Внеклассное занятие по математике Как древние люди записывали счёт, когда цифр ещё не было? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие на тему: «Как древние люди записывали счет, когда цифр еще не было?» (Беседа с практическими упражнениями в 1 классе) - Ребята, вы узнали немного о том, как люди учились считать. Вы, наверное, заметили, что люди еще ничего не записывали, а называли или показывали на пальцах. Конечно, ведь в те далекие времена цифр еще не было, и люди «записывали» числа, как могли: делали надрезы на дереве, костях или рогах убитых животных, а так же использовали камешки, которые складывали в мешочек, или завязывали в узлы на веревке. Но больше всего им нравилось, наверное, считать на пальцах. - Как вы думаете, почему? (Потому что пальцы рук всегда при себе, а камни, зерна, веревки можно нечаянно потерять.) - Но все же попробуем представить себя на месте древних людей и посчитаем, как они. А результат своего счета «запишем», т.е. представим в виде надрезов на кусочках пластилина (это у нас кости и рога животных) и путем выкладывания палочек (это как будто камешки или крупные зерна). Итак, посчитаем, сколько у нас собрано яблок с дерева. «Много» - сказали бы древние люди, но все, же они могли «записать». И мы «запишем». (На картинке 12 яблок. С помощью палочек - «камешков» дети устанавливают взаимно - однозначное соответствие между множествами: «яблоки» и «палочки - камешки», т.е. они выкладывают столько же палочек или «камешков», сколько яблок. Так они понимают механизм счета у древних людей.) - Теперь, ребята, посчитаем, сколько зайчиков поймали древние люди. На реечке 10 зайчиков (фигурки из картона). У нас в руках кости (кусочки пластилина). Сделаем надрезы. Дети опять понимают, что надо сделать столько же надрезов, сколько зайчиков. - А еще как можно сказать, сколько зайчиков поймано? (Дети показали две руки.) - Правильно, ребята, вот мы и побыли в гостях у древних охотников. Вы поняли теперь, как «записывали» числа на костях, руках и камешках, делали зарубки на палках, даже на ракушках. - А индейцы - инки в Перу и другие древние народы при счете вязали различные узелки на разноцветных нитях. Эти нити располагались на куске веревки длиной примерно 60 см (показ). И все это называли «гуипу» или «кипу». Мы будем называть кипу». Узелки служили напоминанием тому, кто их завязывал. У инков такой человек назывался «вспоминателем». Вспомните, наверное вы видели, как старушки иногда завязывают узлы на носовом платке, чтобы что-то не забыть. - На кипу можно было сообщить о количестве пойманных зверей на охоте, о числе раненых и убитых на войне, о количестве людей в племени и о многом другом. - Давайте мы попробуем составить «свои» кипу (каждый ряд составляет «свое» кипу и выбирают своего «вспоминателя».) На доске условные обозначения длины и цвета шнурков кипу. (Дети принесли на занятие разного цвета нити и шнуры.) - Чем длиннее шнурок, тем больше предметов «уместится» на нем. Будьте внимательны в выборе длины шнурков. Если на «охоте» вы поймали две птички, на каком шнурке вы будете завязывать узелки? (На коротком.) На доске в рисунках даны обозначения: желтый цвет - пойманные олени; зеленый - зайцы; синий - куропатки и другие птицы; красный - тигры и другие хищники; серый - раненные, а черный - убитые на охоте. Можно брать другие цвета со своими обозначениями. Можно составить кипу - просьбу. Ведь мы на «Машине времени» вдруг оказались у индейцев и нам надо в обратную дорогу взять с собой воды, фруктов, орехов и т.д. Дети составляют свои кипу и рассказывают, вспоминая по узелкам. - Итак, ребята, сегодня вы были древними людьми. Поняли, как непросто было им запомнить и передать результаты своего счета друг другу? У них не было цифр!

© 2010-2022