• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Формирование поисковых умений и навыков у младших школьников с учётом индивидуальных особенностей младших школьников в условия современного информационного общества

Формирование поисковых умений и навыков у младших школьников с учётом индивидуальных особенностей младших школьников в условия современного информационного общества

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование поисковых умений и навыков у младших школьников

с учётом индивидуальных особенностей младших школьников в условия современного информационного общества

В современном информационном обществе во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Актуальность данной темы обусловлена тем, что происходит сближение содержания методической системы работы с требованиями жизни, а обязательным условием решения данной задачи является организация проектно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС. Главное, в которых - ориентация на развитие личности младшего школьника на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. А исследовательская деятельность способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы. Одной из трудноразрешимой проблемы в педагогической практике начальной школы является формирование информационно - поисковых умений и навыков у младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей. Возникает вопрос: из чего складываются информационно - поисковые умения и навыки у младших школьников? С чего начать? Есть ли здесь приоритеты? В чём заключается поэтапность и система работы? Среди информационно - поисковых умений и навыков учениками начальных классов должны быть усвоены приёмы работы с оглавлением текста, с текстовыми выделениями, с абзацами текста, с поисками ответов на вопросы к тексту. Казалось бы, что ничего сложного в формировании данных умений нет, однако, часть детей на данном периоде становятся заложниками вербального образования. Всю информацию они получают в озвученном виде: через речь учителя, одноклассников, мамы… и привыкают не искать нужный текст, абзац, строку, фразу. Они не умеют самостоятельно работать с учебником, не в состоянии понять без озвучивания даже самое простое тестовое задание. Учитель, не всегда умело борясь с лавиной информации, которую он должен донести до учеников в рамках урока, предпочитает озвучивать всё сам или с помощью более успешных детей, не оставляя возможности медленно работающим детям сориентироваться в предлагаемом информационном поле. Ясно, что такая установка на работу с информацией противоречит идее развития познавательной самостоятельности школьников, так как не может сформировать у слабого ученика ничего, кроме отвращения к информационно - познавательной деятельности, в которой он не успевает за классом в буквальном смысле слова. Но как учитывать индивидуальные возможности ребёнка при формировании информационно - поисковых умений и навыков? Думается, прежде всего - не пренебрегать развитием информационно - поисковых умений и навыков. Подчас упражнения, направленные на формирование таких умений, носят чисто механический, тренировочный характер:

  • на скорость - найти нужные тексты в художественной, энциклопедической литературе;
  • за определённое время - попробовать найти в учебнике конкретные тексты по предложенному списку;
  • на скорость - найти заданные слова в школьном орфографическом словарике; найти нужный абзац в тексте; найти конкретное слово, словосочетание, фразу в тексте или в абзаце.
Придавая упражнениям игровую форму, учитель в состоянии увлечь информационно - поисковой деятельностью всех учеников. Совершенствуя их навыки ориентировки в тексте, в книге, учитель готовит почву для более качественного выполнения информационно - аналитической деятельности. Сначала найти информацию - и лишь за тем начинать аналитическую работу с нею - таков должен быть порядок. Действуя наоборот, мы противоречим идее развивающего обучения, так как постоянно держим значительную часть детей в условиях информационного стресса, защитная реакция от которого - интеллектуальная пассивность. Информационно - познавательная деятельность состоит из трёх составляющих: наблюдение, сравнение и описание.
  • Наблюдение - это мыслительная операция, направленная на установление черт сходства и черт различия между объектами наблюдения, составленная из последовательных операционных элементов (шагов), которым, как и прочим учебным навыкам, надо учить. Это обучение возможно на основе некоторой алгоритмизации не только мыслительных, но и практических действий. В процессе обучения приёму сравнения, к сожалению, не уделяется достаточно внимания самым первоначальным знаниям и практическим умениям.
  • Сравнение относится в большей степени к категории информационно - аналитических умений.
  • Описание - вербализация результатов наблюдения или сравнения, которая базируется на умении неторопливо и основательно наблюдать, используя для этого все возможные рецепторы. Качество описания зависит от способности ученика озвучивать результаты своих наблюдений.
Умение наблюдать тесно связано с умением давать словесные характеристики результатов наблюдений, потому словесному описанию объекта должно быть уделено большое внимание. Наблюдательность - качество, требующее постоянных тренировок. Недостаток внимания к процедуре описания и сравнения сводит на нет все усилия педагога по формированию информационно - поисковых умений и навыков у младших школьников. Процесс формирование информационно - поисковых умений и навыков у младших школьников невозможен без выстраивания его технологической составляющей. Понимая педагогическую технологию как упорядоченную систему действий, «выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей», отметим, что в случае с предлагаемым нами способом решения проблемы было бы самонадеянно говорить о целостной технологии. Речь идёт лишь о технологическом проекте, который отвечал бы требованиям системности, процессуальности, цикличности при обработке искомых информационно - поисковых умений и навыков. Первая ступень проектирования - это выявление компонентного состава осваиваемых действий - определение технологических звеньев и соответствующих им технологических приёмов реализации конкретных учебных задач. Следующий этап - выстраивание чётких методико-технологических цепочек, которые мы представляем не как жёсткий алгоритм, а как логически обоснованную динамическую систему операций. В процессуальности функционирования комплекса методико-технологических цепочек, их переплетении, врастании друг в друга, взаимообогащении, апробации и корректировке с учётом возрастных и интеллектуальных возможностей учащихся видится путь к созданию технологических системных формообразований. Заметим, что процесс формирования информационно - поисковых умений и навыков у младших школьников не может рассматриваться исключительно с позиции дидактики. Он включает в себя помимо практических умений, требующих усвоения, широкие познавательные мотивы, вкусы, информационные потребности, т.е. тесно связан с воспитанием и развитием личности. Рассмотрим один из вариантов формирования информационно - поисковых умений и навыков у младших школьников.
  • Шаг 1 - задачи - « данетки» (методика В.В.Дубининой). Сущность методического приёма - научить детей задавать «умные вопросы» и, отгадывая спрятанный предмет, сужать круг поиска рациональными способами. Важно научить детей придерживаться чёткой стратегии поиска, добиваясь определённости. С помощью этого нехитрого приёма озвучивается весь набор качественных характеристик исследуемых объектов, но пока в произвольном порядке.
  • Шаг 2 - «цветик - семицветик» (методика Т.Е.Соколовой). После первого шага, где появляются шесть лепестков - характеристик, седьмой лепесток - для дополнительной характеристики, которая может возникнуть по желанию ребёнка. Теперь дети могут дать достаточно полное описание любого предмета, используя лепестки как опору для составления рассказа.
  • Шаг 3 - устные и письменные сочинения - загадки «Что это?», «Кто это?» в заданной форме. Ученики обнаруживают, что при составлении сочинения - загадки важно сохранить самую яркую характеристику для заключительной части работы, иначе отгадка становится явной с первых слов. Дети планируют порядок высказывания, заранее выкладывая на парте лепестки «цветика - семицветика», и придерживаются этого своеобразного плана при описании.
  • Шаг 4 - знакомство с технологией сравнения. Лепестки того же «цветика - семицветика» делятся на две группы: при рассматривании двух объектов ученики берут по очереди каждый лепесток и определяют, характеризуют черты сходства или черты различия. Осталось только посоветовать детям всегда начинать сравнение с описания черт сходства - и учебная задача выполнена.
  • Шаг 5 - отработка приёма сравнения в устной и письменной форме на уроках и во внеурочной работе с детьми.
Есть основания полагать, что предлагаемая технология выражается в достижении гарантированного результата при любом уровне подготовки детей. Результат этот - успешное формирование информационно - поисковых умений и навыков у младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей.
Список литературы:
  1. Дубинина В.В. «Уроки развития в начальном звене». - Казань: Институт повыш. квалиф. Татарстана, 1993.- [c.42]
  2. Давыдов В.В. «Виды обобщения в обучении». - М.: Педагогика, 1972. - [c.16]
  3. Левитес Д.Г. «Образовательные технологии: теория, классификация, отбор, конструирование». - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. - [c.32]
© 2010-2022