- Преподавателю
- Начальные классы
- По занимательной грамматике Тема: „Словесные задачи”
По занимательной грамматике Тема: „Словесные задачи”
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шушакова Е.М. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок
По занимательной грамматике
Тема:"Словесные задачи" Класс: 3,,Б''
Кл.рук:Шушакова Е.М.
С.Талас
Байзакский район. С.Талас сш. имени Н.Гоголя
Учитель начальных классов:
Шушакова Елена Михайловна
Открытое занятие курса внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика» в 3 классе.
Тема: Веселая грамматика. Словесные задачи. Анограммы и метограммы
Цель:
познакомить детей со словесными задачами по грамматике -метаграмма, анаграмма.
Задачи:
1.Развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать
2.Развивать речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности
3.Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство взаимовыручки; Оборудование:
магнитная доска, Карточки (индивидуальные, демонстрационные)
Ход занятия:
I Организация занятия. Загадка: II.Вступительное слово: Добрый день, дорогие ребята, гости. Сегодня собрались на урок занимательной грамматики. Тема: «Веселая грамматика. Словесные задачи».
Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?
Мы с вами знаем с уроков русского языка, что такое загадка. Кто помнит, что такое загадка?
( В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка - слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными).
Загадки.
Хоть не шляпа , а с полями .Не цветок ,а с корешками Разговаривает с нами терпеливым языком. ( книга ) Черные, кривые от рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.(буква )
Черный Ивашка , деревянная рубашка
Где носом ведет Там заметку кладет.( карандаш)
Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи? Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу познакомить. И так, давайте мы с вами отправимся в путешествие
К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и другие задачи, основанные на каких - либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.
И чтобы нам было удобней работать мы разделимся на группы.
1 Команда " Грамотеи"
Девиз : Грамоте учиться , всегда пригодиться.
2 Команда -Следопыты. Девиз:
Все разведать
Всё узнать
Легких тропок не искать
3 Команда- Непоседы.
Девиз:
Кто весел тот смеется .Кто хочет тот добьется. Кто ищет тот всегда найдет. Знакомство со словесными задачами.
Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.
Сегодня разберем два вида словесных задач.
IV. Начнем знакомство с видом словесных задач - Метаграмма.
И так, кто может быть знаком с такими задачами?
Метаграммы
- это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.
Цепочки слов.
Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку, мышка -> мошка -> кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например:
С ,,Д" из года в год встречаем
С ,,Т" за ними ходим вслед,
С ,,П" в лесу мы замечаемо
С "Л" труду наносим вред (День- тень- пень-лень)
С полезное растение ,
С ,,ш" пугает нас порой,
С ,,п" несет нам разрушение,
С "в" навалена горой.( Горох,шорох, порох,ворох.)
Превратите час в , век , час в год ,кору в лист, место в парту, зуб в рот.д ушу в тело,дочь в мать. (Возможные варианты ответов: час - бас - бес - вес - век;
-
команда кора - коза - лоза - луза - лупа - липа - лиса - лист; место - месть - масть - пасть - паста - парта;
-
команда зуб - куб - кум - ком - кот - рот; душа - суша - сушь -суть - сеть - сень - сено - село - тело;
-
команда час - бас - бал - вал - вол - гол - год (час - чан - сан - сон - гон - год)
дочь - ночь - ноль - соль - сель - сеть - суть - муть - мать.) Метаграммы можно загадывать в стихах: Я символ власти, нужный королю. Но если «н» на «в» сменить -Я травку на лугу щиплю И можете меня доить, (корона - корова) Я безумно с гайкой дружен, Нас водою не разлить. А больным я буду нужен, Если «в» на «б» сменить, (винт - бинт) Я монархом был в России. «Ц» на «л» смени скорей -
Будет ящик, где хранили. Раньше множество вещей, (царь-ларь)
Металл я ценный - это ясно, Но букву первую смени, И местом стану я опасным, Смотри во мне не утони, (золото - болото)
Хорошо, примерно поняли как решать метаграммы. Их существует много. Порешаем на других занятиях.
1. . Путешествие продолжается.Еще одно знакомство с другим видом словесных задач -Анаграмма . Кому знакомы эти задачи? Тогда давайте узнаем о них.
Если какое - либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются - анаграммами. Например, «липа» - «пила». Поиграем? Да, я тоже рада вместе с вами поиграть.
Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:
Я кусаюсь, я летаю,
летом всем надоедаю.
Буквы переставь - и я
Стану частью корабля.
(комар - корма)
Лежу я на земле ,
Прибитая к железу
Но буквы переставь-
В кострюлю я полезу
(Шпала,лапша)
Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени -
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.
(кабан - банка)
Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар - раб, вес - сев, воз - зов, кот - ток, рот - тор, арап -пара, грот - торг, марш - шрам, сорт -трос. Способы загадывания - те же:
Прочитав слово справа налево, превратите дерево в геометрическое тело;
измерение времени в породистую собаку;
взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;
дорожку в сорт яблок;
недовольный гул голосов в инструмент для рубки.
(Ответы: бук - куб, год - дог, тол - лот, тропа - апорт, ропот - топор.)
Клоун-кулон-калун
Атлас-салат
Комар-корма
Топор-ропот
-
команда бар. вес воз. трос
-
команда кот , рот,арап, пара.
-
команда бук,год,тол, тропа.
-
Конкурс капитанов
Из букв этих слов составить как можно больше новых слов
Транспорт
Академ городок
Грамматика
VII. Итог урока.
Рефлексия.
1.Что нового узнали во время путешествия?
-
Какие словесные задачи известны вам?
-
А для чего их нужно уметь решать?
-
Кому понравилось занятие? Кому не понравилось? Спасибо за участие.