- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное занятие по математике Как древние люди записывали счёт, когда цифр ещё не было? (1 класс)
Внеклассное занятие по математике Как древние люди записывали счёт, когда цифр ещё не было? (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Каргина М.П. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное занятие на тему: «Как древние люди записывали счет, когда цифр еще не было?» (Беседа с практическими упражнениями в 1 классе) - Ребята, вы узнали немного о том, как люди учились считать. Вы, наверное, заметили, что люди еще ничего не записывали, а называли или показывали на пальцах. Конечно, ведь в те далекие времена цифр еще не было, и люди «записывали» числа, как могли: делали надрезы на дереве, костях или рогах убитых животных, а так же использовали камешки, которые складывали в мешочек, или завязывали в узлы на веревке. Но больше всего им нравилось, наверное, считать на пальцах. - Как вы думаете, почему? (Потому что пальцы рук всегда при себе, а камни, зерна, веревки можно нечаянно потерять.) - Но все же попробуем представить себя на месте древних людей и посчитаем, как они. А результат своего счета «запишем», т.е. представим в виде надрезов на кусочках пластилина (это у нас кости и рога животных) и путем выкладывания палочек (это как будто камешки или крупные зерна). Итак, посчитаем, сколько у нас собрано яблок с дерева. «Много» - сказали бы древние люди, но все, же они могли «записать». И мы «запишем». (На картинке 12 яблок. С помощью палочек - «камешков» дети устанавливают взаимно - однозначное соответствие между множествами: «яблоки» и «палочки - камешки», т.е. они выкладывают столько же палочек или «камешков», сколько яблок. Так они понимают механизм счета у древних людей.) - Теперь, ребята, посчитаем, сколько зайчиков поймали древние люди. На реечке 10 зайчиков (фигурки из картона). У нас в руках кости (кусочки пластилина). Сделаем надрезы. Дети опять понимают, что надо сделать столько же надрезов, сколько зайчиков. - А еще как можно сказать, сколько зайчиков поймано? (Дети показали две руки.) - Правильно, ребята, вот мы и побыли в гостях у древних охотников. Вы поняли теперь, как «записывали» числа на костях, руках и камешках, делали зарубки на палках, даже на ракушках. - А индейцы - инки в Перу и другие древние народы при счете вязали различные узелки на разноцветных нитях. Эти нити располагались на куске веревки длиной примерно 60 см (показ). И все это называли «гуипу» или «кипу». Мы будем называть кипу». Узелки служили напоминанием тому, кто их завязывал. У инков такой человек назывался «вспоминателем». Вспомните, наверное вы видели, как старушки иногда завязывают узлы на носовом платке, чтобы что-то не забыть. - На кипу можно было сообщить о количестве пойманных зверей на охоте, о числе раненых и убитых на войне, о количестве людей в племени и о многом другом. - Давайте мы попробуем составить «свои» кипу (каждый ряд составляет «свое» кипу и выбирают своего «вспоминателя».) На доске условные обозначения длины и цвета шнурков кипу. (Дети принесли на занятие разного цвета нити и шнуры.) - Чем длиннее шнурок, тем больше предметов «уместится» на нем. Будьте внимательны в выборе длины шнурков. Если на «охоте» вы поймали две птички, на каком шнурке вы будете завязывать узелки? (На коротком.) На доске в рисунках даны обозначения: желтый цвет - пойманные олени; зеленый - зайцы; синий - куропатки и другие птицы; красный - тигры и другие хищники; серый - раненные, а черный - убитые на охоте. Можно брать другие цвета со своими обозначениями. Можно составить кипу - просьбу. Ведь мы на «Машине времени» вдруг оказались у индейцев и нам надо в обратную дорогу взять с собой воды, фруктов, орехов и т.д. Дети составляют свои кипу и рассказывают, вспоминая по узелкам. - Итак, ребята, сегодня вы были древними людьми. Поняли, как непросто было им запомнить и передать результаты своего счета друг другу? У них не было цифр!