Рабочие программы. Внеурочная деятельность Учусь создавать проект

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по курсу «Учусь создавать проект»

Содержание.

  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи курса.

  3. Контроль и оценка планируемых результатов.
  4. Требования к уровню подготовки учащихся.
  5. Содержание программы.
  6. Тематическое планирование.
  7. Календарно тематическое планирование.
  8. Учебно-методическая литература для учителя.
  9. Учебно-методическая литература для учителя.
  10. Учебная литература для обучающихся.

  11. Методическое обеспечение.


Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для 1 - 4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Во 2- 4 классах по 34 часа (1 час в неделю). Актуальность выбора определена следующими факторами: 1.Курс «Учусь создавать проект» - это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Он позволяет познакомить учеников 1-4 классов с применением информационно-коммуникативных технологий для самостоятельного добывания знаний. 2. Вырабатывает умения, необходимые учащимся на практике. Каждое занятие поможет шагать по ступенькам собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед аудиторией. 3. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Ученик получит возможность для формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Практической значимостью данного курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как информатика, технология, литературное чтение, русский язык. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Занятия способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом, научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации. Вид программы - модифицированная, с использованием методического пособия Сизовой Р. И., Селимовой Р. Ф. «Учусь создавать проект» - Москва, издательство РОСТ, 2014г. Цель данного курса: Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели: развитие обще-учебных умений и навыков. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Основные задачи курса: 1. Развивать исследовательские способности. 2. Повышать степень самостоятельности в деятельности. 3. Повышать степень самооценки ребёнка, максимальное развитие его индивидуальных возможностей. 4. Развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста ребёнка. 5. Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников. 6. Формировать навыки применения полученных знаний в практической деятельности. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Общая характеристика программы Отличительные особенности данной программы: данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления. Тип программы: образовательная программа, ориентированная на достижение результатов определённого уровня. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Они предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов, которые отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем концептуальной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы ФГОС начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Принципы содержания курса: 1. Принцип гуманистической направленности, который предполагает отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности. 2. Принцип системности, предполагающий, что внеурочная деятельность обеспечивает целостность, преемственность и взаимосвязь между: -основными компонентами организуемой деятельности (целевым, -содержательным, процессуальным, технологическим и результативным); -урочной и воспитательной деятельностью; -всеми участниками внеурочной деятельности (педагоги, обучающиеся, родители, социальные партнеры и т.д.); -региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования. 3. Принцип вариативности, определяющий широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся. 4. Принцип добровольности, предполагающий свободу выбора обучающимся различных видов деятельности, добровольного участия в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий. 5. Принцип успешности и социальной значимости, который направлен на формирование у обучающихся потребностей в достижении личностно значимых и коллективных результатов, создание ситуаций успеха в личностной и общественно-значимой деятельности. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социальногов системе внеурочной деятельности; • системность организации учебно-воспитательного процесса; • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Этапы реализации и их взаимосвязь: Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия внимания. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Виды деятельности, применяемые в реализации программы: • Выбор темы проекта • Поиск информации • Выявление проблемы • Нахождение путей решения проблемы • Выдвижение гипотезы • Исследовательская работа, опыты, эксперименты • Создание продукта проекта (постер, макет, презентация) • Представление проекта публике • Инсценирование, ролевая игра Формы работы: 1. Работа в парах. 2. Групповые формы работы. 3. Индивидуальная работа. 4. Самооценка и самоконтроль. 5. Взаимооценка и взаимоконтроль. Возраст детей и их психологические особенности: Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Занятие проходит 1 раз в неделю. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Место курса в ООП Преподавание курса «Учусь создавать проект» осуществляется в рамках «Внеурочной деятельности» с формированием УУД. Программа является дополнением к реализации основной образовательной программы и направлена на достижение планируемых результатов её освоения. В основу курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются формированием универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность - специально организованная деятельность для обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, отличная от урочной системы обучения. Описание ценностных ориентиров в содержании программы

  • Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Планируемые результаты освоения программы Ученик получит возможность научиться: • видеть проблемы; • ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; • давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; • проводить эксперименты; • делать умозаключения и выводы; • структурировать материал; • готовить тексты собственных докладов; • объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки. • Целеполагать (ставить и удерживать цели). • Планировать (составлять план своей деятельности). • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное). • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи. • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Личностные универсальные учебные действия. У ребенка формируются: • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Контроль и оценка планируемых результатов: В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради, где дети выполняют различные задания: учатся работать с анкетой, таблицей, диаграммой. Знакомятся с алгоритмами создания проекта и создают свои мини-проекты. Главным результатом своего труда для ученика является собственный проект по выбранной им теме. Проект оценивается по критериям данным в тетради или составленным при групповой работе с участием эксперта. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов (1 класс) Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй уровень результатов (2-3 класс) Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации Третий уровень результатов (4 класс) Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Главными целями курса является развитие навыка решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации, умения добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса Личностные результаты в формировании у детей мотивации к обучению, в помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты Регулятивные: • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные умения: • Развивать навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; Коммуникативные: • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). • Умение координировать свои усилия с усилиями других, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Требования к уровню подготовки учащихся Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - умение выделить проблему - умение поставить цель исследования - умение сформулировать гипотезу - умение выделить объект исследования - умение определить предмет исследования - умение описать параметры и критерии предмета исследования - умение подобрать соответствующие методы исследования - умение подобрать инструментарий - умение осуществить анализ результатов - умение оценивать промежуточные и конечные результаты - степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта - поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность -результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения - косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Содержание программы 1 класс Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Хобби. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования. Гипотеза проекта. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова - помощники - предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика. Организация исследования. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования. Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, беседы со взрослыми, друзьями. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Наблюдение - доступный способ добычи информации. Наблюдение. Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Эксперимент. Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика. Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя. Работа в паре . Выбор темы. Распределение работы в паре. Работа в группе Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы. Презентация . Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. Подготовка к защите проекта. Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. Защита работ. Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ результатов. Формирование портфолио. 2 класс Изменение круга интересов. Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями формулировка и актуальность. Выбор помощников в работе над проектом. Постановка цели и решение задач проекта. Обработка и отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Программа MPP-Microsoft Power Point. Совмещение текста выступления с показом презентации. Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Самоанализ - рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. 3 класс Выбор темы исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. 4 класс Виды проектов. Исследовательский творческий проект. Творческий проект. Ролевой игровой проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. Информационно - исследовательский проект. Информационно - ориентированный проект. Практико - ориентированный проект. Моно-предметный проект. Вид презентации проекта в рамках научной конференции. Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом. Критерии итогового оценивания проектной деятельности. Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей. Использование ресурсов интернета при подготовке презентации. Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.



Тематическое планирование по курсу «Учусь создавать проект» (33 ч)

1 класс

п/п


Тема занятия

Элемент содержания

Планируемые результаты

КОД

Предметные результаты

УУД

Научится


Получит возможность научиться

Вид/ форма

1

3

4

5

6

7

8

Кто я? Моя семья.

Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. - работать с информацией;

ЛУУД - формировать у детей мотивацию к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; - развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критическое и творческое мышления. определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.






РУУД - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.






ПУУД - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.


КУУД - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - умение координировать свои усилия с усилиями других; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - задавать вопросы; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - читать и пересказывать текст; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Текущий/

УО

Чем я люблю заниматься. Хобби.
Работа с информацией в словарях и справочниках. Составление жизненных текстов. Работа в командах. - давать определение понятиям; - находить информацию в словарях и справочниках; - пользоваться словарями по
указанию учителя; -пользоваться библиотечным
каталогом под руководством
учителя;

Текущий/

УО

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.
Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. - находить нужную информацию; - давать определение понятиям; - работать с текстом

Текущий/

УО

Как собирать материал. Коллективное планирование, работа в команде. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. - работать в команде; - понимать особенности проектной
деятельности;

Текущий/

УО

Повторение. Давай вспомним.
Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? - переходить от игровой деятельности к проектной; - давать определение понятиям;

Текущий/

УО

Проблема. Решение проблемы. . Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? - находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе; - давать определение понятиям;
- понимать особенности проектной
деятельности;

Текущий/

УО

Гипотеза. Предположение.

Коллективная работа. Открытие в знакомом предмете новое. - видеть проблемы; - добывать недостающий способ действия - понимать особенности проектной
деятельности;


-осуществлять под руководством
учителя коллективную проектную
деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта

Текущий/

УО

Гипотеза. Играем в предположения.. Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. - высказывать предположения о неизвестном; - инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям;

Текущий/

УО

Цель проекта. Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. - ставить цель в конкретной сюжетной ситуации;

Текущий/

УО

Задача проекта. Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. - видеть проблемы; - находить способы решения проблемы проекта; - понимать особенности проектной
деятельности;

Текущий/

УО

Выбор нужной информации.

Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации. Структурирование информации, выделение главного.
- интерпретировать и обобщать информацию; - выбирать способы получения информации; - давать определение понятиям;
- понимать информацию, заключенную в таблице

Текущий/

УО

Интересные люди - твои помощники.
Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции. - брать интервью; - вести и участвовать в дискуссии

Текущий/

УО

Продукт проекта.


Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. - отсеивать лишние данные и видеть дефицит данных; - выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; - давать определение понятиям; - понимать информацию, заключенную в таблице

Текущий/

УО, ГР

Виды продукта. Макет.

Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. - овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов; - давать определение понятиям; - делать умозаключения и выводы; понимать особенности проектной
деятельности; - осуществлять под руководством
учителя коллективную проектную
деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта

Текущий/

УО

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

Применение знаний на практике. - применять знания на практике; - готовить тексты собственных докладов; - делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов;

Текущий/

УО

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы. - правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы

Текущий/

Т

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других). - презентовать свои достижения; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи - ориентироваться в публичной библиотеке;

Текущий/

УО

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.


Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. - составлять презентацию на бумаге; - составлять презентацию на компьютере в программе МРР-Microsoft Power Point.; - давать определение понятиям; - понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах; - наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый; - делать умозаключения и выводы; - понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собственной жизни; - понимать и объяснять смысл слова «информация»; - бережно относиться к техническим устройствам; - работать с мышью и клавиатурой, оформлять небольшие тексты с помощью текстового редактора; - соблюдать режим и правила работы на компьютере; - совершенствовать навык клавиатурного письма

Текущий/

ТР

Выступление перед знакомой аудиторией.

Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций.

Текущий/

УО

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.

Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point. Умение организовать свою деятельность.

Текущий/

ПР

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

Текущий/

ПР

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.
Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы. - «держать» аудиторию в поле зрения; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи

Текущий/

УО

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии. - объяснять, доказывать и защищать свои идеи; - отстаивать свою точку зрения понимать особенности проектной
деятельности

Текущий/

УО

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. - применять накопленные знания во время проектной деятельности - понимать особенности проектной
деятельности; - осуществлять под руководством
учителя коллективную проектную
деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта

Текущий/

Т

Повторение. Давай вспомним.

Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. - создавать творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте

Текущий/

ПР

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.

Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия). - контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах; - давать определение понятиям; - понимать особенности проектной
деятельности; - осуществлять под руководством
учителя коллективную проектную
деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта

Текущий/

СР

Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов;

Текущий/

ПР

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно.

Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества. - находить информацию в словарях и справочниках; - ставить вопросы;

Текущий/

ПР

Тест «Чему я научился?»

Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям. - оценивать свою работу по выработанным критериям

Текущий/

ТР

Памятка для учащегося проектанта.

Формирование умения публичного выступления представления результатов работы. - публично представлять результаты своей работы; - готовить тексты собственных докладов; - структурировать материал - определять последовательность частей текста

Текущий/

УО

Твои впечатления от работы над проектом.

Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы. - оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи

Текущий/

УО

Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся. фактов - делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов; - готовить тексты собственных докладов;

Текущий/

ПР

Советы на лето от Мудрого Дельфина. Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников. - давать советы участникам команды

Текущий/

УО

КОД - контрольно-оценочная деятельность Формы КОД: УО - устный опрос, Т - тест, ПР - практическая работа, ТР - творческая работа, ГР - графическая работа, СР - самостоятельная работа.








Календарно-тематическое планирование по курсу «Учусь создавать проект» (33 ч)

1 класс

п/п


Дата

Тема занятия

Элемент содержания

Планируемые результаты

КОД

План

Факт

Предметные результаты

УУД

Научится

Получит возможность научиться

Вид/ форма

1



Кто я? Моя семья.
Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. - работать с информацией;

ЛУУД - формировать у детей мотивацию к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; - развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критическое и творческое мышления. определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


РУУД - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

ПУУД - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.


КУУД - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - умение координировать свои усилия с усилиями других; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - задавать вопросы; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - читать и пересказывать текст; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Текущий/

УО

2



Чем я люблю заниматься. Хобби. Работа с информацией в словарях и справочниках. Составление жизненных текстов. Работа в командах. - давать определение понятиям; - находить информацию в словарях и справочниках; - пользоваться словарями по
указанию учителя; -пользоваться библиотечным
каталогом под руководством
учителя;

Текущий/

УО

3



О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. - находить нужную информацию; - давать определение понятиям; - работать с текстом

Текущий/

УО

4



Как собирать материал. Коллективное планирование, работа в команде. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. - работать в команде; - понимать особенности проектной
деятельности;

Текущий/

УО

5



Повторение. Давай вспомним. Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? - переходить от игровой деятельности к проектной; - давать определение понятиям;

Текущий/

УО

6



Проблема. Решение проблемы. . Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? - находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе; - давать определение понятиям;
- понимать особенности проектной
деятельности;

Текущий/

УО

7



Гипотеза. Предположение.
Коллективная работа. Открытие в знакомом предмете новое. - видеть проблемы; - добывать недостающий способ действия - понимать особенности проектной
деятельности;


-осуществлять под руководством
учителя коллективную проектную
деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта

Текущий/

УО

8



Гипотеза. Играем в предположения.. Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. - высказывать предположения о неизвестном; - инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям;

Текущий/

УО

9



Цель проекта. Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. - ставить цель в конкретной сюжетной ситуации;

Текущий/

УО

10



Задача проекта. Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. - видеть проблемы; - находить способы решения проблемы проекта; - понимать особенности проектной
деятельности;

Текущий/

УО

11



Выбор нужной информации.
Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации. Структурирование информации, выделение главного. - интерпретировать и обобщать информацию; - выбирать способы получения информации; - давать определение понятиям;
- понимать информацию, заключенную в таблице

Текущий/

УО

12



Интересные люди - твои помощники.
Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции. - брать интервью; - вести и участвовать в дискуссии

Текущий/

УО

13



Продукт проекта.

Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. - отсеивать лишние данные и видеть дефицит данных; - выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; - давать определение понятиям; - понимать информацию, заключенную в таблице

Текущий/

УО, ГР

14



Виды продукта. Макет.
Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. - овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов; - давать определение понятиям; - делать умозаключения и выводы; понимать особенности проектной
деятельности; - осуществлять под руководством
учителя коллективную проектную
деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта

Текущий/

УО

15



Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.
Применение знаний на практике. - применять знания на практике; - готовить тексты собственных докладов; - делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов;

Текущий/

УО

16



Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.
Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы. - правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы

Текущий/

Т

17



Мини-сообщение. Семиминутное выступление.
Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других). - презентовать свои достижения; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи - ориентироваться в публичной библиотеке;

Текущий/

УО

18



Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. - составлять презентацию на бумаге; - составлять презентацию на компьютере в программе МРР-Microsoft Power Point.; - давать определение понятиям; - понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах; - наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый; - делать умозаключения и выводы; - понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собственной жизни; - понимать и объяснять смысл слова «информация»; - бережно относиться к техническим устройствам; - работать с мышью и клавиатурой, оформлять небольшие тексты с помощью текстового редактора; - соблюдать режим и правила работы на компьютере; - совершенствовать навык клавиатурного письма

Текущий/

ТР

19



Выступление перед знакомой аудиторией.
Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций.

Текущий/

УО

20



Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.
Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point. Умение организовать свою деятельность.

Текущий/

ПР

21

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

Текущий/

ПР

22

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы. - «держать» аудиторию в поле зрения; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи

Текущий/

УО

23

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.
Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии. - объяснять, доказывать и защищать свои идеи; - отстаивать свою точку зрения понимать особенности проектной
деятельности

Текущий/

УО

24



Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.
Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. - применять накопленные знания во время проектной деятельности - понимать особенности проектной
деятельности; - осуществлять под руководством
учителя коллективную проектную
деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта

Текущий/

Т

25



Повторение. Давай вспомним.
Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. - создавать творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте

Текущий/

ПР

26



Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.
Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия). - контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах; - давать определение понятиям; - понимать особенности проектной
деятельности; - осуществлять под руководством
учителя коллективную проектную
деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта

Текущий/

СР

27



Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Это интересно.
Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов;

Текущий/

ПР

28



Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно.
Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества. - находить информацию в словарях и справочниках; - ставить вопросы;

Текущий/

ПР

29



Тест «Чему я научился?»
Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям. - оценивать свою работу по выработанным критериям

Текущий/

ТР

30



Памятка для учащегося проектанта.
Формирование умения публичного выступления представления результатов работы. - публично представлять результаты своей работы; - готовить тексты собственных докладов; - структурировать материал - определять последовательность частей текста

Текущий/

УО

31



Твои впечатления от работы над проектом.
Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы. - оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи

Текущий/

УО

32



Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.
Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся. фактов - делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов; - готовить тексты собственных докладов;

Текущий/

ПР

33



Советы на лето от Мудрого Дельфина. Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников. - давать советы участникам команды

Текущий/

УО

КОД - контрольно-оценочная деятельность Формы КОД: УО - устный опрос, Т - тест, ПР - практическая работа, ТР - творческая работа, ГР - графическая работа, СР - самостоятельная работа.














Учебно-методическая литература для учителя 1. Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г.). 2. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010. 3. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. 4. М.Ю. Демидова. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе система заданий. - М.: Просвещение, 2010. 5 Н.А. Криволапова. Учимся учиться. Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов. - Курган: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2011 6. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с. 7. . Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: Народное образование». - 2000, №5 Учебная литература для обучающихся

  1. Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Рабочие тетради 1-4 класс, авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г. ( в двух частях)
Методическое обеспечение: Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью, созданные авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» 1- 4 класс 2014 год. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыкиделового общения в процессе работы над проектом.

9


© 2010-2022