Урок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Денисова В.В. |
Дата | 20.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Как возникали и строились города.
Цель: определить причину возникновения городов на Руси;
Задачи: выяснить, где и каким образом строились города в Древней Руси; формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника;
развивать умения соотносить факты, сравнивать и описывать, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.
Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки, тест, кроссворд.
Ход урока.
I Орг. момент.
-Наш урок я бы хотела начать с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
Как вы ее понимаете? (Каждый день на уроке мы узнаем что-то новое.)
-Сегодня нам предстоит пополнить багаж знаний. Наши знания - это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
Вперед, за новыми знаниями! Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.
Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.
II Актуализация знаний
- Как называется раздел Окружающего мира, который мы изучаем несколько уроков? ( Родная страна от края до края)
-С какой темой познакомились на прошлом уроке?
Проверим наши знания.
а) Дифференцированная работа. Карточки 3 уровней сложности
1 карточка
1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказские горы
г) Уральские горы
2. Самые высокие горы России - это…
а) вулканы Камчатки
б) Уральские горы
в) Кавказские горы
3. Западно-Сибирская равнина - это…
а) холмистая равнина
б) плоская равнина
4. В список Всемирного наследия включены…
а) вулканы Камчатки
б) Саяны
в) Алтай
5. Одна из крупнейших равнин земного шара …
а) Западно-Сибирская равнина
б) Восточно-Европейская равнина
2 карточка 1.Что такое равнина? (Равнины - это ровные или холмистые участки земной поверхности.) 2.Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые - невысокие.)
3 карточка
1.Как называют Уральские горы называют? («старые горы»,)
2.Что такое рельеф?
3. Какие равнины расположены на территории нашей страны?
б) Работа с классом.
Разгадывание кроссворда. (Коллективная работа)
п
л
о
л
н
с
е
а
к
р
р
о
у
м
о
г
о
р
о
д
о
б
а
н
н
р
ь
л
т
а
ь
с
о
я
е
с
в
к
и
е
-
Место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря. (Плоскогорье)
-
Крупная река, протекающая по территории Западно-Сибирской равнины. (Обь)
-
Какие горы называли "Каменным поясом Земли?" (Уральские)
-
Какой поэт бл убит на Северном Кавказе, на склоне роры Машук? (М.Ю.Лермонтов)
-
Самая высокая гора Уральских гор? (Народная)
III. Постановка цели.
- Внимательно посмотрите на кроссворд, найдите слово, которое поможет вам сформулировать тему урока. О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем говорить о городах.)
-Верно мы будем говорить о городах
Создание проблемной ситуации.
-А что такое "город" как вы считаете?
-От каких слов произошло слово "город"?
- Мой вопрос вызвал у вас затруднения - обратитесь к словарям. Найдите и прочитайте определение.
Работа в группах со словарями Ожегова, Даля.
(ответы детей.) (слайд №3 )
Определение темы, постановка учебной задачи.
я предлагаю вам отправиться сегодня в прошлое, чтобы
сформировать у себя понятие о том, что такое "город",
-Тема нашего урока "Как возникали и строились города"
- А как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему?
- Какова же цель нашего урока?
Рассказ учителя с показом презентации о городах.
Сегодня нам очень трудно представить себе современный мир без больших городов, высотных зданий. Города бывают большие и малые, города -"миллионеры" и города -крепости. Одни имеют древнюю историю, другие были построены совсем недавно. "Профессии" городов тоже различны. Одни города-столиц, другие крупные промышленные центры, третьи - порты или курорты. Город - это всегда центр какой-то земли, территории, края. Вокруг располагаются другие населенные пункты- села, поселки, деревни. Но ведь было время, когда можно было пройти сотни километров и не встретить жилья человека.
(Слайд № 4-6)
- На этой территории в далеком прошлом жили наши предки - славяне.
Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской и ответьте на вопрос:
- Почему именно на этих территориях остановились славяне?
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
- Почему же именно на этих территориях остановились славяне?
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту).
IV. Исследовательская работа.
Работа с учебником (с. 39).
Работа в группах.
Работа с рубрикой "Выскажем предположение" (Ответы детей)
- Не всё было так гладко и хорошо. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Вспомните, какие места для своих поселений выбирали славяне? (На высоких берегах рек.)
- Почему выбирали именно эти места ( Не было дорог. По рекам передвигались. Высокие берега защищали от наводнений и нападений врагов. Занимались рыболовством, земледелием)
- Реки были в то время единственной дорогой, используя которую славяне могли обмениваться товарами, как между собой, так и с другими народами.
По пути следования купцов на славянской территории возникали многочисленные места складирования товаров и обмена ими. Товары нужно было огораживать, охраняя их от врагов. А защитой могла служить только крепость, в центре которой была торговая площадь. Крепость становилась главным местом, вокруг которого разрастался город. Таким образом, на славянской территории возникли многочисленные города.
- Слово "город" в древнерусском языке означало укрепленное поселение. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом.
На территории Древней Руси, к 12 в. городов было 150. Города возникали и развивались по берегам рек, озер, служивших торговыми путями.
- С какой целью возводились города? Физминутка Посмотрите вокруг, как здесь красиво! Представьте, что вы в городе А сейчас расслабтесь, закройте глаза. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. Мы слышим шум моря, прибой волны И шелест волн прибрежных.
V. Работа в тетрадях с.20 -21 №23
Проверка
- Дома вы подбирали информацию о "кремлевских" городах и теперь, используя эти источники, найдите ответы на поставленные вопросы
VI. Работа в группах
- У вас на столе лежат карточки с планом вашего рассказа.
1. Первое упоминание о городах
2. Год основания города.
3. История названия города
4. Где расположен?
5. Достопримечательности города.
Заслушивание ответов.
Тест
Что означало слово «город» в древнерусском языке?
- Как возникали первые города?
- Из каких составных частей состоит крепость
- Когда возник Киев, Новгород?
Обобщение.
- Что означало слово «город» в древнерусском языке?
- Как возникали первые города?
VII. Итог урока
- Какова была цель урока?
- Достиг ли урок цели?
- Что положили в «портфель знаний»?
- О чём бы хотели ещё узнать?
VIII. Рефлексия.
- Возьмите кирпичики и оцените свою работу на уроке.
З - Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями.
Ж- Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам. К - Мне ещё трудно.- Ребята, вам понравился урок?