По занимательной грамматике Тема: „Словесные задачи”

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
С.ш.Н.Гоголя













Открытый урок
По занимательной грамматике

Тема:"Словесные задачи" Класс: 3,,Б''

Кл.рук:Шушакова Е.М.


















С.Талас

Байзакский район. С.Талас сш. имени Н.Гоголя По занимательной грамматике Тема:„Словесные задачи”

Учитель начальных классов:

Шушакова Елена Михайловна

Открытое занятие курса внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика» в 3 классе.

Тема: Веселая грамматика. Словесные задачи. Анограммы и метограммы

Цель:

познакомить детей со словесными задачами по грамматике -метаграмма, анаграмма.

Задачи:

1.Развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать

2.Развивать речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности

3.Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство взаимовыручки; Оборудование:

магнитная доска, Карточки (индивидуальные, демонстрационные)

Ход занятия:

I Организация занятия. Загадка: II.Вступительное слово: Добрый день, дорогие ребята, гости. Сегодня собрались на урок занимательной грамматики. Тема: «Веселая грамматика. Словесные задачи».

Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?

Мы с вами знаем с уроков русского языка, что такое загадка. Кто помнит, что такое загадка?

( В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка - слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными).

Загадки.

Хоть не шляпа , а с полями .Не цветок ,а с корешками Разговаривает с нами терпеливым языком. ( книга ) Черные, кривые от рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят.(буква )

Черный Ивашка , деревянная рубашка

Где носом ведет Там заметку кладет.( карандаш)



Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи? Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу познакомить. И так, давайте мы с вами отправимся в путешествие

К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и другие задачи, основанные на каких - либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.

И чтобы нам было удобней работать мы разделимся на группы.

1 Команда " Грамотеи"

Девиз : Грамоте учиться , всегда пригодиться.

2 Команда -Следопыты. Девиз:

Все разведать

Всё узнать

Легких тропок не искать

3 Команда- Непоседы.

Девиз:

Кто весел тот смеется .Кто хочет тот добьется. Кто ищет тот всегда найдет. Знакомство со словесными задачами.

Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

Сегодня разберем два вида словесных задач.

IV. Начнем знакомство с видом словесных задач - Метаграмма.

И так, кто может быть знаком с такими задачами?

Метаграммы

- это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.

Цепочки слов.

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку, мышка -> мошка -> кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например:

С ,,Д" из года в год встречаем

С ,,Т" за ними ходим вслед,

С ,,П" в лесу мы замечаемо

С "Л" труду наносим вред (День- тень- пень-лень)

С полезное растение ,

С ,,ш" пугает нас порой,

С ,,п" несет нам разрушение,

С "в" навалена горой.( Горох,шорох, порох,ворох.)

Превратите час в , век , час в год ,кору в лист, место в парту, зуб в рот.д ушу в тело,дочь в мать. (Возможные варианты ответов: час - бас - бес - вес - век;

  1. команда кора - коза - лоза - луза - лупа - липа - лиса - лист; место - месть - масть - пасть - паста - парта;

  2. команда зуб - куб - кум - ком - кот - рот; душа - суша - сушь -суть - сеть - сень - сено - село - тело;

  3. команда час - бас - бал - вал - вол - гол - год (час - чан - сан - сон - гон - год)

дочь - ночь - ноль - соль - сель - сеть - суть - муть - мать.) Метаграммы можно загадывать в стихах: Я символ власти, нужный королю. Но если «н» на «в» сменить -Я травку на лугу щиплю И можете меня доить, (корона - корова) Я безумно с гайкой дружен, Нас водою не разлить. А больным я буду нужен, Если «в» на «б» сменить, (винт - бинт) Я монархом был в России. «Ц» на «л» смени скорей -

Будет ящик, где хранили. Раньше множество вещей, (царь-ларь)

Металл я ценный - это ясно, Но букву первую смени, И местом стану я опасным, Смотри во мне не утони, (золото - болото)

Хорошо, примерно поняли как решать метаграммы. Их существует много. Порешаем на других занятиях.

1. . Путешествие продолжается.Еще одно знакомство с другим видом словесных задач -Анаграмма . Кому знакомы эти задачи? Тогда давайте узнаем о них.

Если какое - либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются - анаграммами. Например, «липа» - «пила». Поиграем? Да, я тоже рада вместе с вами поиграть.

Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:

Я кусаюсь, я летаю,

летом всем надоедаю.

Буквы переставь - и я

Стану частью корабля.

(комар - корма)

Лежу я на земле ,

Прибитая к железу

Но буквы переставь-

В кострюлю я полезу

(Шпала,лапша)

Я дикий родственник свиньи.

Но букв порядок измени -

Консервы, джемы, маринад

Во мне обычно все хранят.

(кабан - банка)

Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар - раб, вес - сев, воз - зов, кот - ток, рот - тор, арап -пара, грот - торг, марш - шрам, сорт -трос. Способы загадывания - те же:

Прочитав слово справа налево, превратите дерево в геометрическое тело;

измерение времени в породистую собаку;

взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;

дорожку в сорт яблок;

недовольный гул голосов в инструмент для рубки.

(Ответы: бук - куб, год - дог, тол - лот, тропа - апорт, ропот - топор.)

Клоун-кулон-калун

Атлас-салат

Комар-корма

Топор-ропот

  1. команда бар. вес воз. трос

  2. команда кот , рот,арап, пара.

  3. команда бук,год,тол, тропа.

  4. Конкурс капитанов

Из букв этих слов составить как можно больше новых слов

Транспорт

Академ городок

Грамматика

VII. Итог урока.

Рефлексия.

1.Что нового узнали во время путешествия?

  1. Какие словесные задачи известны вам?

  2. А для чего их нужно уметь решать?

  3. Кому понравилось занятие? Кому не понравилось? Спасибо за участие.






© 2010-2022