Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе».

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.

Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления. Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особого вида деятельности - ПРОЕКТНОЙ . Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема: 1) отвечает современным требованиям времени, 2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения, 3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе, 4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе, 5) вызвала у меня самой большой интерес. Я использую проектную деятельность в урочной, во внеклассной и домашней работе.

Я определила цели и задачи.

Цель работы - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

В своей работе я приучаю учеников к самому слову "исследование", "исследуем". Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Выбор темы.

Постановка цели и задач.

Гипотеза исследования.

Организация исследования.

Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я начала вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе "Школа 2100" предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются "Мои первые исследования".

Считаю, что 1 по 4 класс почти все работы должны носить коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. К 4 классу многие ученики уже будут знать, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь "подтолкнуть" их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в "помощники", обращаясь к ним с просьбой о помощи. "Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д." Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести или анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования, будет стимулировать (пока на словах) положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

Подумать самостоятельно:

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента. Несколько советов для создания эффективной, информативной, наглядной презентации: Требования к презентации

  • Использовать рубленые шрифты (Arial или Tahoma).
  • Размер шрифта должен быть крупный.
  • Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать: на светлом фоне темный шрифт.
  • Слайды лучше оформлять в едином стиле.
  • Учитывать возрастные особенности детей.
  • Слайды нельзя перегружать текстом и рисунками.
  • Слайды должны соответствовать тексту лекции.
  • Музыкальное сопровождение должно соответствовать теме и нести смысловую нагрузку.
  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, ограничивающие время пребывания ученика перед экраном.

Первый раз я столкнулась проектной деятельностью, когда мои дочери учились в 1 классе. Мы с ними провели исследование по теме «Чем отличаются близнецы от двойняшек». Искали информацию в интернете, в библиотеке, фотографировали близнецов и двойняшек нашей школы, беседовали с ними. Эта работа очень заинтересовала меня и моих детей, а теперь и моих учеников.

В 2012-2013 учебном году со своим 1 классом провела две исследовательские работы по темам «Я и моё имя» и «Моя родословная». Обе работы связаны друг с другом и проявили большой интерес у учеников и родителей. В ходе работы дети узнали, почему их так назвали, о происхождении своего рода.

В 2013-2014 учебном году уже со второклассниками я провела большую исследовательскую работу по теме «Мы - друзья птиц». Мы изучили всех зимующих птиц нашего края. На уроке технологии сделали аппликацию из пластилина «Снегирь». С помощью родителей все учащиеся нашего класса смастерили кормушки. На районном семинаре учителей начальных классов провела открытое внеклассное мероприятие на эту же тему. Заключительной частью нашей работы - развешивание кормушек и подкармливание птиц зимой. Эта исследовательская работа заинтересовала всех учащихся. Огромная поддержка со стороны родителей.

Следующим этапом работы стала организация мини-проектов на уроках. Первый мини-проект «Цветы и бабочки» состоялся на уроке изобразительного искусства. На уроке литературного чтения мы сочинили считалки и у нас получилась книга «Считалки сочиняем сами».

Моим ученикам нравится предмет окружающий мир, он трудный, но очень интересный. На этих уроках учащиеся сами по желанию выбирают темы для мини-проектов, они даются в учебники, выступают по этим темам на уроках.
На одном из уроков окружающего мира учащиеся выполнили проект «Моя страна» . Они вылепили из пластилина страну по-своему замыслу. Учеников очень заинтересовала эта работа. Благодаря такой форме организации работы у учащихся возросли: творческая активность, самостоятельнось, ответственность, осознанность своих действий.

В своей работе я столкнулась и с трудностями. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, совершенно меняют все составные части учебного процесса, систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного материала. Решение этих проблем является необходимостью, так как проектное обучение - альтернатива классно-урочной системы. Я хочу закончить словами из пословицы: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, вовлеки - и я пойму», которые можно считать девизом проектной деятельности.



© 2010-2022