Открытый урок по русскому языку в 3 классе Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. УМК ОС Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №3 г. Ардона РСО- А



Открытый урок русского языка

в 3 «А» классе

по теме

«Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое».


Урок проведён в технологии деятельностного метода.

Тип урока (ОНЗ).

Учитель начальных классов

Калаева С.С.

2015 г.

Русский язык Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний). Цель: формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, развитие умений находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать, определять способ выражения главных членов - подлежащего и сказуемого.

Задачи:

Предметные: находить в словах грамматическую основу, отличать подлежащее от сказуемого.

Метапредметные: формирование универсальных учебных действий

регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;

личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения;

познавательные: преобразование информации, выделение главного;

коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи;

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска; карточки для этапа рефлексии на каждого ученика, памятки к уроку для каждого ученика; учебник «Русский язык» для 3 класса - авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Ι. Актуализация знаний.


Слайд 1. - Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Шес_надцатое _преля. Кла__ная р_бота. Слайд 2.

- А началом нашей работы станет девиз.

- Прочитайте.

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому (Джордж Пойа)

- Как вы понимаете это высказывание?

- Почему я это высказывание сделала девизом нашего урока?

- В конце урока мы ещё вернёмся к нашему девизу.

- Сегодня вы продолжите открывать новые знания. - Чтобы ваша работа была успешной, с чего надо начать? (С повторения.) - Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелаем, друг другу успехов и примемся за работу.
Минутка чистописания. Слайд 3. -Сегодня мы повторим правильное начертание буквы п. па П по П пу П пы П пя П пе П пю П пр Пр -Обратите внимание, все элементы должны быть одинаково удалены друг от друга, одинаковой высоты и одинакового наклона.

Проворонила ворона вороненка.

- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. -Какое это предложение по цели высказывания? По интонации?

Спишите. Поставьте ударение. Подчеркните орфограммы.


Словарная работа. Слайд 4. 1. -Какое словарное слово встретилось в скороговорке? Какие это слова? (однокоренные) - Разберите их по составу. 2. -Составьте и запишите со словом ворона вопросительное предложение.

- Какой частью речи являются слова? Запись слов, обозначение орфограмм.
Слайд 5. - Послушайте стихотворение С. Маршака «Апрель», представьте себе весенний день, нарисованный в нём.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

(С. Маршак).

Капель- - характерный звон, который издают капли воды (образующиеся при таянии снега), падая на землю с крыш и деревьев.

Стужа- сильный холод, мороз.

-Сколько предложений в этом отрывке?

Какие по цели высказывания? По интонации?

-На какие правила встретились слова в стихотворении?

- Какие части речи использует автор?

- К сегодняшнему уроку вы должны были найти приметы о весне. Давайте послушаем, что говорит народ о весне.

- Какими источниками информации вы пользовались при подготовке домашнего задания.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. II. Формулирование проблемы.

Слайд 6.

- Продолжаем наблюдать за природой весной.

- Прочитайте предложение на экране:

Звонко чирикают неугомонные воробьи. - Какое оно по цели высказывания и интонации?

- Запишите.

- Назовите грамматическую основу?

/Затруднение!!! Проблема!!!/


- Сколько слов в предложении? Есть ли среди них такие, без которых в предложении не обойтись? - Попробуйте прочитать предложение без первого слова (звонко); без второго; без третьего; без четвёртого. - Как называются слова, без которых обойтись в предложении нельзя? (Главные.)

- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены). - Что они обозначают? (Действующее лицо/предмет и действие.) - Сформулируйте тему, цель урока. (Главные члены предложения - это тема. Цель - узнать, какими бывают главные члены предложения, что они составляют, какими частями речи они выражены.)
- Составим план урока. План (примерный). Слайд 7. 1. Вспомним, что знаем о главных членах предложения. 2. Сделаем новые открытия о главных членах предложения. 3. Применим новое знания. 4. Оценим свои знания.
- Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О воробьях.) Слайд 8.

- Задайте вопрос к слову ВОРОБЬИ . (КТО? воробьи)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (Подлежащее).

- Что говорится о воробьях? (Чирикают).

- Задайте вопрос : воробьи …(ЧТО ДЕЛАЮТ? чирикают)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос

ЧТО ДЕЛАЕТ? ( Сказуемое).

- Какой частью речи выражено подлежащее?

-Какой частью речи выражено сказуемое?

Открытый урок по русскому языку в 3 классе Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. УМК ОС Школа 2100.Прочтём грамматическую основу предложения: Воробьи чирикают.

Вывод:

Итак, подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем - грамматическая основа.


Физкультминутка. Слайд 9.

III. Проектирование и фиксация новых знаний. 1. Наблюдение. Работа по учебнику. 1. Упр. 403 (397). Выполняется устно по «шагам». Ученики называют признаки предложения: наличие законченной мысли, связь слов, в конце стоит точка; наблюдают, какие вопросы ставятся к словам в этих предложениях. - Двух слов в каждом предложении достаточно, чтобы понять смысл предложения. Почему это так? Одно из слов в каждом предложении - существительное или местоимение, другое - глагол. Они называют предмет или лицо и их действия, или указывают на лицо (я, он) и называют его действие.
2. Упр.404 (398). - Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями упр. 403 (397). - Что изменилось? (Добавили слова.) Как изменился смысл предложения? (Оно стало более полным, точным.) - Как называются выделенные слова? Найдите ответ в задании после упражнения.

- А теперь с помощью схемы составим алгоритм нахождения грамматической основы предложения. С чего начнем? Что будем делать дальше?

Фронтальная работа.

- При нахождении грамматической основы предложении мы всегда будем выполнять определенную последовательность шагов (соблюдать алгоритм).

- Давайте его составим.

Слайд 10.

  • Прочитай предложение.

  • Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.

  • О ком или о чём говорится в предложении?

  • Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее.

  • Подчеркни одной чертой.

  • Какой частью речи выражено?

  • Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.

  • Какой частью речи выражено?

  • Подчеркни двумя чертами.

  • Прочитай грамматическую основу.

2. Работа с текстом определения с. 146 (126). 1. Чтение 1-го определения (в рамке). Вопросы после чтения: - Чем являются слова разных частей речи в предложении? (Членами предложения.) - Что такое грамматическая основа предложения? - Может ли предложение состоять только из грамматической основы? Приведите примеры. 2. Самостоятельное чтение 2-го определения в рамке. - Задайте вопросы к каждому абзацу. - Ответьте, зачитывая фрагменты из текста определения. - Как графически обозначается подлежащее? (Подчёркивается одной чертой.) А сказуемое?

3. Ответы на вопросы после определения на с. 146.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую

работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Первичное закрепление с проговариванием. Развитие умений.



V. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.


Работа в учебнике. 1. Упр. 405(399) - развивается умение находить подлежащее и сказуемое в предложении, графически их обозначать, определять способ выражения. Образец рассуждения у доски: Долгожданный вечер наступил. - В предложении говорится о вечере (что? - вечер). Это подлежащее, выражено именем существительным. (Ученик подчёркивает слово вечер одной чертой и надписывает часть речи: сущ.) Что говорится о вечере? Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом. (Ученик подчёркивает слово наступил двумя чертами, надписывает часть речи: гл.) сущ. гл. Долгожданный вечер наступил. сущ. гл. Жёлтые фонари зажглись за окном. -Открытый урок по русскому языку в 3 классе Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. УМК ОС Школа 2100.Предлагаю вам воспользоваться этим алгоритмом при выполнении задания по вариантам.

Первый вариант записывает и находит подлежащие и сказуемое 2-ом и 3-ем предложении из упражнения, второй вариант - 4-ом и в 5-ом.


Самопроверка по эталону. Слайд 11. гл. сущ. Скрипят старые половицы. Открытый урок по русскому языку в 3 классе Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. УМК ОС Школа 2100.сущ. гл. Часы громко тикают. Открытый урок по русскому языку в 3 классе Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. УМК ОС Школа 2100.сущ. гл. СОткрытый урок по русскому языку в 3 классе Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. УМК ОС Школа 2100.верчок поёт за печкой. мест. гл. ЯОткрытый урок по русскому языку в 3 классе Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. УМК ОС Школа 2100.читаю любимую сказку.

Творческая работа. Слайд 12.

Работа в группах.

1. Вспомнить правила работы в группе. Слайд 13

- Какое время года?

- Как изменились деревья?

- Чем заняты дети?

- Для кого они это делают?

- Озаглавьте свой текст.

Составить небольшой текст по картине. (4-5 предложений). Озаглавить.

- Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии

с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению

и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.



VI. Самооценка. - Какую цель ставили? (научиться находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать, определять способ выражения главных членов - подлежащего и сказуемого.) - Назовите ключевые слова темы «Главные члены предложения». (Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое.)

- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? 2. «Посчитай». - Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения С. Маршака?
Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга горит.

Вернёмся к девизу нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». - Удалось ли вам «открыть» новое знание? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения?
- Оцените свою работу на уроке. Слайд 14.

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

VII. Домашнее задание. 1. Упр. 4, с. 156-157(135). Звуко- буквенный анализ слова ожил. Слайд 15. 2. Выучить определение на с. 146 (126). Спасибо за урок!

Литература:

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, изд. М., "Баласс", 2013.

2. Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Дидактический материал"

к учебнику "Русский язык" для 3 класса, изд. М., "Баласс", 2013.

3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, "Методические

рекомендации для учителя", изд. М., "Баласс", 2009.

Интернет-ресурсы:


  • school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/2-shablony-dlya-powerpoint.html - шаблон презентации школьная доска

  • toogeza.com/wp-content/uploads/2011/04/cover-215x300.jpg - учебник русского языка

  • img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/84/734/84734736_large_4524271_r187_110.jpg - картинка весна, апрель

  • img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/828/71828225_2008HouseSparrow.jpg - воробьи

  • s018.radikal.ru/i509/1303/1d/ba9b53f52483.jpg - весна

  • дс28.рф/wp-content/uploads/2014/10/%D1%84%D0%B8%D0%B7.png - картинка весёлая зарядка

  • mp3-pesnja.com/song/%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0+%D1%8D%D0%B9+%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%B8%2C+%D0%BD%D1%83-%D0%BA%D0%B0+%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B5 - весёлая зарядка



© 2010-2022