Урок окр. мира для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработала учитель начальных классов МАНОУ Шуховский лицей г.Белгорода Гиренко С.Ф.


Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: « Какая бывает вода?» (Практическая работа)

Цели урока:

познакомить детей с понятием «вода» и ее состоянием в природе, опытным путем определить свойства воды, усвоить новые естественнонаучные понятия.

Задачи урока:

Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения.

Создание условий для усвоения школьниками новых естественнонаучных понятий.

Использовать имеющийся опыт детей при работе с новым материалом.

Развитие устных речевых умений учащихся.

Формируемые УУД:

Познавательные - анализировать результаты опытов, элементарных исследований; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать объекты.

Личностные - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к нему; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Коммуникативные - работать в группах по изучению учебного материала; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Регулятивные - выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; удерживать цель деятельности до получения результата.

Оборудование:

емкости с водой, соль, сахар, гвоздь, пробка, глобус, сборные таблицы «Свойства воды» и «Вода в природе», учебник 1 класса "Окружающий мир", , рабочая тетрадь на печатной основе, смайлики с изображением капелек воды ( жёлтые и синие).

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок - начинается урок.

Добрый день, любители природы.

Сегодня мы продолжим узнавать загадки окружающего мира.

2. Постановка темы и цели урока.

1) Вступительное слово учителя:

- Ребята, кто из вас мечтает увидеть чудо?

Мы часто не замечаем чудеса, которые постоянно нас окружают. Например: фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева снежинок, радуга.

- Сегодня мы будем наблюдать за одним из наиболее замечательных чудес природы.

2) Отгадывание темы урока.

- Посмотрите на доску. В этом ребусе заключена тайна нашего урока.

Отгадайте её (на доску вывешивается ребус, учащиеся его рассматривают, предлагают варианты отгадок. Отгадка - вода).

- Значит, какая тема сегодняшнего урока?

Какую цель вы перед собой поставите? ( Узнать, что такое вода и какая она бывает?)

3. Беседа «Тела и вещества».

- На доске карточки со словами. Прочитайте надписи: тело вещество

- Как вы понимаете эти слова?

- Что вы представляете, когда слышите каждое из этих слов? (Предположения ребят, основанные на личном опыте.)

- Вот какое определение данным понятиям даётся в «Толковом словаре» С. И. Ожегова:

1) Тело - организм человека или животного в его внешних и физических формах.

2) Тело - это все предметы, окружающие нас.

- Именно второй вариант значения слова и интересует нас сегодня.

Вещество - то, из чего состоит тело.

- Как вы думаете, вода - это вещество или тело? Попробуйте обосновать свой ответ. (Высказывания детей.)

- Вы правы, вода - это вещество, которое имеет определенные свойства.

4.Практическая часть урока. Проведение опытов.

Итак, пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты.

а) ОПЫТ №1 (проводит учитель)

-Что такое вода и какую форму она имеет?

Учитель наливает воду в различные ёмкости: стакан, бутылка, банка.

Вывод: вода - текучая жидкость, которая принимает форму сосуда.

(На доске таблица «Свойства воды». По мере проведения опытов она заполняется символами)

б) ОПЫТ №2 (проводят дети)

Оборудование: стаканы с водой, полоски белого, синего и красного цвета, ложка, карандаш, у учителя - стакан с молоком.

Содержание опыта: 1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Давайте сравним воду, которая в стакане, с цветом стен, мебели.

- Что можно сказать о цвете воды? Она не имеет цвета.

Опустите в воду ложку. Она видна в стакане? А теперь опустите карандаш.

- А я опущу ложку в молоко. Сравните. Какой вывод можно сделать?

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

в) ОПЫТ №3 (проводят дети)

Оборудование: стакан с водой у всех детей, у учителя - с каплей духов.

Содержание опыта:

- Теперь я вам предлагаю: понюхайте воду в стакане. Что вы чувствуете?

Понюхайте в стакане у соседа.

А теперь понюхайте воду, в которую я капнула духи.

Ваши выводы?

Вывод: запаха у воды не почувствовали. Значит, вода не имеет запаха.

г) ОПЫТ №4 (проводят дети)

Оборудование: стакан с водой, пакетик с соком.

Содержание опыта:

Попробуйте сок. Какой у него вкус?

Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?

Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.

А теперь и вы попробуйте воду.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: вода не имеет вкуса.

д) ОПЫТ №5 (проводят дети)

Оборудование: стаканы с водой, ложка, соль, сахар.

Можно ли растворить в воде соль? А сахар?

Когда мы это делаем?

Один ученик за партой растворяет соль, другой - сахар

Вывод: вода - хороший растворитель.

- Закрепление. Итак, мы провели опыты, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Давайте повторим. (Чтение по таблице)

Вода - бесцветная, прозрачная (жидкость), не имеет запаха и вкуса, хороший растворитель.

е) ОПЫТ №6 (проводит учитель)

Утонет ли в воде гвоздь? А пробка? Проверим.

(гвоздь утонул, а пробка нет). Гвоздь железный, тяжёлый - утонул.

Пробка лёгкая - осталась плавать.

- Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тону, вы узнаете на уроках физики.


Физкультминутка.

5. Какая бывает вода? Вода в природе.

- Отгадайте загадки:

  1. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)

  2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. (Роса)

  3. Зимой в поле лежал, весной в речку убежал. (Снег)

  4. Мост, как синее стекло, скользко, весело, светло! (Лёд)

  5. На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град)

  6. Не колючий, светло-синий, по кустам развешен…(Иней)

  7. Над рекою, над долиной повисла белая холстина. (Туман)

  8. Без рук, без ног, а в верх ползет. (Пар).

- Что объединяет все отгадки? (Снег, лёд, град, туман - это всё вода.) - Значит, какой вывод можно сделать? (Вода в природе существует в трёх состояниях - жидком, твёрдом, газообразном.) - Подумайте и скажите, от чего зависит состояние воды? (От температуры.) - Когда мы с вами встречаем воду в твёрдом состоянии? (С наступлением холодов.) - Верно. При температуре ниже 0 °С вода из жидкости превращается в твёрдое тело. - А где мы с вами можем увидеть воду в газообразном состоянии? (На кухне, когда закипает чайник. Это пар.) - Вы правы. Когда вода начинает кипеть, появляется пар. Вода превращается в газообразное состояние при температуре 100 °С. - А сейчас, на уроке, мы можем увидеть превращение воды в пар? (Мокрой тряпкой протереть доску. Через некоторое время доска будет сухая. Вода испарилась.) Ребята на доске составляют схему:

Урок окр. мира для 1 класса дождь снег пар роса град туман лёд

6. Работа по учебнику с 88.

Рассмотрите таблицу в учебнике и сравните с получившейся на доске. Всё так же?

(Не хватает дождя).

А сейчас посмотрите на глобус. Что вы видите? Какой вывод можно сделать? Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши.

7. Закрепление.

Просмотр презентации «Вода в природе».

8. Итог урока.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- О каких тайнах воды узнали?

Прозвенел звонок - вот и кончился урок.

6


© 2010-2022