Рабочая программа по курсу Волшебная кисточка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При составлении рабочей программы курса были использованы следующие нормативные документы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.09 №373
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011
  3. Авторская программа курса Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа - М, АСТ Астрель 2011 г)
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно - изобразительными средствами. Задачи изучения курса: Познавательные

- формировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства; - формировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; - обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; - обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства; - обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля); - обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности; - обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создании художественного образа; - обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме; Развивающие: - развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; - развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности; - развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности. Воспитательные: - сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; - ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства; - сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

II ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.

В государственном стандарте заложены следующие приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения.

Основные принципы

Принцип творчества (программа заключает в себе возможности для развития творческих

способностей детей).

Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).

Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).

Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).

Принцип динамичности (от самого простого до сложного).

Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения,

разнообразие материала.

Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).

Принцип сотрудничества.

III ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа 1 класса рассчитана на 34 часа, 1ч в неделю.


IV ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ Содержание курса создает условия, механизмы и конкретные педагогические инструменты для практической реализации в ходе изучения курса расширенного набора ценностных ориентиров, важнейшими из которых являются познание - стремление к пониманию объективных законов мироздания и бытия, созидание - труд, направленность на создание позитивного результата и готовность брать на себя ответственность за результат, гуманизм - осознание ценности каждого человека как личности, готовность слышать и понимать других, сопереживать, при необходимости - помогать другим. Включение учащихся в полноценную деятельность на основе метода рефлексивной самоорганизации обеспечивает поэтапное формирование у них готовности к саморазвитию и самовоспитанию. Систематическое использование групповых форм работы, освоение культурных норм общения и коммуникативного взаимодействия формирует навыки сотрудничества - умения работать в команде, способность следовать согласованным правилам, аргументировать свою позицию, воспринимать и учитывать разные точки зрения, находить выходы из спорных ситуаций. Совместная деятельность помогает каждому учащемуся осознать себя частью коллектива класса, школы, страны, вырабатывает ответственность за происходящее и стремление внести свой максимальный вклад в общий результат.

V ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ Результаты ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: - положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям изобразительным искусством; - осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России; - внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; - эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования: - чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла; - понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; - положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства; - интереса к посещению художественных музеев, выставок; - представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; - составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным; · определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов; - передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами; - подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по - сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники); - применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться: - называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей); - учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ; - правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники); - изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа; - выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр; - понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.; - выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите; - подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: - понимать цель выполняемых действий, - понимать важность планирования работы; - выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; - адекватно оценивать правильность выполнения задания; - осмысленно выбирать материал, приём или технику работы; - анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; - решать творческую задачу, используя известные средства.
Учащиеся получат возможность научиться: - продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов; - объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; - различать и соотносить замысел и результат работы; - включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные Учащиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; - различать формы в объектах дизайна и архитектуры; - сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; - характеризовать персонажей произведения искусства; - группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; - конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться: - осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; - свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; - сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные Учащиеся научатся: - выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; - уметь слышать, точно реагировать на реплики; - учитывать мнения других в совместной работе; - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться: - выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; - задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.

VI СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Мир изобразительного искусства» (14 ч) «Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). «Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура. «Мир декоративного искусства» (8 ч) Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж. «Мир народного искусства» (7 ч) Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья. «Мир дизайна и архитектуры» (5 ч) Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.


VII МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ПО КУРСУ

1. Учебники по изобразительному искусству (К).

2. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков ИЗО)

3. Методические журналы по искусству федеральных изданий.

4. Учебно-наглядные пособия в виде таблиц и плакатов.

5. Хрестоматии литературных произведений.

6. Альбомы по искусству.

7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

8. Портреты русских и зарубежных художников по основным разделам курса.

9. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

10. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

11. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

12. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

13. Мультимедийные обучающие художественные программы .

14. Электронные библиотеки по искусству.

15. Игровые художественные компьютерные программы.

16. Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением.

17. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

П/П

Тема занятия

Задачи занятия

Характеристика

деятельности учащихся

Мир изобразительного искусства (14 ч) 1 Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца.
Ознакомление с живописью как видом изобразительного искусства. Изучение особенностей материалов и инструментов для живописи. Ключевые слова: картина, холст, пятно. Повторение основ цветоведения: цвет, спектр, цветовой круг, основные цвета, дополнителные цвета, контраст, нюанс, колорит, тёплый цвет, холодный цвет. Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков, умения соотносить вкус и цвет. Обучению умению работать с акварельными красками. Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли искусства в жизни человека. Выявить главную информацию из текста. Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Соотносить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы работы акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками. Оценивать результаты своей работы. Выделение приёмов работы по разделу «Учимся у мастеров». Рассмотреть акварельную живопись, выделить сюжет, проанализировать приёмы, с помощью которых изображены отдельные детали. Установить последовательность нанесения слоёв краски и изучить мазки. 2 Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи.
Продолжение знакомства с живописью как видом изобразительного искусства. Обучение выполнению иллюстраций к сказкам. Развитие интереса и любви детей к творчеству ведущих художников книги. Развитие творческого воображения и эмоциональности учащихся. Знакомиться с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам. Определить, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстраций. Выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства. Участвовать в игре «Расскажи сказку». Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы. 3 Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». (продолжение работы) Школа графики и живописи.
Продолжение знакомства с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение способам элементарного изображения в рисунке пространства. Формирование умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла. Знакомиться с картинами В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером волке» как выдающимися произведениями национальной культуры. Выделять в картинах и иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности. Проверить полученные знания в играх по цветоведению. Решать творческую задачу: выполнить иллюстрацию к сказке. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. 4 Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате»
Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы акварельными красками. Обучение умению выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба. Обучение умению рисовать небо в различное время суток и создание художественного образа. Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Нарисовать несколько этюдов закатного неба. Подобрать тёплые цвета. Использовать правила и приёмы работы акварельными красками («по-сырому», «вливание цвета в цвет» и др.). Сопоставлять замысел и полученный результат работы. 5 Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. «Зимнее окно». «Облака». Гуашь».
Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы гуашевыми красками. Обучение умению рисовать облака и морозные узоры, выбирать наиболее подходящий приём для их передачи. Воспринимать репродукцию картины К. Васильева «У окна», анализировать средства выразительности. Рисовать зимнее окошко с морозными узорами, на котором стоит горящая свеча. Восстановить последовательность рисования Использовать цветовой круг для выбора цветовой гаммы. Вариант: рисовать облака в холодной гамме (акварель). Взаимооценка работ с позиции, что удалось в работе (применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение). 6 Школа живописи. «Краски и настроение». Совершенствование приёмов работы красками. Развитие цветовосприятия. Обучение умению выражать различные эмоциональные состояния с помощью цвета. Выделять главную информацию из текста и иллюстраций. Обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов. Выполнить задания. Подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь. Сделать рисунок в подарок другу. 7 Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево».
Ознакомление с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей материалов и инструментов для графики. Ключевые слова: линия, штрих, пятно, тон, контраст, нюанс. Обучение умению работать графитным карандашом, использовать приёмы: штриховка, тонировка, растяжка и растушёвка. Участвовать в беседе о графике. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи. Нарисовать ветвистое дерево графическими материалами. Изучать последовательность работы. Выполнить упражнения по передаче штриховки, тонировки, растяжки, растушёвки и растирки. Выбрать породу дерева для рисования. Определять размеры изображаемых предметов. Учитывать направление различных участков контура, их характер и размеры. Находить причину ошибок и исправлять их. Анализировать выполненные рисунки. 8 Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки».
Обучение рисованию цветов в вазе. Продолжение ознакомления с графическими приёмами рисования. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, эстетической оценки окружающего мира. Участвовать в беседе о графике как способе познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и иллюстрациях. Выделять средства выразительности графики (линию, штрих, пятно, тон) для наилучшего воплощения замысла у мастеров графики. Решать творческую задачу: нарисовать «Нарядные ёлочки», используя разнообразную штриховку. 9 Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко».
Продолжение ознакомления с графикой как видом изобразительного искусства. Совершенствование умения анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей и приёмов работы тушью и пером. Обучение умению рисовать кувшин и яблоко. Продолжить знакомство с графикой как видом изобразительного искусства. Отвечать на вопросы, используя репродукции произведений графики русских и зарубежных мастеров. Выполнять задания, используя приёмы штриховки пером. Решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки, линии, штрихи, пятна. 10 Школа живописи и графики. «Осенний листок».
Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Продолжение изучения особенностей и приёмов работы акварелью, гуашью, тушью и пером. Обучение умению рисовать осенние листья. Участвовать в беседе, используя для ответов текст и картинки учебника. Выполнить задания, используя изученные приёмы работы. Нарисовать осенний листок дуба или клёна акварелью или гуашью (живопись). Решать творческую задачу: выполнить аппликацию «Листья» с дорисовкой прожилок тушью (графика) 11 Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки.
Ознакомление со скульптурой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Изучение особенностей материалов и инструментов для скульптуры. Обучение умению лепить рельеф. Познакомиться со скульптурой как способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Исследовать особенности материала для лепки. Участвовать в воображаемом посещении мастерской художника. Слепить рельеф «Птичка» (пластилин). Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результаты работы. 12 Лепка декоративной чаши. Школа декора.
Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях декоративного искусства. Обучение умению лепить разными способами чашу. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художественной керамики. Выполнить задания, руководствуясь заданной последовательностью действий. Лепить декоративную чашу щипковым методом или по шаблону (глина или пластилин). Передавать фактуру с помощью различных видов лепных элементов. Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результат работы. 13 Лепка рельефа «Птички». Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок». Обучение умению лепить рельеф. Совершенствование приёмов лепки объёмной формы. Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства. Выполнить задания: Лепить рельеф птички. Объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин). Решение творческой задачи: создать декоративный образ. Использовать приёмы передачи фактуры с помощью штампов. 14

Твои творческие достижения.

Лепка декоративной чаши. Проверка знаний о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры. Выполнить задания. Участвовать в обзорной викторине по определению видов изобразительного искусства, тёплых, холодных и контрастных цветов. Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам. Называть ведущие художественные музеи России. Оценивать свои творческие достижения.

Декоративное искусство (8 ч) 15 Декоративное искусство вокруг нас.
Формирование устойчивого интереса к декоративному искусству. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры. Исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства. 16 Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки»

Обучение приёмам декоративного рисования. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности эстетически оценивать окружающий мир. Решение творческой задачи рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевыми ручками на цветном фоне. Сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке. Узнать, какое дерево или гриб изобразил сосед по парте. 17 Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент.
Изучение возможностей применения цветовых контрастов в декоре. Изучение закономерностей построения и мотивов линейного орнамента. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру. Копировать греческий орнамент. Выявить закономерности построения орнамента. Нарисовать линейный орнамент (цветные карандаши). Исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа. Использовать их для составления линейных узоров. Выражать эмоционально-ценностное отношение к выполненным работам. 18 Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки».
Ознакомление с видами декоративных эффектов. Продолжение изучения применения цветовых контрастов в декоре. Обучение технике монотипии. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности давать эстетическую оценку. Изучить художественные достоинства, разнообразие декоративных эффектов. Выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре. Решать творческую задачу: сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.). Дать эстетическую оценку выполненным работам. 19

Школа декора.

Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами.


Обучение умению создавать декоративные композиции. Развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законамкрасоты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие умения планировать работу и работать в коллективе. Анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий. Выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию (печать листьями). Участвовать в коллективной работе: наклеить отдельные работы на ткань, изготовить большой ковёр. Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате. 20 Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью.
Обучение умению создавать декоративные эффекты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие творческих способностей. Установить последовательность работы. Выполнить задание, работая в паре. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Обсуждать, планировать результат, совершать совместные действия. Оформить работу в рамочку. Подготовить презентацию работы в виде рассказа о получившейся картине. 21 Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр».
Развитие умения создавать коллаж. Совершенствование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. Развитие творческих способностей. Выполнить задания по заданной последовательности работы. Решать творческую задачу: выполнить декоративную композицию «Волшебный ковёр» из разноцветных ниток, наклеенных на основу. Изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой-нибудь узор. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. 22 Твои творческие достижения. Декоративное панно «Времена года». Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка умения выполнять декоративное панно. Самостоятельная работа: выполнить декоративное панно «Времена года». Провести экскурсию по выставке декоративных работ своего класса. Оценивать свои творческие достижения.

Народное искусство (7 ч) 23 Народное искусство. Школа народного искусства. Городецкая роспись, гжель.
Знакомство с традиционными народными художественными промыслами русского Севера. Обучение умению выполнять пермогорские узоры. Воспитание любви к русскому народному искусству. Ориентироваться в учебнике. Познакомиться с миром народного искусства как частью национальной культуры: городецкая роспись, гжель и изделиями. Выделить и оценить цветовую гамму изделий. Изучать образцы. Выполнять бордюры и рисовать цветок по заданной последовательности. Расписать бумажную тарелочку. Изучить последовательность работы и образцы. 24 Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства.
Знакомство с пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками. Обучение умению выполнять роспись прялок. Совершенствование умения кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Совершить воображаемое путешествие по русскому Северу. Познакомиться с мастерами, которые изготавливают и расписывают прялки. Участвовать в беседе о значении традиционных народных художественных промыслов для современного человека. Расписать вырезанный силуэт пермогорской или мезенской прялки (гуашь, тушь, перо). 25 Палех. Школа народного искусства.
Продолжение знакомства с народными промыслами. Обучение умению выполнять роспись предметов быта. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры. Изучать способ рисования. Расписать палехской росписью предметы быта (по выбору). 26 Росписи Ярославской области. Школа народного искусства. Знакомство с народным творчеством Ярославсой области. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов. Сравнивать дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки. Повторить ярославские узоры по образцам. Решать творческую задачу: расписать ярославскими узорами игрушки (контуры, силуэты, вылепленные по выбору). 27 Ростовская финифть. Шкатулка. Школа народного искусства.
Знакомство с творчеством ростовских мастеров. Изучение узоров ростовской финифти. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Участвовать в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Повторять узоры на альбомном листе (гуашь) по образцам. Лепить из солёного теста или пластилина шкатулки, используя изученные приёмы. 28 Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства.
Знакомство со щепной птицей Счастья. Обучение умению изготавливать птицу счастья. Совершенствование навыков конструирования из бумаги. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Принять участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Выявить художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц. Изучить последовательность работы. Решать творческую задачу: сконструировать свою чудо-птицу счастья из бумаги. 29 Твои творческие достижения Викторина по темам раздела «Народное искусство». Проверка развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка владения практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности. Участвовать в обзорной театрализованной викторине по всем изученным темам раздела «Народное искусство». Задавать вопросы и отвечать на вопросы других. Определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь). Сравнивать их между собой, группировать. Давать оценку изделиям народных промыслов. Изготавливать изделия в традициях художественных промыслов (по выбору). Оценивать свои творческие достижения.

Мир дизайна и архитектуры (5 ч) 30 Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна.
Развитие зрительного восприятия и ощущения формы призм. Обучение умению различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие творческой активности, умения планировать работу, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Ориентироваться в учебнике. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Выполнять упражнение на узнавание призмы. Сконструировать коробочку-сувенир из бумаги. Изучить последовательность работы. Декорировать коробочку (превратить в котика, птичку, тигрёнка, жирафа, клоуна и др.). Вести поисковую работу и создать совместно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. 31 Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. Развитие зрительного восприятия и ощущения пирамидальной формы. Обучение умению различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению конструировать игрушки на основе пирамиды. Развитие фантазии и творческого воображения. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме пирамид. Различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Участвовать в обсуждении по теме урока, приводить примеры. Выполнить упражнение на узнавание пирамиды. Сконструировать упаковку «Пирамида». Использовать выкройку. Декорировать упаковку. 32 Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка».
Развитие зрительного восприятия и различения форм конусов в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование умения конструировать сувениры на основе конуса. Развитие творческого воображения. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры конической формы. Различать формы конусов в объектах дизайна и архитектуры. Выполнить упражнение на ощущение формы конуса. Сконструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка». Изучить последовательность работы, выполнить задания. 33 Твои творческие достижения. Подвеска «Ангел».
Проверка умения конструировать на основе геометрических форм. Проверка развития фантазии и творческого воображения, художественного вкуса, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Конструировать ангела из бумажной тарелки. Изучить последовательность работы, выполнить задания. Украсить подвесками вместе с одноклассниками классную комнату. Оценивать свои творческие достижения. 34 В мире дизайна и архитектуры. Школа архитектуры. Башня. Развитие представлений о дизайне и архитектуре как видах искусства. Продолжение изучения основ формообразования. Обучение конструированию башни по свободному замыслу. Развитие творческих способностей, умения планировать работу и работать в коллективе. Установить взаимосвязь формы и функции объекта, то есть его назначения. Анализировать объекты архитектуры и дизайна, используя открытки, журналы и видеофрагменты. Решать творческую задачу в коллективной работе: конструировать по свободному замыслу высокую башню из кубиков и коробочек разного размера и формы. Сделать декор для башни. Планировать результат, договариваться, приходить к общему мнению, согласовывать работу для достижения цели.

© 2010-2022