Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно - практическая конференция

«Первые шаги в науку»




Тема: «Размножение картофеля разными способами»


Секция естественные науки



Автор: Маркачёв Денис,

МКУ Чеховская ООШ, 4 класс



Научный руководитель: Степанова

Людмила Михайловна

Учитель начальных классов

МКУ Чеховская ООШ


Россия с. Чехово



Содержание


1.Введение…………………………………………………………. 3

2. Теоретическая часть

2.1.История происхождения картофеля……………………….. 4

2.2. Чем полезна картошка……………………………………… 5

2.3.Биологические особенности………………………………… 6

3.Практическая часть…………………………………………… 7

4.Заключение……………………………………………………… 10

5.Список использованной литературы………………………… 11

6. Приложение…………………………………………………….. 12































2

Введение К данной исследовательской работе меня подтокнула мама. Она принесла ведро картофеля от знакомых, решила сменить сорт, и в этом году посадить картофель глазками, чтобы получить как можно больше семенного материала. А бабушка вспомнила, что в её детстве, во время войны выращивали картофель из очисток. Мне известно, что картофель размножают целым клубнем и получают хороший урожай. Я думаю, если картофель размножить очистками, то никакого урожая не получится. О различных способах размножения картофеля много прочитал в Интернете, изучил литературу в библиотеке, расспросил учителя. Меня заинтересовало размножение картофеля основанием клубня, глазками, очисткой.

Актуальность темы: картофель - ценная овощная продовольственная,

техническая культура, обладающая лекарственными свойствами,

производство которой можно увеличить, размножая картофель разными

способами, при этом экономя посадочный материал.

Цель работы: научиться размножать картофель разными способами и

вырастить урожай Задачи: 1. Изучить способы выращивания картофеля; 2.Самостоятельно провести сравнительный анализ выращивания картофеля в ходе практической работы на пришкольном участке; 3. Прочитать энциклопедии, справочники, в которых имеется информация о картофеле, изучить материалы в сети интернет; 4.Сделать выводы, определить практическую значимость выращивания картофеля, оформить материал исследования; Объект исследования: картофель Предмет исследования: технология размножения картофеля Методы исследования: наблюдение и эксперимент, сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, поиск в Интернете, чтение литературы, интервью, обобщение

Практическая значимость: при нехватке семенного материала можно использовать другие способы размножения картофеля Сроки проведения: май-сентябрь 2012год








3

Теоретическая часть

История происхождения картофеля Картофель - многолетнее клубненостное широко возделываемое травянистое растение семейства пасленовых. Сравнительно недавний продукт в России. Привычное для нас место на русском столе картофель начал занимать только в начале XIX века, постепенно вытесняя ранее применявшуюся в том же качестве репу, которую варили, растирали в пюре с маслом или сметаной, жарили, запекали, добавляли в разные блюда. «Тартуффоли» или «картуфоли»-так называли итальянцы картофель за сходством его клубней с подземным грибом трюфелем. Затем только переименовали в «картофель». Вторая версия картофельного названия происходит от немецкого «крафт тойфель» -дьявольская сила. Ведь вначале неосведомленные европейцы ошибочно употребляли в пищу горькие и ядовитые картофельные плоды-ягоды. Европейцы впервые обнаружили картофель в 1536-1537 годах в индейском селении Сорокота (в нынешнем Перу). Это были участники военной экспедиции Гонсало де Кесада. Они назвали найденные клубни трюфелями за их сходство с соответствующими грибами. Впоследствии один из участников этой экспедиции рассказал о «трюфелях» в своей книге «История нового государства Гренады». Начало разведения картофеля в России обычно связывают с именем Петра I. Существует версия, что Петр I, познакомившись с картофелем в Голландии и оценив его, послал графу Шереметеву мешок картофеля со строгим приказом разводить его в России. С этого мешка картофеля будто бы и началась история русской картошки. Однако же нет никаких сведений о судьбе этой царской посылки. Если она и имела место в действительности, то было лишь одним из путей проникновения картофеля в нашу страну. Первое время картофель в России, как, впрочем, повсюду, считался диковинным экзотическим овощем. Его подавали как редкое и лакомое блюдо на дворцовых балах и банкетах, и посыпали тогда картофель не солью, а сахаром. С развитием капитализма производство картофеля в России из года в год росло, причем назначение и использование его стало более широким и разнообразным. Вначале картофель использовали только в пищу, потом его стали применять и в качестве корма для домашнего скота, а с ростом крахмалопаточной и винокуренной (спиртовой) промышленности он стал основным сырьем для переработки на крахмал, патоку и спирт.

4

Чем полезна картошка?

Чем полезна молодая картошка? Во-первых, это незаменимый источник

крахмала, благодаря содержанию которого картошка является одним из

главных поставщиков углеводов, а углеводы - бензин нашего организма.

Во-вторых, картошка богата витамином С. Полкило вареного

картофеля обеспечит организм аскорбиновой кислотой и калием на 100

процентов суточной нормы. А еще в молодых клубнях есть белок, жиры,

магний, кальций, цинк, железо, витамины группы B, D, Е, U, К, РР, каротин.

Правда, пятая часть витамина C теряется еще при очистке, заметно

уменьшается при неправильной варке-жарке, а еще он быстро разрушается в

холодной воде.
В наши дни картофель ценится не только как первый овощ, но и как

лекарственное растение. Клубни его - настоящая химическая лаборатория. В

них содержится до 20 % крахмала, издавна применяемого в медицинской

практике как нежное противовоспалительное и обволакивающее средство.

При желудочно-кишечных расстройствах, а также для приготовления

неподвижных повязок в виде крахмальных бинтов. Клубни богаты

клетчаткой, пектиновыми веществами, витаминами группы В, каротином,

липидами, минеральными солями и другими соединениями.

В народной медицине картофельная диета рекомендуется как мочегонное

средство: свежий картофельный сок используют при цинге, золотухе,

запорах и гастритах с повышенной кислотностью, лечении язвы желудка.

Сырой картофель прикладывают к ожогам. В косметической практике его

вводят в состав питательных масок. Вдыхание пара, получаемого при

раздавливании только что сваренного картофеля, помогает при воспалении

верхних дыхательных путей. Как известно, углеводы, которые в картофеле представлены крахмалом,- одним из главных источников мускульной энергии человека. Большое значение имеет картофель как сырьё для спиртовой и крахмалопаточной промышленности. Крахмал, получаемый из картофеля, широко применяется в текстильной промышленности, для приготовления разнообразных кондитерских изделий, в колбасном производстве и многих других отраслях пищевой промышленности. Велико значения картофеля и как кормовой культуры, особенно для молочного скота, свиней и птицы. На корм используют не только клубни, но и картофельную ботву и побочные продукты, получаемые от промышленной переработки картофеля на спирт и крахмал. По переваримости органического вещества картофель, как и корнеплоды, стоит на первом месте среди всех растительных кормов.






5

Биологические особенности Картофель это вегетативно размножаемая культура и только в определенных случаях, чаще всего в селекционной практике выращивается из семян. Клубень картофеля представляет собой видоизменённый стебель. В молодом возрасте он имеет мелкие чешуйчатые листочки, в пазухах которых закладываются 3 - 4 покоящиеся почки. Из них в дальнейшем образуются глазки. При прорастании глазка в рост трогается только одна главная почка, а остальные прорастают в том случае, если росткам главной почки обломились. Ростки, выросшие из боковых почек, обычно слабее ростков главной почки . Клубни образуются на столонах (подземных стеблевых образованиях), которые сформированы из спящих почек нижней части клубня. Концы столонов по мере развития растения утолщаются и постепенно превращаются в клубни. Форма клубней округлая, овальная, округло-овальная, удлиненная, с различной глубиной глазков. Эти признаки зависят от сорта. Окраска клубней также различна: белая, желтая, розовая, красная, красно-фиолетовая, сине-фиолетовая. Куст картофеля состоит большей частью из 4 -8 облиственных стеблей. Поверхность листа гладкая или морщинистая. С нижней стороны выступает сеть жилок. Цветки картофеля собраны в соцветия, расположенные на общем цветоносе. Картофель - самоопыляющееся растение, но бывают случаи перекрестного опыления.





















6

Практическая часть

В нашем селе 60 жилых дворов. Все жители имеют огороды. Мы обратились к населению с вопросом, каким способом весной сажают картофель. Подвели итоги.

90% - клубнем, 10% - и клубнем и основанием клубня, 5% из опрошенных знали, что можно размножать картофель глазками и очистками, но не используют этот метод.

Исследовательская работа проводилась на пришкольном участке.

Все виды работ в течение летнего времени я выполнял с одноклассниками. В работе мне оказывали помощь: моя мама, Ирина Валерьевна, и учитель Людмила Михайловна. На опытные ряды, с одинаковым типом почвы, влажностью и освещенностью, посажен среднеспелый картофель сорта Невский (приложение 1):

на 1-ый - клубни средней величины; (приложение 2)

на 2-ой - основание клубня; (приложение 3)

на 3-ий -глазки картофеля ; (приложение 4)

на 4-ый -очистка картофеля; (приложение 5)

Для посадки отбирали клубни средних размеров, массой 60-80г. Перед посадкой посадочный материал проращивали дома. Проращенные целые клубни, основание клубня, глазки, очистку сажали на глубину 6-10 см, располагая рядами на расстоянии 60-70 см ряд от ряда и 35 см растение от растения. В каждом ряду по 10 лунок. Ряды находились в одинаковых условиях, одновременно поливались, пропалывались, проводилось рыхление, окучивание. В течение вегетационного периода за растениями велись наблюдения - отмечались сроки появления всходов, сроки цветения, обильность всходов и цветения, высыхание ботвы. Двоекратно проводилась прополка сорняков, картофель был окучен и убран.











7







Агротехнический план работы


Наименование работ

Сроки выполнения

1. Подготовка почвы

Перекопать почву на глубину 20 см и заборонить.

Инвентарь: лопата, грабли

22.05.2012.

2. Разбивка делянок

Разбивка делянок по вариантам опыта

Инвентарь: рулетка, длинный шнур, колышки, этикетки

25.05.2012.

3. Посадка клубней картофеля

Посадка клубней картофеля по вариантам

Инвентарь: лопата, ведро

25.05.2012.

4. Прополка сорняков, рыхление

Прополка сорняков по всем вариантам опыта.

Инвентарь: тяпка.

20.06.2012.

5. Прополка.

Окучивание картофеля

Удаление сорняков. Окучивание картофеля

Инвентарь: тяпка.

2.07.2012.




6. Уборка урожая

Подготовка инвентаря: весы, ведра, вилы, сетки.



07.09.2012.










8









Фенологические наблюдения

Ряд

Дата посадки

Всходы

Начало цветение

Отмирание ботвы

Дата уборки

1

25.05.12

10.06.12-14.06.12

09.07.12-12.07.12

С 27.08.12

07.09.12.

2

25.05.12.

10.06.12-14.06.12

09.07.12-12.07.12

С 27.08.12

07.09.12.

3

25.05.12.

14.06.12

12.07.12-15.07.12

С 23.08.12

07.09.12.

4

25.05.12

14.06.12-18.06.12

14.07.12-18.07.12

С 20.08.12

07.09.12.

Наблюдая за деляной, сделали вывод: быстрее всходы появились на 1 и 2 рядах, обильно цвела картошка на 1 и 2 рядах, лучше всего развивались растения на этих же рядах (приложение 10), чуть хуже выглядели растения на 3 ряду, а на 4 ряду всходы были очень слабые, ботва стала засыхать в первую очередь. Не хватало запаса питательных веществ для роста и развития. (приложение 11) Собранный урожай взвесили:

1 ряд-30 кг (крупный картофель, 8 - 10 штук в лунке)

(приложение 6)

2 ряд- 25 кг (крупный, средний 8 -10штук в лунке)

(приложение 7)

3 ряд - 9 кг (семенной, 6 -8 штук в лунке)

(приложение 8)

4 ряд - 3 кг (мелкий, величиной с грецкий орех, 4 - 6 штук в лунке)

(приложение 9)


9

Заключение
Работа на пришкольном участке это источник знаний об окружающем мире, расширение кругозора, отдых на свежем воздухе, укрепление здоровья, развитие коллективизма среди одноклассников. Что может быть прекраснее стремления вырастить растения на учебно-опытном участке своими руками. Для того чтобы удовлетворить потребности в картофеле, нужно овладеть умениями, навыками правильного выращивания и размножения растений. Первый шаг на этом пути - исследовательская работа на тему «Размножение картофеля разными способами»

В своей работе я достиг цели: научился размножать картофель разными способами.

В ходе практической работы решились задачи: 1. Изучил способы выращивания картофеля 2.Самостоятельно провёл сравнительный анализ выращивания картофеля в ходе практической работы на пришкольном участке 3. Много узнал о картофеле, прочитав дополнительную литературу, работа с оформлением материалов исследовательской работы позволила мне расширить навыки фотографирования, работы с программами Microsoft MS Office и поиска в Интернете. 4. Определил практическую значимость выращивания картофеля
Выводы: В данной работе использовал методы размножения картофеля: клубнем, основанием клубня, глазками и очистками.

Перечисленными методами картофель размножать можно, но для получения хорошего урожая картофеля для еды лучше использовать посадочный клубень массой 60-80г или основание клубня с достаточным запасом питательных веществ, для получения семенного материала лучше использовать способ посадки картофеля глазками, тем самым экономится посадочный материал. Моё предположение о том, что из очисток нельзя получить урожай не подтвердилось. Очистками картофель размножается, но урожай не совсем хороший, мелкие клубни и их мало под кустом.

Я считаю, что моё исследование на этом не законченно, так как заинтересовался другими способами размножения и выращивания картофеля. В мае этого года планирую вырастить урожай другими методами «Картофель в мешках», «Картофель под соломой» , из семени.

10

Список использованной литературы

1. Джахангиров А.Д.Энциклопедический словарь юного земледельца; Издательство «Педагогика», 1983год, 367 стр.

2. «Домашняя газета» №3 (54), 1997 год, 12 стр.

3.Майсурян А. Энциклопедия для детей; том 2; Москва «Аванта+» 1994год, 672стр.

4. Всё о картофеле (электронный ресурс) сkaptoxa.ru/materialy/istoriya/istoriya-kartofelya.html

5. Этот удивительный картофель (электронный ресурс) minobr.org/index.php?option=com_mtree&task=att...




11

Приложения



Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами»приложение 1

Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами»приложение 2

12

Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами»приложение 3

Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами»приложение 4

Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами» приложение 5

13

Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами»приложение 6

Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами»приложение 7

14

Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами»приложение 8

Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами»приложение 9



15





Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами»приложение 10











Исследовательская работа Тема: «Размножение картофеля разными способами»приложение 11





16

© 2010-2022