Доклад-ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СХЕМЫ В 1 КЛАССЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бадгутдинова Альфия Котдусовна

Учитель начальных классов

1 квалификация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 г.Лениногорска»

Лениногорского муниципального района Республики Татарстан

[email protected]


ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СХЕМЫ В 1 КЛАССЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


С введением новых стандартов, многие учителя начальной школе стали использовать новые формы организации учебного процесса. Как сформировать УУД? Ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старой образовательной парадигме. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи. «Если хочешь научиться прыгать - надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию - необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Поэтому освоение и внедрение технологий обучения становится актуальным. Формирование у обучающегося познавательных универсальных учебных действий осуществляется в процессе непосредственного оперирования ребенком предметным материалом. Природа регулятивных и коммуникативных УУД иная. Для их становления необходимы специально- организованные ситуации общения и взаимодействия с другими участниками обучения, прежде всего со сверстниками, старшими и младшими детьми. Эффективным средством формирования таких коммуникативных УУД, как умения кооперации, является групповая работа. Организовать групповую работу на уроке помогают организационно - деятельностные схемы. Которые и определяют алгоритм действия каждого члена группы. Приобщить обучающихся к работе по организационно - деятельностным схемам можно уже в 1 классе. Сначала вводится организационно- деятельностные схемы работы учеников в парах. (рисунок 1) Схема А показывает, паре дети будут работать поочередно, выполняя разные роли «слушатель». «рассказчик».Если один говорил ,читал, рассказывал, а другой слушал. Потом они меняются ролями. Следующая схема Б определяет такую форму парной работы, когда оба ученика работают одновременно над выполнением одного задания (чаще творческого или проблемного). После ознакомления детей с данными схемами учащимся предлагается выбор той схемы, по которой они будут работать над тем или иным заданием. Как правило, в зависимости от предлагаемого задания ученики четко выбирают нужную схему. После освоения младшими школьниками правил парной работы начинается их обучение работе в группе. При этом необходимо руководствоваться тем же планом действий. Сначала следует ознакомить учащихся с каждой организационно-деятельностной схемой работы в группе. Затем можно предложить ученикам выбрать форму групповой работы самостоятельно, в зависимости от выполняемого задания. При комплектовании групп педагогу нужно помнить, что четырех человек в группе достаточно, чтобы все участники могли проявить себя в работе. Схема «Цепочка» (Рисунок 2) вводится первой, поскольку она является логическим продолжением парной работы- работа в группе происходит в парах сменного состава. В каждой паре ученики поочередно выполняют две роли. Этой формы работы целесообразно пользоваться . когда необходимо освоить какой-то небольшой по объему, но очень важный по содержанию материал (например: правила, табличные случаи сложения, умножения и т д.) В результате у каждого члена группы в тетради будет весь объем учебного материала, поделанный вначале между участниками. Схема «Один за всех и все за одного» (рисунок 3) вводится для того, чтобы учащиеся учились определять и различать функции разных членов группы. Так, при выполнении заданий по заданной схеме сначала группа определяет алгоритм действий, а затем один член группы их выполняет. Это может быть моделирование, когда на группу дается только один комплект моделей, работать с которыми может один человек, а остальные будут помогать в этом. Чтобы остальных не обидеть, можно сразу оговорить, что для первого задания модель составляет один член группы, а для второго - второй член группы и т. д. В результате выполнения четырех небольших по объему заданий каждый член группы получит возможность побывать в роли «ведущего» (главного). Схема «Мы -команда!» (Рисунок 4) подходит для выполнения заданий проблемной, исследовательской и творческой направленности, когда все «равноправны». Участники пытаются сделать все возможное для выполнения задания. Организационно- деятельностная схема «Мы такие разные» (рисунок 5) вводится последней, когда учащиеся научатся достаточно хорошо работать в группе. Разные цвета человечков показывают, что каждый из членов группы выполняет свою роль при решении общего задания. При ее введении оговаривается: -необходимость каждой позиции; -алгоритм действия члена группы, находящегося в данной позиции; -особенности оценки его действий. На этапе введения этой схемы важен не столько продукт, который предоставит группа. Сколько сам анализ деятельности группы в целом и каждого члена в отдельности в соответствии с той позицией, которую он занимал. Поэтому вводить каждую форму групповой работы лучше на простом предметном содержании, чтобы не страдало освоение предметных умений. Роли (позиции) учеников могут быть разными: -руководитель группы- главный организатор группы -собирает группу, организует место работы, обеспечивает необходимым материалом. -докладчик представляет результат работы группы на общем заседании; он же является оформителем, фиксирует на бумаге все, что говорится в группе(рисунок, схема, модель) -организатор общения следит за тем, чтобы все в группе высказывались, поняли друг друга, чтобы группа работала тихо. -эксперт сам активно работает в группе, наблюдает за тем, как все исполняют свои роли, по окончании деятельности оценивает работу всех членов группы, кроме себя. После окончания групповой работы и обсуждения ее результата на общем заседании в таблице «Оценка работы в группе» эксперты оценивают деятельность каждого члена группы по выполнение его роли. Таблица 1. В столбце «оценка» эксперт фиксирует балл: -2 балла - участник полностью справился со своей ролью; -1 балл - справился с ролью лишь частично; -0 баллов - не справился с ролью. Данные таблицы - очень важный методический прием. Состав группы сохраняется, пока каждый из учащихся не побывает во всех ролях. На следующем уроке ученику будет определена уже другая роль. Это очень легко отслеживается: на листе размещается четыре оценочных таблички. По ним дети легко определяют и состав группы, и роль, которую необходимо дать в очередной раз каждому. Учитель по табличкам видит, с какой ролью ребенок справляется, а с какой нет. Поскольку состав групп периодически меняется, то можно проследить в каком составе ребенку работается комфортнее, а где он не смог раскрыться в полной мере. Это позволяет понять картину межличностных отношений в классе. Дети должны знать не только, как работать в группах, но и зачем. Поэтому следует обязательно обсуждать с учениками цель групповой работы. А также то , чему каждому нужно научиться в процессе групповой деятельности. В этом детям помогают дневники достижений, которые называются «Мои успехи». Их ведут сами ученики, начиная с 1-го класса. После того , как научатся писать. Примерный вариант оформления раздела «Я развиваюсь» дневника достижений обучающегося «Мои успехи». В графе «оценка» ученик закрашивает кружочки по принципу светофора: -зеленый - «я умею это делать»; -желтый -«я затрудняюсь» -красный - « я пока не могу этого делать сам» Безусловно, чтобы проследить динамику сформированности умения, необходимо над каждым из них работать достаточно продолжительное время. Данные дневников успехов учащихся потом соотносятся с результатами мониторинга, который осуществляет учитель, что позволит понять уровень его самооценки. Я начала вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока, например: - этап актуализации знаний (при выполнении устной работы); -на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы); - на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций); - при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов). Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов. Так, при закреплении и повторении я использую комплект дидактических учебных пособий "Спектра": математические кораблики, "Числовая прямая", развивающе-обучающие игры и мозаику "Пирамида", а также мини лаборатории. Математическая мозаика "Пирамида" - это набор карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. Чтобы собрать все карточки в "пирамиду", нужно решить около 30 примеров на сложение (вычитание). Проблема мотивации уже решена - ведь ребенок играет, а значит, ему не скучно! Правильность сборки определяется так: каждая сторона треугольника имеет один цвет, внутри большого треугольника образуются круги одного цвета.В классе всегда есть дети, которые хотят работать индивидуально, но и они вносят свой вклад в общую работу. Трудное задание всегда легче выполнять вместе. А если работать группой - тогда любое задание по плечу. Результат - собранная пирамида! С целью привлечь каждого ребенка к решению устных упражнений также использую групповую работу. Для этого применяю, например, игры: "математическая эстафета". Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 3-4 команды. Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заранее выписываются на доске и заготавливаются на каждую команду отдельно. причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая. Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов. В начальной школе на уроках математики велика роль текстовых задач. Решая их, учащиеся приобретают математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления, таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе решения учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность. При обучении решению задач целесообразно использовать групповую форму работы с помощью рабочей карты, в которой изложен план действий, направленный на организацию процесса ответа на вопрос задачи. Составляем " Правила работы в группе над задачей". (Слайд ) В соответствии с этим делю детей на группы по 4 человека и распределяет роли (А - аналитик; КМ - конструктор модели; П - плановик; О - оформитель; выступающий (если в группе 4 человека, то ученики сами решают, кому быть выступающим. Далее ученикам раздаётся карта, на которой расписан процесс решения задачи группой, в которой чётко указана деятельность каждого. В ходе такой работы более слабые дети тянутся за более сильным. У слабых учеников появляется уверенность в себе и своих силах. Завершить урок можно, применив такие методы, как игра. Например, "Ромашка". Дети выбирают на лепестках цифру и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на листочках под номерами. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ученики усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь позволяет учителю скорректировать последующую работу. Учителю в своей работе надо обратить внимание на то, что при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: "В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх". [1.с119]. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Оригинальное построение, новизна приёмов - очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.
Используемая литература и ресурсы 1. Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых. -М.,1985, с.119. 2. Под ред. М.А. Данилова. М., 1966. С. 184. Урок в восьмилетней школе. 3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 4. Краткий справочник по педагогической технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. 1. profistart.ru/ps/blog/28008.html 2. xreferat.ru/71/2884-1-primenenie-metoda-proektov-v-nachal-noiy-shkole.html 3. Экспериментальная разработка "Обучение распределению ролей в группе (на примере решения задач на уроках математики)" Ткаченко Римма Анатольевна 4. pedsovet.su/load/145-1-0-4578

© 2010-2022