• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок изобразительного искусства во 2-м классе по теме Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца Тема: “Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца”

Урок изобразительного искусства во 2-м классе по теме Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца Тема: “Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца”

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства во 2-м классе по теме "Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца"

Тема: "Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца"

Цель урока:

  • познакомить учащихся с миром профессий, показать их особенности;

  • познакомить с цветочными узорами в изделиях мастеров городецкой росписи;

  • развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой;

  • закрепить уже имеющиеся знания об узоре, ритме, силуэте;

  • формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов Городецкой росписи;

  • способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к Родине;

  • обобщение знаний, полученных на уроках литературного чтения при изучении темы "Творчество русского народа".

Задачи урока.

1. Образовательная:

- познакомить с народными промыслами;
- отрабатывать умение рисовать кистью декоративные элементы Городецкой росписи.

2. Воспитательная:

- прививать интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать любовь к прекрасному;
- уважение к творческому наследию русских мастеров.

3. Развивающая:

- развивать навыки рисования кистью;
- развитие эстетического восприятия произведений русского народного искусства.

4. Здоровьесберегающая:

- соблюдать правила работы с красками;
- выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз (физкультминутка).

Наглядность: произведения народных мастеров из Городца, Гжели, Хохломы, Дымково (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка.

Оборудование: гуашь, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетка; мультимедийный проектор, научно-познавательные фильмы о ремёслах Древней Руси.

План проведения урока

1.Организационный момент.

2 Проверка готовности к уроку.

3. Сообщение темы урока.

4. Работа по теме урока.
4.1. Ознакомление с творчеством народных мастеров Гжели.
4.2. Хохломская роспись.
4.3.Дымковская игрушка.
4.4 Знакомство с Городецкой росписью.

5. Физкультминутка.

6. Приёмы выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи.

7. Этапы выполнения рисунка.
7.1. Рисование силуэта цветка.
7.2. Определение центра цветка.
7.3. Рисование лепестков.
7.4. Оживка рисунка.

8. Практическая работа.

9. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним принадлежности художника.

Непрозрачная краска для изображения узора.

Г

У

А

Ш

Ь

Материал для рисования.

Б

У

М

А

Г

А

Инструмент рисования.

К

И

С

Т

И

Инструмент для выполнения эскиза.

К

А

Р

А

Н

Д

А

Ш

Получение новых цветовых оттенков и цветового тона.

П

А

Л

И

Т

Р

А

Краски на водной основе.

А

К

В

А

Р

Е

Л

Ь

Растворитель для красок.

В

О

Д

А

- Давайте вспомним правила, как нужно писать или работать красками.

  1. Чистой водичкой подготовить и смочить краски.

  2. Смешение красок производить на палитре (белой бумаге) не забывая промывать кисти.

  3. Ровно закрывать поверхность фона и персонажей в композиции.

  4. В конце работы вымыть кисточку, не оставлять в банке с водой, а вытереть тряпочкой.

  5. По окончании работы краски, карандаш уберите в коробки или в пенал.

3. Сообщение темы урока.

Эпиграфы к уроку:

"Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано".

Ход урока

Тихо звучит музыка.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Постановка проблемы

Когда вы закончите основную школу и вам необходимо будет выбрать дальнейший путь - куда пойти учиться, кем быть? Какую профессию выбрать? Почему?

Что же означает слово "профессия"? Как выбрать «нужную и важную» профессию?

Справочное бюро. Профессия - это вид трудовой деятельности, который включает совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков.

С этим термином тесно связано и другое - профессиональное образование.

Профессиональное образование - совокупность знаний, навыков, умений, которая позволяет работать специалистом в одной из отраслей экономики нашей страны.

Выбор профессии - очень ответственный момент в жизни каждого человека. Большинство выпускников школ выбирают профессии экономистов, юристов. Какие же профессии востребованы сегодня в нашей стране и в нашем городе?

Справочное бюро.

Сегодня в экономике нашей страны не хватает рабочих специальностей таких как токарь, монтажник, слесарь. Не хватает инженерно-технических, строительных специальностей.

В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами. Что такое "ремесло" мы узнаем в справочном бюро.

Справочное бюро.

Ремесло - это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.

Постановка проблемы

Как вы думаете, ребята, сохранились ли сегодня ремесла? Какие ремёсла вам знакомы? (просмотр фильма «Ремесла в К иевской Руси»)

Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества.

Откуда пошло это название "промыслы"?

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

Искусство народных промыслов - это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Богата земля российская разнообразными народными промыслами.

И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Сегодня я хочу воспеть и восславить
"Сердце доброе, щедрость да разум,
Руки искусные народа русского".

- Сегодня на уроке я познакомлю вас с народными промыслами, мастера которых создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Вы научитесь рисовать главные элементы цветочного узора Городецкой росписи.

4. Работа по теме урока.

4.1. Ознакомление с творчеством народных мастеров Гжели, Хохломы, Дымково, Городца.

ГЖЕЛЬ - это крупный керамический промысел. Неподалёку от Москвы расположены деревни Гжель, Речицы, Турыгино и другие, в которых уже более 150 лет создают знаменитые изделия. Издавна почти всё население деревень делало здесь гончарную посуду. Традиционными изделиями являются кувшины, блюда, молочники, масленки, чайники, чашки. За что же гжель нравится всем? Чем она отличается?

Прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Посмотрите на эти изящные изделия, сделанные народными умельцами. В каждой вещи с необыкновенной фантазией легко варьируются букеты, гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в крупных изделиях - целые пейзажи.

4.2. ХОХЛОМА.

Этот русский художественный промысел возник в 17-м веке в Нижегородской области. Удивительно "теплые" изделия Хохломы любят не только в России, но и во многих странах мира.

Хохломская роспись украшает деревянные подносы, ложки, половники, миски, шкатулки и даже детскую мебель - маленькие стульчики, скамеечки, столы.

В хохломской росписи можно увидеть завитки-травки; ягоды рябины, земляники, крыжовника; цветы; птиц с хвостами, похожими на цветы. Любимые цвета мастеров Хохломы - красный, чёрный и золотой. Изделия Хохломы словно светятся, поэтому иногда говорят - "золотая хохлома".

4.3. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.

Дымковские игрушки известны во всем мире. Более 100 лет тому назад их впервые вылепили в городе Вятке (теперь Киров).

Это нарядные барыни, в расширяющихся колоколом юбках и высоких головных уборах. Петухи или индюки с пышными, как веер, хвостами; кони на устойчивых ножках, украшенные кругами. Баба, конь и птица - главные образы народных игрушек.

В долгие зимние вечера на фоне звездного неба из изб поднимался дымок от работы печей. В них мастера обжигали вылепленные из красной глины, но еще не расписанные игрушки.

После обжига в печи глиняные игрушки покрывали слоем мела, разведенного на молоке, а потом расписывали яркими красками - синей, желтой, оранжевой, малиновой и даже использовали для красоты золотую.

Орнамент на игрушках - разнообразные круги-горохи, полосочки, волнистые линии, клеточки.

4.4. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ.

На левом берегу Волги располагалось большое село Городец. Для торговли эти места были выгодные. Среди населения развивались различные ремёсла. В Городце были и кузнецы, и пряльщики, и красильщики. Особенно много было плотников и резчиков по дереву; лес давал ценный материал.

Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень. Одни вырезали ложки, другие точили миски, чашки, другие изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Хорошо родился на этой земле лён. Женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу. поэтому резчикам и живописцам хватало много работы.

Изделия расписывали растительными узорами, в которых белыми штрихами разделены цветок розы, листья, ветки.

Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военно-политическую мощь России, так и художественный талант населявших народов.

Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Фабрики выпускают деревянную детскую мебель (столики, стулья), декоративные тарелки, игрушки. Роспись выполняется масляными красками по дереву и цветному фону мебели. Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами (просмотр фильма «Городецкая роспись»).

Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми. Богат и разнообразен мир профессий, главное в жизни заниматься любимым делом.

Рассмотрим узоры на изделиях.

- Вспомните, как называется рисунок, украшающий какой-либо предмет?

(ОРНАМЕНТ)

- Правильно. Мы с вами выполняли орнаменты, но из геометрических фигур. В Городецкой росписи чаще всего повторяется цветочный узор.

- Какие цветы повторяются?

(РОЗАН и КУПАВКА)

- Эти цветы называются розан и купавка. Они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

5. Физкультминутка.

Вот мы взяли краски в руки
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей
Ярких красок не жалей.

Это правда! Это правда!
Ну, чего же тут скрывать.
Дети любят, дети любят,
Дети любят рисовать.

На бумаге, на бумаге
На асфальте
На стекле
И в трамвае на окне.

6. Приёмы выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи.

- В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы декоративной разделки цветов - розана, купавки.

Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки - поменьше. Характерный цвет - красный, оранжевый, синий, другой - белила.

Следующий этап - определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо.

Центр рисуют чистой краской без белил.

Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

Завершающий этап росписи - оживка - линейная разделка пятна. В Городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.

7. Этапы выполнения рисунка.

7.1. Рисование силуэта цветка.

Городецкую роспись лучше выполнять непрозрачной краской - гуашью. Несколькими движениями кистью определяем силуэт цветка в форме круга.

7.2. Определение центра цветка.

Чистой краской (не смешанной) рисуем центр цветка в виде круга. У розана центр - в середине цветка, у купавки он смещён влево или вправо.

7.3. Рисование лепестков.

Чистой краской рисуем лепестки цветов. Чтобы получить дужку красивой формы, её начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на кисть, затем - сильный нажим (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. КИСТЬ ДЕРЖИМ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО расписываемой поверхности.

7.4. Оживка рисунка.

Выполняем тонкой кистью белые штрихи и точки.

Рисунок готов.

8. Практическая работа (работа в творческих группах, консультирование мастеров росписи «специально подготовленные обучающиеся», учитель).

Задание: выполнить упражнения по рисованию элементов цветочного узора Городецкой росписи (поэтапно: круг, дужки, оживка, листики)

9. Итог урока.

9.1. Выставка работ учащихся.

9.2. Вопросы:

- Что нового узнали на уроке?
- Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
- В украшении, каких предметов можно увидеть розан и купавку?



© 2010-2022