мостик, кос - мос Словесно логическое мышление представляет собой логические действия и операции со словами, развивают умения систематизировать слова по определённому признаку.
Слайд№ 12 «Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу» мяч мебель тополь цветок тарелка насекомые шкаф дерево пальто одежда муравей посуда щука игрушка роза рыба
Слайд №13 Анаграммы н и с и а ц -синица ш е в я- швея о м о л о к-молоко
Слайд №14 Игра «Лучший минёр» при изучении темы «Предложение» Прочитай пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Запиши. Расставь знаки препинания в сложном предложении. Разбери по членам предложения. Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт хлфенхь фпхорфтихт. Труд человека кормит, лень портит. Слайд №15 Два в одном». -Вставь пропущенную букву, которая служила бы одновременно окончанием первого слова и началом второго слова. Найди и подчеркни «лишнее» слово. мя(.)ай ко(.)орт мух(.)рбуз пе(.)ыр сло(.)ос са(.)ом
Слайд №16 «Лишний». Игры «На лишний предмет» Во-первых, они способствуют формированию зрительного восприятия ребенка, ведь изучая рисунки, сможет научиться четко определять, что на них изображено. Во-вторых, эта игра имеет положительное воздействие на память, речь. Чтобы найти логическую цепочку играющему необходимо запомнить, каковы функции и свойства изображенных предметов. В-третьих, и самое главное, эта «развивалка» учит ребенка логике. Здесь он классифицирует предметы и логически их объединяет по различным признакам: цвету, форме, количеству, функционалу и другое.





Заключение: В результате систематического использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках направленных на развитие мыслительных операций, у учащихся увеличивается скорость и качество письма, чтения, объём учебной информации, повысится уровень техники чтения и появляется интерес к учёбе.





Доклад на тему «Развитие мышления у детей через использование игровых технологий на уроках и во внеурочное время»

Доклад на тему «Развитие мышления у детей через использование игровых технологий на уроках и во внеурочное время»

.



© 2010-2022