Музейный урок «Деревенские забавы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Готовская ООШ имени А.Н.Маснева»







Деревенские народные забавы

Музейный урок для учащихся начальных классов










Подготовила и провела

Учитель Ломова Т.М.


















Готовье 2013



Цель:

  • приобщение, активное освоение учащимися традиций народной культуры, вечных ценностей окружающего мира.

Задачи:

  • Активизировать познавательный интерес к старинной детской игрушке, её роли в народной педагогике.

  • Развивать умения и навыки, необходимые в процессе коллективной работы.

  • Воспитывать чувство сопереживания и уважения в процессе изучения и освоения народного творчества по изготовлению детской игрушки.

Подготовительная работа:

  • Оформляется выставка самодельных детских игрушек

  • Деревянные заготовки для погремушки

  • Семена кукурузы

  • Гуашь

  • Лак по дереву

  • Пластилин

  • Кисточки

Практическая работа:

  • изготовить самодельную деревянную погремушку



Ход урока

  1. Организационный момент.


Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами проведем урок в музее. Вы были в нашем музее раньше? Что вы видели на экскурсии? Что вам понравилось больше всего? Скажите, кто из вас любит играть? А какими игрушками вы играли, когда были маленькими? Сегодня мы с вами поговорим о том, чем играли в детстве ваши бабушки и дедушки, о самодельных старинных игрушках.

  1. Знакомство с новым материалом.

1. Беседа Скажите, из чего сделаны современные игрушки? А как вы думаете, из чего в старину делали игрушки? Правильно, ребята - это были природные материалы: глина, дерево, ткань, солома. С первых дней ребенку давали возможность ощущать прикосновение с природой при помощи натуральных материалов. Как вы думаете, что является первой игрушкой для младенца? Конечно, это погремушка. Но как же можно было изготовить погремушку своими руками? Я открою вам секрет. Делали ее из пузыря забитого скота. Терли песком до тех пор, пока он не становился тонким и прозрачным. На нем выступали прожилки, составляя естественный рисунок, клали туда несколько горошин, надували и завязывали. Высыхая, он гремел, забавляя ребенка. Были и деревянные погремушки. Ребята, скажите, у кого в детстве была игрушка коня на качающейся подставке? А откуда она появилась у вас? В старину все или почти все люди делали своими руками. Не были исключением и игрушки. Ведь это были не просто игрушки. Исподволь они формировали в мальчике хозяина, кормильца, а в девочке - черты матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции. Игрушка ориентировала на творчество, мастерство. Мальчики 2-3 лет могли часами работать с брусочками, которые превращались в паровоз или машину. Оседлав палку, они представляли себя всадниками на горячем коне. Перевернутая табуретка становилась кораблем… В пять лет любой мальчишка мог сделать свисток из полых веток бузины или пищалку из стручков желтой акации. Ребята постарше перочинным ножиком делали дудочки, рогатки. Мальчики, приходилось ли вам изготовить что-то своими руками? (анализ ответов) Девочки обычно играли куклами. Девочки, вы играете куклами? Из какого материала они изготовлены? Есть ли у вас самодельные куклы? Может у кого-то сохранились куклы ваших мам или бабушек? Приходилось ли вам шить наряды своим куклам? (анализ ответов) В старину куклы делали из всякой всячины. Материалом для них служили старые вещи, тряпки, листья, солома, глина. Даже пятилетние девочки умели утешить малыша: из любого лоскутка, платка быстро делали куклу-закрутку. Любые черепки, стекляшки заменяли игрушечную посуду. Из перезрелого огурца, тыквы, репы делались корытца, жбанчики, кувшинчики, мисочки.

2. Ознакомление с выставкой детских самодельных игрушек. Обратите внимание на нашу выставку. Скажите, какие игрушки вы видите на выставке? Есть ли среди них куклы? Из чего они изготовлены? В основном здесь представлены куклы, которые целиком изготовлены из разной ткани, так называемые тряпичные куклы (показ экспоната). Обратите внимание на одежду этих кукол. Здесь кукла в народном костюме. Вот такой красивый наряд одевали ваши бабушки во время праздников. А для куклы наряд сшила учитель технологии Готовской средней школы Лесунова Татьяна Петровна. В этой школе есть еще одна замечательная учительница, которая владеет мастерством изготовления женского головного убора - сороки - это Ломова Татьяна Митрофановна. Её работа представлена на этой выставке. На нашей выставке очень много игрушек из глины: это фигурки домашних животных, свистульки различные скульптуры. Обратите внимание на глиняную статуэтку. Это очень ценный экспонат в нашем музее (17 век). Она была найдена в окрестностях села Готовье. Есть еще одна интересная работа из глины - это свистулька. Вот такой игрушкой забавлялись наши предки. Этот экспонат выполнен в виде фигурки домашнего животного (конец 19 века). Скажите, ребята, есть ли на нашей выставке игрушки из дерева? Есть ли среди них погремушка? Из чего она сделана? Правильно, ребята. Эта игрушка изготовлена из дерева. Как вы думаете сложно сделать такую погремушку своими руками? А вы бы хотели попробовать изготовить её сами?

  1. Практическая работа

Я предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельном изготовлении деревянной погремушки. Мы специально заготовили деревянные заготовки в виде шара с ручкой. Вверху этого шара есть небольшое отверстие. Что нам нужно положить внутрь шара, чтоб получилась погремушка? Можно положить любые семена, но мы с вами будем использовать семена кукурузы. Затем необходимо заделать отверстие пластилином. Все, наша заготовка готова к художественному оформлению или раскраске. Вы можете смотреть на образец, а можете проявить свою фантазию и разукрасить игрушку так, как вам подсказывает ваша фантазия (самостоятельная работа детей). А пока наши работы будут подсыхать, мы с вами поиграем в игры, в которые играли еще ваши бабушки.
  1. Игры

Народная игра «Садовник» Один из участников игры выбирается садовником, все остальные берут себе названия цветов. Садовник переговаривается с цветами: Я садовник молодой, Хожу летом и зимой! Все цветы мне надоели, Кроме розочки одной! - Ой! - Что с тобой? - Влюблена! - В кого? - В тюльпан! После этого тюльпан переговаривается с садовником и называет цветок, в который он влюблен. Если кто-то из цветов замешкается и не отзовется, то выбывает из игры.

Игра «Третий лишний» Сначала выбираем «третьего лишнего» и «догонялу». Но считаться вам придется только один раз - перед началом игры. Когда последние двое посчитаются между собой, то вышедший и будет третьим лишним, а оставшийся - догонялой. А посчитаться можно одной интересной считалкой, которая дошла до нас из прошлых веков. Заяц белый, Куда бегал? В лес дубовый. Что там делал? Лыко драл. Куда клал? Под колоду. Кто украл? Родион. Выйди вон! Вы знаете, что означает слово «лыко»? В нашем музее даже есть такой экспонат. Это тонкая кора молодой липы или других деревьев, из которой после определенной обработки делали тонкие длинные полоски, которые и называют лыком. А потом из этих полосок плели лапти (показ лыка и лаптей). Теперь нам нужно сделать два круга. Игроки внешнего круга стоят в затылок к игрокам внутреннего круга на длину вытянутой руки. Игра начинается, когда третий лишний встанет за какой-нибудь парой в виде добавки. Догоняла в это время находится в круге. Суть игры состоит в том, что догоняла должен догнать и запятнать третьего лишнего. Третий лишний может спастись от погони, если забежит между парами в круг и встанет перед любой парой. Тот, кто стоит в этой тройке сзади, должен немедленно убегать от догоняльщика. А когда он почувствует, что его могут запятнать, он имеет право забежать в круг и стать перед какой-нибудь парой. Если догоняла запятнает третьего лишнего, то их роли меняются.

  1. Продолжение практической работы.

Сейчас мы с вами вернемся к нашим работам. Краска хорошо высохла и можно приступать к покрытию лаком. Изделие нужно держать за ручку и равномерно кисточкой наносить лак. Затем поместим свои работы на специальную подставку для полного высыхания.
  1. Итог урока.

Что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем уроке? (анализ ответов детей) Скажите, ребята, можно ли поставить рядом с нашими простыми деревенскими игрушками куклу Барби или какую-нибудь радиоуправляемую машину? Правильно, нельзя. Они несут совсем другую нравственность, представляют другой мир. Да, вы радуетесь, когда получаете в подарок красивую куклу или машину, в которой все, как у настоящей. Но такие игрушки очень быстро надоедают, потому что там нет простора для детской фантазии. Народная игрушка воспитывает творческое отношение к миру, а самое главное - она воспитывает доброту. Вы можете забрать свои работы домой и подарить их своим младшим братья или сестрам, можете сохранить их и подарить своим будущим детям.








































© 2010-2022