- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа 4 класс ОМРК
Рабочая программа 4 класс ОМРК
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Закирова Ф.Р. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А П О К У Р С У
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУРИ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ4 класс
Количество часов: 34 (1 час в неделю)
Планирование составлено на основе программы
-
А.Я.Данилюк. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5классы.- М.: «Просвещение», 2011 г.
Учебное пособие:
-
Основы духовно-нравственной культуры народов России.ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР.4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /[А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов]. - М.: «Просвещение», 2012 г.
Пояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа разработана на основе:
-
Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. А.Я.Данилюк. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. - М.: «Просвещение», 2011 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по модулям и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
-
Основы духовно-нравственной культуры народов России.ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов]. - М.: «Просвещение», 2012 г.
-
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ [Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.]; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. - М.: «Просвещение», 2011 г.
-
Электронное пособие к модулю «Основы мировых религиозных культур».
-
общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане. В базисном плане образовательного учреждения для преподавания этого курса отведено по 1 часу в неделю в 4 классе.
Основные содержательные модули курса:
-
Основы православной культуры
-
Основы исламской культуры
-
Основы буддийской культуры
-
Основы иудейской культуры
-
Основы мировых религиозных культур
-
Основы светской этики
-
Основы мировых религиозных культур
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА. Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса.
«Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики»
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Россия - наша Родина. Основы мировых религиозных культур Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
ПРОГРАММА
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия - наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия - наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия - наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия - наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия - наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. (см. стандарт)
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
-
основные понятия религиозных культур;
-
историю возникновения религиозных культур;
-
историю развития различных религиозных культур в истории России;
-
особенности и традиции религий;
-
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
-
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
-
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
-
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
-
готовить сообщения по выбранным темам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание предмета
Номера и темы уроков
Основные виды учебной
деятельности обучающихся
Российская Федерация или Россия - Отечество, Отчизна, Родина.
Материальный и духовный мир человека.
Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны.
Для чего нужно изучать основы духовно-нравственной культуры народов России?
1 Россия - наша Родина.
Получают первоначальные представления о Конституции РФ
Знакомятся с государственной символикой, героическими страницами истории Отечества
Что такое религия.
Какие бывают религии.
Религии России.
2 -3 Культура и религия.
Знакомятся с историей
возникновения и особенностями
религиозных культур.
Первые религии.
Что такое многобожие и пантеон.
Первая монотеистическая религия.
4 -5 Древнейшие верования. Возникновение религий.
Изучают основы разных религиозных
традиций.религиозной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между
религиозной культурой поведением людей.
Какие религии называют мировыми.
Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей.
Кто такой Мухаммед и в чём заключалось его учение.
Кто такой Будда и какие четыре благородные истины он проповедовал
6-7 Религии мира и их основатели
Знакомятся с описанием основных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Первые хранители преданий - жрецы.
Мудрецы иудеев - раввины.
Христианские священнослужи-тели образуют иерархию.
Имамы и хафизы в исламской общине.
Ламы в буддийской общине.
8 Хранители предания в религиях мира.
Знакомятся со священнослужителями в различных религиях мира
Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.
Что такое добро и зло.
Как появилось добро и зло с точки зрения разных религий.
Понятие греха.
Покаяние и спасение в религиях мира.
9-10 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.
Что такое добро и зло.
Как появилось добро и зло с точки зрения разных религий.
Понятие греха.
Покаяние и спасение в религиях мира.
11-12 Человек в религиозных традициях мира.
Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в ж Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
изни людей, общества. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.
О священных местах религий мира;
Какие бывают священные сооружения и для чего они предназначены;
Что такое синагога и как молятся иудеи;
О символике христианских храмов;
Об устройстве мусульманской мечети и о поведении человека в ней;
Как возникли буддийские храмы и их устройство.
12-13 Священные сооружения.
Знакомятся с описанием основных священных сооружениях
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Какую роль в различных религиях играет искусство;
Какие формы искусства характерны для традиционных религий России.
14-15 Искусство в религиозной культуре.
Знакомятся с религиозным искусством
Как подготовить творческий проект
16-17 Подведение итогов. Как подготовить творческий проект.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.
Религии России и их истоки
Как христианство пришло на Русь.
Какую роль сыграло православие в истории России.
Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую и протестантскую веру, ислам, иудаизм, буддизм.
18-19 Религии России.
Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Что такое обряды (ритуалы) и как они возникли;
Какими бывают обряды в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме.
20-21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.Религиозные ритуалы в искусстве.
Знакомятся с описанием основных религиозных обычаев и обрядов
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Что такое паломничество.
Что такое реликвии и мощи.
О главных святынях мировых религий.
22 Паломничества и святыни.
Знакомятся с описанием основных святынь
Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.
Что такое религиозные праздники
Какие праздники есть у буддистов
О главных праздниках иудеев
Какие праздники существуют у христиан
Что такое Курбан-байрам и Ураза-байрам у мусульман.
23 -24 Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Знакомятся с описанием основных религиозных праздников
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Что общего существует в учениях всех религий.
В чём состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве.
Каково нравственное учение ислама.
Что является основой поведения для буддистов.
25-26 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.
Что такое милосердие.
Как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.
Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Профессии милосердия.
27 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества.
Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.
Семья и её роль в жизни человека.
Как традиционные религии России относятся к семье.
Семейные ценности в религиях.
Гимн семье.
28 Семья, семейные ценности.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.
Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.
Понятие свободы в религиях мира.
Понятие ответственности и долга в религиях мира.
Отношение к труду в религиозных культурах.
Учёба - труд школьника.
29 Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.
-
Что такое Родина.
-
Символы России.
-
Великие деятели культуры и науки, знаменитые воины России
30 Любовь и уважение к Отечеству. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.
31 -34 Подведение итогов. Итоговая презентация творческих проектов учащихся Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Урок № п/п и
день прохождения
Обязательный минимум содержания образования = тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
(план урока)
Информационно-методическое обеспечение
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Домашнее задание
(стр. в учебном пособии и задания)
Сроки
Предметные
Метапредметные
-познавательные
-коммуникативные
-регулятивные
Личностные
план
факт
1
2
3
4
7
8
9
10
11
12
1
Введение в предмет.
Россия - наша Родина.
1
-
Российская Федерация или Россия - Отечество, Отчизна, Родина.
-
Материальный и духовный мир человека.
-
Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны.
-
Для чего нужно изучать основы духовно-нравственной культуры народов России?
-
Урок 1 с.4 - 5
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD «Основы мировых религиозных культур» (ОМРК): урок 1 - «Иллюстрации», «Анимация», «Это интересно», «Контроль» и «Тренажёр»
-
Карта «Российская Федерация в XXI в.»
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Стр.4-5,?? и задания с. 4-5
2-3
Культура и религия.
2
-
Что такое религия.
-
Какие бывают религии.
-
Религии России.
-
Уроки2-3 с.6-9
-
Комп.презентации по теме урока
-
CD(ОМРК): урок 2-3 -«Интерактивные модели: Возникновение религий, Религиозное и культурное наследие»; «Святые имена: Кирилл и Мефодий», «Контроль», «Тренажёр»
знать/понимать: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов
Стр.6-7,?? с.7
Культура и религия.
-
Что такое культура.
-
Как связаны религия и культура.
-
Как должен вести себя культурный человек.
Стр.8-9,?? с.9
4-5
Древнейшие верования. Возникновение религий. Религии мира и их основатели
2
-
Первые религии.
-
Что такое многобожие и пантеон.
-
Первая монотеистическая религия.
-
Урок 4 с.10-11
-
Комп.презентация по теме урока
-
(ОМРК): урок 4-«Интерактивные модели: Возникновение религий»; «Это интересно», «Контроль», «Тренажёр»
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему) Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов
Стр.10-11,?? с.11
-
Термины учить.
-
Узнать и рассказать о богах Греции, Рима, славянских богах, Индийских богах (на выбор).
-
Какие религии называют мировыми.
-
Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей.
-
Кто такой Мухаммед и в чём заключалось его учение.
-
Кто такой Будда и какие четыре благородные истины он проповедовал
-
Урок 4 с.12-15
-
Комп.презентация по теме урока
-
(ОМРК): урок 5-«Интерактивные модели: Основатели религий», «Святые имена: Авраам», контроль», «Тренажёр»
-
Карта мира
-
Задания на карточках
Стр.12-15,?? с.15
6-7
Священные книги религий мира.
2
-
Когда впервые появились священные тексты и как они назывались.
-
Зачем нужно читать Священные тексты.
-
Как был создан священный текст буддистов Трипитака.
-
Что такое Библия и из каких частей она состоит.
-
Как называется Священная книга мусульман и из каких частей она состоит.
-
Уроки 6-7 с.16-21
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD(ОМРК): урок 6-7- «Интерактивные модели:Священные книги (притча);Священные религиозные книги», «Это интересно», «Священные имена», «Контроль», «Тренажёр»
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные:ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов
Стр.16-21,?? с.21
1
2
3
4
7
11
8
Хранители предания в религиях мира.
1
-
Первые хранители преданий - жрецы.
-
Мудрецы иудеев - раввины.
-
Христианские священнослужи-тели образуют иерархию.
-
Имамы и хафизы в исламской общине.
-
Ламы в буддийской общине.
-
Урок 8 с.22-23
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD(ОМРК): урок8 - «Интерактивные модели: Хранители предания в религиях мира», «Контроль», «Тренажёр»
знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Стр.22-23,?? с.23
9-10
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
2
-
Что такое добро и зло.
-
Как появилось добро и зло с точки зрения разных религий.
-
Понятие греха.
-
Покаяние и спасение в религиях мира.
-
Уроки 9-10 с.24-27
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD (ОМРК): уроки 9-10-«Интерактивные модели: Грехопадение и изгнание из рая; Покаяние и спасение в религиях мира», «Золотое слово», «Хрестоматия», «Контроль», «Тренажёр»
Стр.24-27,?? с.27
11
Человек в религиозных традициях мира.
1
-
О сотворении человека в иудаизме, христианстве и исламе.
-
Что должен делать человек для общения с богом.
-
Что такое молитва и таинства у христиан.
-
Какая главная заповедь у иудеев.
-
Что такое намаз и закат у мусульман.
-
Что такое мантра у буддистов.
-
Урок 11 с.28-29
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD(ОМРК):урок11 - «Это интересно: О сотворении человека»,«Интерак-тивные модели: Человек в религиях мира», «Контроль», «Тренажёр»
з основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов
Стр.28-29,?? с.29
12-13
Священные сооружения.
2
-
О священных местах религий мира;
-
Какие бывают священные сооружения и для чего они предназначены;
-
Что такое синагога и как молятся иудеи;
-
О символике христианских храмов;
-
Об устройстве мусульманской мечети и о поведении человека в ней;
-
Как возникли буддийские храмы и их устройство.
-
Уроки 12-13 с.30-33
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD (ОМРК): уроки 12-13-«Атлас: Религии мира», «Интерактивные модели: Синагога, христианский храм, мечеть, буддийский храм», «Это интересно: Заповедная мечеть»,«Исторический факт: Храм Зуба Будды», «Контроль», «Тренажёр»
-
видеосюжет «Freski».exe»
-
Храм Зуба Будды.flv.mp4
-
Устройство православного храма.flv
-
знать/понимать: представление о священных сооружениях в религиях мира и их предназначении.
-
стр. 30 - 32;
-
Задание 4 стр.33: Вместе со старшими письменно опиши христианский храм в Нагорске. Объясни назначение разных частей этого священного сооружения.
Стр.30-33,?? с.33
14-15
Искусство в религиозной культуре.
2
-
Какую роль в различных религиях играет искусство;
-
Какие формы искусства характерны для традиционных религий России.
-
Уроки 14-15 с.34-37
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD (ОМРК): уроки 14-15-«Интерактив-ные модели: Религия и искусство; Крупнейшие исламские памятники мира;Как изображают Будду»; «Иллюстра-ции»;«Это интересно»,«Контроль», «Тренажёр»
-
Русская икона.ppt
-
CD-ROMForWindowsAndMacOS- Шедевры русской живописи: видеосюжеты - RUBLE (Андрей Рублёв) / М.:«К и М / КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ», 2001
-
знать/понимать: о произведениях религиозной культуры.
1
2
3
4
7
11
16
Подведение итогов.
1
-
Карточки с заданиями для групп;
-
Листы для тестирования;
-
Листы самооценки работы в группах.
знать/понимать: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы
Задания 1-3 с.38 (выполнить письменно в тетради)
17
Как подготовить творческий проект
1
Как подготовить творческий проект
-
Памятки « Как подготовить творческий проект»
-
Различные варианты (на бумажных и компьютерных носителях) образцов творческих работ учащихся
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения
Задание 4 с.38;
выбрать вместе с родителями или одноклассниками тему для творческого проекта
18-19
Религии России.
2
-
Религии России и их истоки
-
Как христианство пришло на Русь.
-
Какую роль сыграло православие в истории России.
-
Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую и протестантскую веру, ислам, иудаизм, буддизм.
-
Уроки 18-19 с.40-51
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD (ОМРК): уроки 18-19 -«Интерактив-ные модели: РелигииРоссии» , «Атлас: История религий в России», «Контроль», «Тренажёр»
-
Комп.презентация - Урок 18 ОПК «Как христианство пришло на Русь»+ задания (карта и кроссворд)
-
Колокола России.mp3
знать/понимать: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов
стр.41-46;
?2 с.51
Стр.40-51, последнее задание с.51
20-21
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.Религиозные ритуалы в искусстве.
2
-
Что такое обряды (ритуалы) и как они возникли;
-
Какими бывают обряды в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме.
-
Уроки 20-21 с.52-57
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD (ОМРК): уроки 20-21 -«Интерак-тивные модели: Таинства Православной Церкви; Шаббат» и «Словарь: таинство крещения; Зикр»,«Это интересно: Обряд бракосочетания; Тибетский ритуал лунгта»
знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Стр.52-57,?? с.57
22
Паломничества и святыни.
1
-
Что такое паломничество.
-
Что такое реликвии и мощи.
-
О главных святынях мировых религий.
-
Урок 22 с.58-61
-
Комп.презентация по теме урока
-
Видеосюжеты:Храм Гроба Господня. Иерусалим, Израиль.mp4; Хадж.flv;Иерусалим Стена Плача.mp4; Бодхгая.flv;Храм Зуба Будды.flv.mp4
-
Маршрутные листы: схема путешествия
-
Сравнительная таблица
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Стр.58-61,?? с.61;Составьте своё путешествие по святым религиозным местам в видекарты-схемы с пояснениями.
23-24
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
2
-
Что такое религиозные праздники
-
Какие праздники есть у буддистов
-
О главных праздниках иудеев
-
Какие праздники существуют у христиан
-
Что такое Курбан-байрам и Ураза-байрам у мусульман.
-
Уроки 23-24 с.62-67
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD (ОМРК): уроки 23-24 -«Интерак-тивные модели: религиозные праздники; религия и религиозные праздники»,
«Словарь: Сагаалган», «Контроль», «Тренажёр»
знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь
Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения
Стр.62-67,?? и задания с.67
1
2
3
4
7
11
25-26
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
2
-
Что общего существует в учениях всех религий.
-
В чём состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве.
-
Каково нравственное учение ислама.
-
Что является основой поведения для буддистов.
-
Уроки 25-26 с.68-71
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD (ОМРК): уроки 25-26 -«Интерактив-ные модели: Религия и мораль», «Контроль», «Тренажёр»
-
Заповеди Божьи - передача -u0027Купелька-u0027.flv
Стр.68-71,?? с.71
27
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
1
-
Что такое милосердие.
-
Как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.
-
Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
-
Профессии милосердия.
-
Урок 27 с.72 - 73
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD(ОМРК):урок27«Интерактивные модели: притча о добром самаритянине».
-
CD«Основы исламской культуры»:
урок 20 «Сотворение добра» -
Интерактивные модели:«Стакан молока» -
Светлана Копылова. Песни-притчи. Окно.flv
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания
Стр.72-73; приготовь к следующему уроку притчу о добром самаритянине; опережающее задание: рисунки и фотографии по теме «Семья» + пословицы и поговорки о семье.
28
Семья, семейные ценности.
1
-
Семья и её роль в жизни человека.
-
Как традиционные религии России относятся к семье.
-
Семейные ценности в религиях.
-
Гимн семье.
-
Урок 28 с.74-75
-
Комп.презентация по теме урока + «Памятники семье»
-
CD(ОМРК):урок27 «Интерактивные модели: семья», «Контроль», «Тренажёр»;
-
Алсу, А. Воробьев, М. Тишман - Гимн семье.flv
-
Стихи, пословицы и поговорки, высказывания о семье
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, бесконфликтность, искусство спорить
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания
Стр.74-75, написать сочинение «Моя семья», составить генеалогическое древо семьи; опережающее задание: сообщения о ветеранах труда.
29
Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
1
-
Понятие свободы в религиях мира.
-
Понятие ответственности и долга в религиях мира.
-
Отношение к труду в религиозных культурах.
-
Учёба - труд школьника.
-
Урок 29 с.76-77
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD(ОМРК):урок28 «Интерактивные модели: Отношение к труду в религиозных культурах», «Это интересно: О пользе труда», «Золотое слово: Апостол Павел о труде»,«Контроль», «Тренажёр»
-
КРФ,Трудовой кодекс и Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»
-
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества
Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы
Стр.76-77,?? с.77; опережающее задание: сообщения о символах государства - герб, флаг и гимн России (по группам)
1
2
3
4
7
11
30
Любовь и уважение к Отечеству.
1
-
Что такое Родина.
-
Символы России.
-
Великие деятели культуры и науки, знаменитые воины России
-
Урок 30 с.78-79
-
Комп.презентация по теме урока
-
CD(ОМРК):урок30 -«Анимация: с чего начинается Родина», «Исторический факт: патриотическая деятельность…», «Хрестоматия: А.Блок «Родина»», «Контроль», «Тренажёр»
-
С чего начинается Родина - Марк Бернес -1965 -Withlyrics.flv
знать/понимать: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные : перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Стр.78-79 + подготовиться к повторению
31
Подведение итогов.
1
-
Карточки с заданиями для групп;
-
Листы для тестирования;
-
Листы самооценки работы в группах.
знать/понимать: ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Подготовиться к защите творческих проектов
32-34
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
3
-
творческие работы учащихся
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Справочные издания
- Андросов В.П. Словарь индотибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М., 2000.
- Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.
- Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.
- Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.
- Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1-4. М., 1998-2003. (Вып. 1-3 переизданы: М., 2006.)
- Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
- Католическая энциклопедия. Т. 1-3. М., 2001-2006.
- Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982-2001. (Т. 1-7 - М., 1996.)
- Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003.
- Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003.
- Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.
- Православная энциклопедия. Т. 1-23. М., 2000-2010.
- Религии народов современной России. А-Я: словарь. М., 2002.
- Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.
- Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993-1995.
- Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1-2. М., 2002.
Научная и научнопопулярная литература
Ко всему курсу
- Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.
- ЛевиБрюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999.
- Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006.
- Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
- Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005.
- Всеобщая история религий мира. М., 2006.
- Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991-1993.
- Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006.
- Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.
Христианство
- Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001.
- Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.
- Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.
- Библия: книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета. М., 2007.
- Богданов А.П. Русские патриархи 1589-1700 гг.: в 2 т. М., 1999.
- Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006.
- Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991.
- Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.
- Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998.
- Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004.
- Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.
- Годри И. Лютер. М., 2000.
- Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997-1998.
- Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1998.
- Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.
- Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001.
- Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника: в 5 т. М., 2003.
- Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М., 2002.
- Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература ХVIII-ХХ вв. М., 2002.
- Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994.
- Житие и чудеса святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. М., 1994.
- Жития русских святых: в 2 т. М., 2003.
- Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели ХVII века. М., 1972. Также в кн.: Жуков Д.А.Огнепальный. Новосибирск, 1988.
- Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников казанских: год 1918й. М., 1996.
- Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006.
- Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000.
- Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007.
- История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994-1999. Т. 1-7: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви, 1917-1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988-1917. Жизнь и учение старцев.
- Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.
- Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.
- Карсавин Л.П. Католичество: страсти блаженной Анжелы. Томск, 1997.
- Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992.
- Карташев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002.
- Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000.
- Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003.
- Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.
- Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.
- Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.
- Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.
- Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998.
- Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная библейская энциклопедия. М., 2006.
- Новый Завет. Псалтирь. М., 2006.
- Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ-ХVI вв. М., 2002.
- Польский М., протопресв. Новые мученики российские: в 2 кн. М., 1993.
- Поповский М.А. Жизнь и житие ВойноЯсенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007.
- Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.
- Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.
- Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн. СПб., 2000.
- Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.
- Рожков В.А. Очерки по истории Римскокатолической церкви. М., 1994.
- Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999.
- Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М., 1996.
- СерафимоДивеевские предания / сост. и примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.
- Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.
- Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998.
- Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997.
- Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.
- Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997.
- Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006.
- Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П. Лопухина: в 12 т. М., 1997-1998.
- Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700-1917. М., 2003.
- Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М., 1997.
- Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890х - 1918 гг.). М., 2002.
- Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V-VIII вв. Минск, 2006.
- Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006.
- Цыпин В., прот. История Русской православной церкви (1700-2005). М., 2006.
- Шмеман А., протопресв. Исторический путь православия. Париж, 1985.
- Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр. очерки. М., 1995.
Ислам
- Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.
- АльМунтахаб фи Тафсир аль Ку'ранальКарим: толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001.
- Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.
- Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.
- Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М., 2000.
- Коран / пер. и ком. И.Ю. Крачковского. М., 1990.
- Коран / пер. смыслов и ком. Иман Валерии Пороховой. М., 2000.
- Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.
- Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996.
- Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.
- Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т. М., 2002.
- Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.
- Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
- Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
- Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003.
- Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.
- Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII-XX вв.: очерк истории. М., 1999.
- Хадисы пророка / пер. и ком. Иман Валерии Пороховой. М., 2000.
Иудаизм
- Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер. С.Г. Фруга. М., 2006.
- Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.
- Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.
- Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.
- История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.
- Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.
- Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.
- Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов н/Д, 2001.
- Мировоззрение талмудистов. М., 1994.
- Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов н/Д, 2006.
- Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.
- Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002.
- Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.
Буддизм
- Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.
- Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.
- Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.
- Буддизм: четыре благородные истины. М., 2002.
- Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
- Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.
- Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М., 2002.
- Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.
- Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.
- Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов н/Д; Харьков, 2005.
- Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.
- Томас Э. Будда. М., 2003.
- Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005.
- Улиг Г. Будда. Ростов н/Д, 1998.
- Эррикер К. Буддизм. М., 2003.
28