- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по русскому языку в 3 классе Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. УМК ОС Школа 2100
Открытый урок по русскому языку в 3 классе Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. УМК ОС Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калаева С.С. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МБОУ СОШ №3 г. Ардона РСО- А
Открытый урок русского языка
в 3 «А» классе
по теме
«Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое».
Урок проведён в технологии деятельностного метода.
Тип урока (ОНЗ).
Учитель начальных классов
Калаева С.С.
2015 г.
Русский язык Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний). Цель: формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, развитие умений находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать, определять способ выражения главных членов - подлежащего и сказуемого.
Задачи:
Предметные: находить в словах грамматическую основу, отличать подлежащее от сказуемого.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий
регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения;
познавательные: преобразование информации, выделение главного;
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи;
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска; карточки для этапа рефлексии на каждого ученика, памятки к уроку для каждого ученика; учебник «Русский язык» для 3 класса - авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Ι. Актуализация знаний.
Слайд 1. - Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Шес_надцатое _преля. Кла__ная р_бота. Слайд 2.
- А началом нашей работы станет девиз.
- Прочитайте.
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому (Джордж Пойа)
- Как вы понимаете это высказывание?
- Почему я это высказывание сделала девизом нашего урока?
- В конце урока мы ещё вернёмся к нашему девизу.
- Сегодня вы продолжите открывать новые знания. - Чтобы ваша работа была успешной, с чего надо начать? (С повторения.) - Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелаем, друг другу успехов и примемся за работу.
Минутка чистописания. Слайд 3. -Сегодня мы повторим правильное начертание буквы п. па П по П пу П пы П пя П пе П пю П пр Пр -Обратите внимание, все элементы должны быть одинаково удалены друг от друга, одинаковой высоты и одинакового наклона.
Проворонила ворона вороненка.
- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. -Какое это предложение по цели высказывания? По интонации?
Спишите. Поставьте ударение. Подчеркните орфограммы.
Словарная работа. Слайд 4. 1. -Какое словарное слово встретилось в скороговорке? Какие это слова? (однокоренные) - Разберите их по составу. 2. -Составьте и запишите со словом ворона вопросительное предложение.
- Какой частью речи являются слова? Запись слов, обозначение орфограмм.
Слайд 5. - Послушайте стихотворение С. Маршака «Апрель», представьте себе весенний день, нарисованный в нём.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
(С. Маршак).
Капель- - характерный звон, который издают капли воды (образующиеся при таянии снега), падая на землю с крыш и деревьев.
Стужа- сильный холод, мороз.
-Сколько предложений в этом отрывке?
Какие по цели высказывания? По интонации?
-На какие правила встретились слова в стихотворении?
- Какие части речи использует автор?
- К сегодняшнему уроку вы должны были найти приметы о весне. Давайте послушаем, что говорит народ о весне.
- Какими источниками информации вы пользовались при подготовке домашнего задания.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. II. Формулирование проблемы.
Слайд 6.
- Продолжаем наблюдать за природой весной.
- Прочитайте предложение на экране:
Звонко чирикают неугомонные воробьи. - Какое оно по цели высказывания и интонации?
- Запишите.
- Назовите грамматическую основу?
/Затруднение!!! Проблема!!!/
- Сколько слов в предложении? Есть ли среди них такие, без которых в предложении не обойтись? - Попробуйте прочитать предложение без первого слова (звонко); без второго; без третьего; без четвёртого. - Как называются слова, без которых обойтись в предложении нельзя? (Главные.)
- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены). - Что они обозначают? (Действующее лицо/предмет и действие.) - Сформулируйте тему, цель урока. (Главные члены предложения - это тема. Цель - узнать, какими бывают главные члены предложения, что они составляют, какими частями речи они выражены.)
- Составим план урока. План (примерный). Слайд 7. 1. Вспомним, что знаем о главных членах предложения. 2. Сделаем новые открытия о главных членах предложения. 3. Применим новое знания. 4. Оценим свои знания.
- Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О воробьях.) Слайд 8.
- Задайте вопрос к слову ВОРОБЬИ . (КТО? воробьи)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (Подлежащее).
- Что говорится о воробьях? (Чирикают).
- Задайте вопрос : воробьи …(ЧТО ДЕЛАЮТ? чирикают)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос
ЧТО ДЕЛАЕТ? ( Сказуемое).
- Какой частью речи выражено подлежащее?
-Какой частью речи выражено сказуемое?
Прочтём грамматическую основу предложения: Воробьи чирикают.
Вывод:
Итак, подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем - грамматическая основа.
Физкультминутка. Слайд 9.
III. Проектирование и фиксация новых знаний. 1. Наблюдение. Работа по учебнику. 1. Упр. 403 (397). Выполняется устно по «шагам». Ученики называют признаки предложения: наличие законченной мысли, связь слов, в конце стоит точка; наблюдают, какие вопросы ставятся к словам в этих предложениях. - Двух слов в каждом предложении достаточно, чтобы понять смысл предложения. Почему это так? Одно из слов в каждом предложении - существительное или местоимение, другое - глагол. Они называют предмет или лицо и их действия, или указывают на лицо (я, он) и называют его действие.
2. Упр.404 (398). - Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями упр. 403 (397). - Что изменилось? (Добавили слова.) Как изменился смысл предложения? (Оно стало более полным, точным.) - Как называются выделенные слова? Найдите ответ в задании после упражнения.
- А теперь с помощью схемы составим алгоритм нахождения грамматической основы предложения. С чего начнем? Что будем делать дальше?
Фронтальная работа.
- При нахождении грамматической основы предложении мы всегда будем выполнять определенную последовательность шагов (соблюдать алгоритм).
- Давайте его составим.
Слайд 10.
-
Прочитай предложение.
-
Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
-
О ком или о чём говорится в предложении?
-
Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее.
-
Подчеркни одной чертой.
-
Какой частью речи выражено?
-
Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.
-
Какой частью речи выражено?
-
Подчеркни двумя чертами.
-
Прочитай грамматическую основу.
3. Ответы на вопросы после определения на с. 146.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Первичное закрепление с проговариванием. Развитие умений.
V. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Работа в учебнике. 1. Упр. 405(399) - развивается умение находить подлежащее и сказуемое в предложении, графически их обозначать, определять способ выражения. Образец рассуждения у доски: Долгожданный вечер наступил. - В предложении говорится о вечере (что? - вечер). Это подлежащее, выражено именем существительным. (Ученик подчёркивает слово вечер одной чертой и надписывает часть речи: сущ.) Что говорится о вечере? Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом. (Ученик подчёркивает слово наступил двумя чертами, надписывает часть речи: гл.) сущ. гл. Долгожданный вечер наступил. сущ. гл. Жёлтые фонари зажглись за окном. -Предлагаю вам воспользоваться этим алгоритмом при выполнении задания по вариантам.
Первый вариант записывает и находит подлежащие и сказуемое 2-ом и 3-ем предложении из упражнения, второй вариант - 4-ом и в 5-ом.
Самопроверка по эталону. Слайд 11. гл. сущ. Скрипят старые половицы. сущ. гл. Часы громко тикают. сущ. гл. Сверчок поёт за печкой. мест. гл. Ячитаю любимую сказку.
Творческая работа. Слайд 12.
Работа в группах.
1. Вспомнить правила работы в группе. Слайд 13
- Какое время года?
- Как изменились деревья?
- Чем заняты дети?
- Для кого они это делают?
- Озаглавьте свой текст.
Составить небольшой текст по картине. (4-5 предложений). Озаглавить.
- Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
V. Рефлексия учебной деятельности.
Итог урока.
VI. Самооценка. - Какую цель ставили? (научиться находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать, определять способ выражения главных членов - подлежащего и сказуемого.) - Назовите ключевые слова темы «Главные члены предложения». (Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое.)
- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? 2. «Посчитай». - Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения С. Маршака?
Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга горит.
Вернёмся к девизу нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». - Удалось ли вам «открыть» новое знание? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения?
- Оцените свою работу на уроке. Слайд 14.
- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.
- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.
VII. Домашнее задание. 1. Упр. 4, с. 156-157(135). Звуко- буквенный анализ слова ожил. Слайд 15. 2. Выучить определение на с. 146 (126). Спасибо за урок!
Литература:
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, изд. М., "Баласс", 2013.
2. Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Дидактический материал"
к учебнику "Русский язык" для 3 класса, изд. М., "Баласс", 2013.
3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, "Методические
рекомендации для учителя", изд. М., "Баласс", 2009.
Интернет-ресурсы:
-
school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/2-shablony-dlya-powerpoint.html - шаблон презентации школьная доска
-
toogeza.com/wp-content/uploads/2011/04/cover-215x300.jpg - учебник русского языка
-
img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/84/734/84734736_large_4524271_r187_110.jpg - картинка весна, апрель
-
img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/828/71828225_2008HouseSparrow.jpg - воробьи
-
s018.radikal.ru/i509/1303/1d/ba9b53f52483.jpg - весна
-
дс28.рф/wp-content/uploads/2014/10/%D1%84%D0%B8%D0%B7.png - картинка весёлая зарядка
-
mp3-pesnja.com/song/%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0+%D1%8D%D0%B9+%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%B8%2C+%D0%BD%D1%83-%D0%BA%D0%B0+%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B5 - весёлая зарядка