- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Усоева Н.В. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
22
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательный русский язык"
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы факультативного курса Л.В. Мищенковой "Занимательный русский язык" (М.: Издательство "Рост", 2012)
Актуальность. На основе диагностических фактов выявлено: у учащихся начальной школы слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Новизна данной рабочей программы определена ФГОС НОО. Отличительными особенностями являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом, администрацией, психологом;
- в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы учебного курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Мищенковой Л.В.;
- при планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме
Отличительные особенности программы:
- содержательная основа способствует реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Программа использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и литературы, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира;
- максимально учитываются возрастные особенности детей;
- у каждого ребенка есть своя рабочая тетрадь;
- предлагает использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей; основа организации обучения по программе - игра.
Цель данного курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие лингвистических компетенций учащихся;
- формирование любви и уважения к русскому языку;
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- расширение кругозора учащихся.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс "Занимательный русский язык" представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности. Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. Курс "Занимательный русский язык" ориентирован на детей от 6 до 10 лет и предназначен для работы в любой системе начального образования. Проведение занятий подкрепляется УМК, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей: 1 часть - вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя. 2 часть - рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других. 3 часть - завершающая. Цель этой части занятий - создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Место учебного курса в учебном плане
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Курс включает 138 занятий: 33 занятия в 1 классе и по 35 занятий в 2-4 классах по 1 занятию в неделю в течение учебного года.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета, курса
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметным результатом изучения курса в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- в сфере регулятивных универсальных учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
- в сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действие моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Предметные результаты обучения по программе К концу 1 года обучения учащиеся должны:
- научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
- усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;
- научиться отличать гласные и согласные звуки;
- научиться делить слова на слоги, определять место ударения;
- научиться работать над проектом «Мой алфавит»;
- научиться сочинять сказочные истории про буквы;
- научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.
Содержание учебного предмета, курса
- Речь устная и письменная
- Что такое слово?
- В мире звуков
- Игротека
- Звуки и буквы - не одно и то же
- Что такое метаграммы?
- Жили были гласные и согласные.
- Игротека
- Волшебник Ударение.
- Такие разные согласные
- Такие разные, разные согласные
- Игротека
- Русские народные загадки
- Зачем шипят шипящие?
- Познакомьтесь: алфавит!
- Игротека
- Привет, пословица!
- Поговорим о предложении
- Еще немного о предложении
- Игротека
- Знакомимся с анаграммами
- Что такое текст?
- Что мы пишем с большой буквы?
- Игротека
- О безударных гласных
- О парных звонких и глухих согласных
- Слова - приятели
- Игротека
- Слова - неприятели
- Волшебное слово предлог
- Что за зверь такой - фразеологизм?
- Игротека.
- Учимся различать слова разных частей речи
Формы и методы работы Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: "От игры к знаниям". Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
- сказочные сюжеты уроков;
- сочинение своих сказок
Тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
Речь устная и письменная
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Что такое слово?
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
В мире звуков
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Игротека
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Звуки и буквы - не одно и то же
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Что такое метаграммы?
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Жили были гласные и согласные
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Игротека
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Волшебник Ударение
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Такие разные согласные
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Такие разные, разные согласные
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Игротека
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Русские народные загадки
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Зачем шипят шипящие?
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Познакомьтесь: алфавит!
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Игротека
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Привет, пословица!
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Поговорим о предложении
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Еще немного о предложении
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Игротека
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Знакомимся с анаграммами
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Что такое текст?
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Что мы пишем с большой буквы?
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Игротека
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
О безударных гласных
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
О парных звонких и глухих согласных
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Слова - приятели
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Игротека
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Слова - неприятели
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Волшебное слово предлог
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Что за зверь такой - фразеологизм?
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Игротека
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Учимся различать слова разных частей речи
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
-
вступать в учебный диалог;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
-
работать с терминологическим словариком;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Мищенкова Л.В. "Занимательный русский язык". Методическое пособие. 1 класс. - М.: Издательство РОСТ, 2012г. (Курс "Развитие познавательных способностей")
2. Печатные пособия
-
Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2-х частях. М.: Издательство РОСТ, 2013г. (Курс " Развитие познавательных способностей ")
3. Технические средства обучения Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, фотоаппарат
4. Экранно-звуковые пособия
CD и DVD носители
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: ( Электронный документ). Режим доступа: window.edu.ru
Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ). Режим доступа: school-collection.edu.ru
5. Игры и игрушки Настольные игры и пр.
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Занимательный русский язык"
33 часа (1 час в неделю)
№
п/п
Дата/
план
Дата/
факт
Тема
урока
Решаемые проблемы
(цель)
Понятия
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты
УУД
Личностные результаты
(не оцениваются)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Речь устная и письменная
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная?
Рабочая тетрадь, речь устная, речь письменная
Научатся: ориентироваться в "Рабочих тетрадях".
Получат возможность научиться: правильно располагать тетрадь на парте под наклоном, находить нужное задание, работать в ней.
Р. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний.
П. Осознавать познавательную задачу; применять систему условных обозначений тетради при выполнении заданий; делать обобщения, выводы.
К. Соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формирование личностного смысла учения; принятие нового статуса ученика, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, образа "хорошего ученика"
2
Что такое слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом.
Слово, ребус
Научатся: определять на слух количество слов в предложении
Получат возможность научиться: понимать смысловое значение интонации
Р. Принимать и сохранять учебную задачу; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.
П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию (делать выводы на основе обобщения знаний); выполнять учебно-познавательные действия
К. Участвовать в дискуссии; свободно выражать свое мнение; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.
Формирование личностного смысла учения; принятие нового статуса ученика, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, образа "хорошего ученика"
3
В мире звуков
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»
Звук, буква
Научатся: сопоставлять звуки и буквы, называть буквы. Получат возможность научиться: обозначать звуки на письме.
Р. Формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.
К. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; слушать других.
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач)
4
Игротека
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
Рифма
Научатся: отличать рифму от не рифмы
Получат возможность научиться: составлять рифму
Р. Анализировать свою деятельность (выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы); организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; высказывать предположения; добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем).
К. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Формирование положительного отношения к процессу познания (проявление внимания, удивления, желания больше узнать); адекватного представления о школе, о поведении в процессе учебной деятельности
5
Звуки и буквы - не одно и то же
В чем заключается различие между звуками и буквами?
Звук, буква
Научатся: сопоставлять звуки и буквы, называть буквы. Получат возможность научиться: обозначать звуки на письме.
Р. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
П. Выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний; понимать информацию, представленную в виде рисунков и схем; делать обобщения, выводы.
К. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; желание выполнять учебно-познавательные действия, приобретать новые знания, умения
6
Что такое метаграммы?
Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.
Метаграмма
Научатся: узнавать новые задания
Получат возможность научиться: разгадывать и составлять свои матаграммы
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.
П. Добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем); сравнивать предметы, объекты (находить общее и различия); делать обобщение, выводы.
К. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе (устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках).
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; желание выполнять учебно-познавательные действия, приобретать новые знания, умения
7
Жили были гласные и согласные
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
Гласный звук, гласная буква, согласный звук, согласная буква
Научатся: различать гласные и согласные звуки, распознавать звуки в слове.
Получат возможность научиться: определять количество слогов в слове, обозначать мягкость согласных звуков на письме.
Р. Действовать по предложенному плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
П. Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем).
К. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Формирование положительного отношения к процессу познания (проявление внимания, удивления, желания больше узнать); уважительное отношение к мнению другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре
8
Игротека
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.
Гласный звук, гласная буква, согласный звук, согласная буква, метаграмма
Научатся: различать гласные и согласные звуки, распознавать звуки в слове.
Получат возможность научиться: определять количество слогов в слове, обозначать мягкость согласных звуков на письме.
Р. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками действия, необходимые для решения учебной задачи.
П. Читать, извлекая нужную информацию; выполнять учебно-познавательные действия; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
К. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формирование личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивации учебной деятельности
9
Волшебник Ударение.
Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
Ударение, омограф
Научатся: определять ударный слог в слове
Получат возможность научиться: отвечать на вопросы учителя, применять знания и умения в нестандартных условиях работы, в повседневной жизни
Р. Анализировать свою деятельность (выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы); организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; высказывать предположения; добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем).
К. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Формирование положительного отношения к процессу познания (проявление внимания, удивления, желания больше узнать); адекватного представления о школе, о поведении в процессе учебной деятельности
10
Такие разные согласные
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
Твердый согласный звук, мягкий согласный звук
Научатся: различать твердые и мягкие согласные звуки.
Получат возможность научиться: обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными буквами.
Р. Действовать по предложенному плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
П. Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем); сравнивать предметы, объекты (находить общее и различия).
К. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы; развитие мотивации учебной деятельности; формирование личностного смысла учения
11
Такие разные, разные согласные
Парные и непарные звонкие и глухие согласные
Парный звонкий / глухой согласный звук, проверочное слово, проверяемое слово
Научатся: различать звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звучание и написание слов.
Получат возможность научиться: объяснять случаи расхождения звучания и написания слов, проверять написание слов путем изменения формы слова.
Р. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками действия, необходимые для решения учебной задачи.
П. Читать, извлекая нужную информацию; выполнять учебно-познавательные действия; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
К. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формирование личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивации учебной деятельности
12
Игротека
Поиск омографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости -глухости, твердости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.
Омограф, ударение, ударный слог, парный звонкий / глухой согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук, метаграмма, рифма
Научатся: находить омографы в предложении, определять ударный слог.
Получат возможность научиться: рифмовать слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания слов, проверять написание слов путем изменения формы слова.
Р. Проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
П. Выполнять учебно-познавательные действия; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
К. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
Формирование положительного отношения к процессу познания (проявление внимания, удивления, желания больше узнать)
13
Русские народные загадки
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
Загадка
Научатся: отгадывать загадки.
Получат возможность научиться: выделять свойства и признаки загаданного предмета.
Р. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний.
П. Осознавать познавательную задачу; применять систему условных обозначений тетради при выполнении заданий; делать обобщения, выводы.
К. Соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; развитие мотивации учебной деятельности; формирование личностного смысла учения
14
Зачем шипят шипящие?
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
Пантомима, термин «шипящие согласные звуки»
Научатся: распознавать шипящие согласные звуки, показывать пантомиму.
Получат возможность научиться:
применять знания и умения в нестандартных условиях работы, в повседневной жизни
Р. Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом.
П. Добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем); выполнять учебно-познавательные действия; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
К. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач)
15
Познакомьтесь: алфавит!
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
Алфавит
Научатся: располагать слова в алфавитном порядке.
Получат возможность научиться: пользоваться алфавитом в повседневной жизни.
Р. Проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
П. Выполнять учебно-познавательные действия; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
К. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
Формирование положительного отношения к процессу познания (проявление внимания, удивления, желания больше узнать)
16
Игротека
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
Алфавит, загадка
Научатся: располагать слова в алфавитном порядке.
Получат возможность научиться: пользоваться алфавитом в повседневной жизни.
Р. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний.
П. Осознавать познавательную задачу; применять систему условных обозначений тетради при выполнении заданий; делать обобщения, выводы.
К. Соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; развитие мотивации учебной деятельности; формирование личностного смысла учения
17
Привет, пословица!
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
Пословица
Научатся: распознавать пословицу от обычного высказывания.
Получат возможность научиться: выявлять скрытый смысл пословиц.
Р. Формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.
К. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; слушать других.
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач)
18
Поговорим о предложении
Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.
Цель высказывания
Научатся: классифицировать предложения по цели высказывания.
Получат возможность научиться: составлять текст по рисунку, применять знания и умения в нестандартных условиях работы, в повседневной жизни.
Р. Формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.
К. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; слушать других.
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач)
19
Еще немного о предложении
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.
Цель высказывания
Научатся: классифицировать предложения по цели высказывания.
Получат возможность научиться: составлять текст по рисунку.
Р. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками действия, необходимые для решения учебной задачи.
П. Читать, извлекая нужную информацию; выполнять учебно-познавательные действия; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
К. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формирование личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивации учебной деятельности
20
Игротека
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
Шарада, пословица
Научатся: разгадывать шарады.
Получат возможность научиться: подбирать пословицы к тексту.
Р. Анализировать свою деятельность (выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы); организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
П. Выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний; понимать информацию, представленную в виде рисунков и схем.
К. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе (устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках).
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; способности к самооценке результатов своей учебной деятельности
21
Знакомимся с анаграммами
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
Анаграмма
Научатся: разгадывать анаграммы.
Получат возможность научиться: самостоятельно составлять анаграммы, применять знания и умения в нестандартных условиях работы, в повседневной жизни
Р. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний.
П. Осознавать познавательную задачу; применять систему условных обозначений тетради при выполнении заданий; делать обобщения, выводы.
К. Соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; развитие мотивации учебной деятельности; формирование личностного смысла учения
22
Что такое текст?
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
Единица речи, текст, предложение
Научатся: различать понятия "текст", "предложение"
Получат возможность научиться: составлять текст по серии картинок, озаглавливать текст
Р. Формулировать учебную задачу урока; коллективно составлять план урока; контролировать выполнение действий в соответствии с планом.
П. Обсуждать проблемные вопросы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
К. Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Формирование личностного смысла учения; осознание смысла приобретаемых умений; понимание того, что успех в учебной деятельности в значимой мере зависит от самого ученика
23
Что мы пишем с большой буквы?
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
Имена собственные и нарицательные
Научатся: сопоставлять имена собственные и нарицательные.
Получат возможность научиться: употреблять заглавную букву.
Р. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний.
П. Осознавать познавательную задачу; применять систему условных обозначений тетради при выполнении заданий; делать обобщения, выводы.
К. Соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; развитие мотивации учебной деятельности; формирование личностного смысла учения
24
Игротека
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
Анаграмма, основная мысль текста, имя собственное
Научатся: определять тему и основную мысль текста.
Получат возможность научиться: придумывать анаграммы к словам, применять знания и умения в нестандартных условиях работы, в повседневной жизни.
Р. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
П. Выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний; понимать информацию, представленную в виде рисунков и схем; делать обобщения, выводы.
К. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; желание выполнять учебно-познавательные действия, приобретать новые знания, умения
25
О безударных гласных
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
Безударная гласная, проверочное слово, проверяемое слово
Научатся: различать ударные и безударные гласные звуки, соотносить звучание и написание слов.
Получат возможность научиться: объяснять случаи расхождения звучания и написания слов, проверять написание слов путем изменения формы слова.
Р. Понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний.
П. Осознавать познавательную задачу; применять систему условных обозначений тетради при выполнении заданий; делать обобщения, выводы.
К. Соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; развитие мотивации учебной деятельности; формирование личностного смысла учения
26
О парных звонких и глухих согласных
Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова
Парный звонкий / глухой согласный звук
Научатся: различать звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звучание и написание слов.
Получат возможность научиться: объяснять случаи расхождения звучания и написания слов, проверять написание слов путем изменения формы слова.
Р. Проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
П. Выполнять учебно-познавательные действия; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
К. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
Формирование положительного отношения к процессу познания (проявление внимания, удивления, желания больше узнать)
27
Слова - приятели
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары.
Синоним
Научатся: подбирать синонимы к данным словам. Получат возможность научиться: находить среди слов синонимичные пары.
Р. Работать по предложенному учителем плану; оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы.
П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
К. Осуществлять совместную деятельность в парах (группах) с учетом конкретных учебно-познавательных задач; выражать готовность идти на компромиссы; предлагать варианты и способы погашения конфликтов; строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач); осознание своих трудностей и стремление к их преодолению
28
Игротека
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
Синоним
Научатся: писать безударных гласных и парных согласных в корне.
Получат возможность научиться: находить среди групп слов синонимы, подбирать синоним к данному слову.
Р. Планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; оценивать свои речевые высказывания и высказывания одноклассников.
П. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка и схем; перерабатывать полученную информацию (делать выводы на основе обобщения знаний).
К. Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; желание выполнять учебно-познавательные действия, приобретать новые знания, умения
29
Слова - неприятели
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
Антоним
Научатся: подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
Получат возможность научиться: применять знания и умения в нестандартных условиях работы, в повседневной жизни.
Р. Действовать по предложенному плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
П. Добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем); выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.
К. Отвечать на вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения; слушать других.
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; проявление интереса к новому учебному материалу; внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей
30
Волшебное слово предлог
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
Предлог, правило
Научатся: употреблять и раздельно писать предлоги.
Получат возможность научиться: находить предлоги в тексте, составлять предложения, в которых слова связаны с помощью предлогов.
Р. Принимать и сохранять учебную задачу; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.
П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию (делать выводы на основе обобщения знаний); выполнять учебно-познавательные действия.
К. Участвовать в дискуссии; свободно выражать свое мнение; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; принятие норм и правил школьной жизни
31
Что за зверь такой - фразеологизм?
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
Фразеологизм
Научатся: подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. Получат возможность научиться: применять знания и умения в нестандартных условиях работы, в повседневной жизни.
Р. Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом.
П. Добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций и схем); выполнять учебно-познавательные действия; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
К. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач)
32
Игротека
Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
Омоним, синоним, фразеологизм
Научатся: различать синонимы, омонимы, соотносить фразеологизмы и их значения..
Получат возможность научиться: применять знания и умения в нестандартных условиях работы, в повседневной жизни.
Р. Планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; оценивать свои речевые высказывания и высказывания одноклассников.
П. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка и схем; перерабатывать полученную информацию (делать выводы на основе обобщения знаний).
К. Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; желание выполнять учебно-познавательные действия, приобретать новые знания, умения
33
Учимся различать слова разных частей речи
Упражнение в умении различать слова разных частей речи.
Слова - названия предметов, слова - названия признаков предметов, слова - названия действий предметов
Научатся: применять знания, полученные в 1-ом классе на практике
Получат возможность научиться: применять знания и умения в нестандартных условиях работы, в повседневной жизни.
Р. Формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.
К. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; слушать других.
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач)
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу РПС "Занимательный русский язык" 1 класс ФГОС Составитель: Усоева Наталья Викторовна