- Преподавателю
- Начальные классы
- «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников»
«Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маренкова Н.В. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Актуальность Научно - техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование игровых технологий. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, игровые технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных образовательных государственных стандартов дошкольного образования. Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игровые технологии являются одним из условий ФГОС дошкольного образования. Принципиально важной стороной в игровой технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня мы поговорим об игровых технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого - педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.С. Спиваковской, А.И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте. Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. В игре ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств является использование игровых технологий. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления. Тема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно, благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что активность является неизменной предпосылкой формирования умственных качеств личности. Проблеме познавательной активности, способам и методам ее активизации были посвящены исследования педагогов - психологов Л.И. Божович, А.А Вербицкого, Л.С .Выготского, П.И. Гальперина, А.И. Леонтьева, В.А. Цукерман и др. Изучив проблему развития познавательных способностей детей, можно сделать вывод, что ребенок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться ценностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир. Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Современные психолого- педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии со взрослым. Поэтому, интересными все чаще оказываются отношения педагогов и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение. В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать познавательные и творческие способности детей в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки. Задумавшись над этой проблемой, изучили литературу по вопросу использования игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников. Задача государства, общества и всех его социальных институтов - это необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. Необходимо было организовать такую образовательную деятельность, которая бы помогла дошкольнику в познании окружающего мира и творческому подходу к нему. Это возможно лишь тогда, когда образовательный процесс строится в соответствии с игровыми технологиями. Новизна данного опыта состоит в том, что на базе МБОУ БГО СОШ №6 (дошкольное образование) до данного момента проблема развития познавательных и творческих способностей дошкольников посредством игровых технологий не исследовалась.
Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы концепции: «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников». Основная идея концепции - идея развития познавательных и творческих способностей дошкольников посредством игровых технологий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса. Необходимо определить влияние игровых технологий, способствующих развитию познавательных и творческих способностей дошкольников. На основе анализа психолого-педагогической литературы была определена проблема исследования, которая заключается в поиске условий, обеспечивающих эффективность развития познавательных и творческих способностей дошкольников. Цель исследования: определить влияние игровых технологий на развитие познавательных и творческих способностей дошкольников. Объект исследования: процесс развития познавательных и творческих способностей дошкольников посредством игровых технологий. Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию познавательных и творческих способностей дошкольников посредством игровых технологий. Была выдвинута гипотеза: Гипотеза исследования. Игра будет эффективным средством развития познавательных и творческих способностей дошкольников, если соблюдать следующие условия: создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада; гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка при условии педагогического руководства воспитателя. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования в опыте работы я решала следующие задачи:
- На основе анализа исследований по изучаемой проблеме определить методологические подходы к ее решению
- Выявить особенности развития познавательных и творческих способностей детей.
- Апробировать и охарактеризовать игровые технологии, используемые для выявления и развития познавательных и творческих способностей дошкольников.
Субъекты образовательного процесса: Педагог - организатор образовательного процесса. Воспитанники - субъекты.
Ожидаемые результаты 1. Улучшение в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников. 2. Создание благоприятного психологического климата, развитие в детском коллективе отношений дружбы, взаимопомощи. 3. Приобретение знаний посредством игровых технологий. 4. Развитие инициативы, самостоятельности, способности к самореализации и саморазвитию. Изучив первоисточники В.А. Сухомлинского, Селевко Г.К. В.А. Сластенина, Л.С. Выготского, пересмотрев образовательный процесс, внесли коррективы в образовательный процесс, разработали условия и последовательность использования игровых технологий . На базе подготовительной группы № 2 была проведена опытно-экспериментальная работа. Исследования проходили в естественных условиях для воспитанников. В эксперименте приняли участие 25 детей. Опытно-экспериментальная работа включала: 1. Констатирующий эксперимент. 2. Формирующий эксперимент. 3. Контрольный эксперимент. Констатирующий эксперимент. В констатирующей части эксперимента исследования решались следующие задачи: - изучить уровень развития познавательных и творческих способностей дошкольников. В данном эксперименте использовался комплекс игр на развитие познавательных процессов и творческих способностей детей, при помощи следующих методов: наблюдение, беседа, комплекс игр и игровых упражнений на развитие познавательных и творческих способностей детей.
Диаграмма № 1 Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Диаграмма № 2. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что - у 31% дошкольников - I уровень, у 41% детей - II уровень и у 24% дошкольников - III уровень развития познавательных способностей; - у 29% дошкольников - I уровень, у 32% детей - II уровень и у 47% дошкольников - III уровень развития творческих способностей. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей характерен низкий уровень развития познавательных и творческих способностей. Для детей характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; отставание в развитии словесно - логического мышления; недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие мелкой моторики, а также сниженная вербальная память и продуктивность запоминания.
Формирующий эксперимент. Хотелось бы поделиться наработанным опытом в проведении игр, игровых упражнений в развитии познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Работа по развитию познавательных и творческих способностей строилась комплексно, последовательно, логично, с учетом определенных условий с использованием игровых технологий: игровая технология В.В. Воскобовича, метод игровых ситуаций, игровая технология «Мозарики».
- Игровая технология В.В. Воскобовича.
- Метод игровых ситуаций.
- Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)
- Экологическая игра « Жалобная книга» (работа с текстом)
- « Все плохо, плохо, плохо! Пришли люди, вырубили старые сосны и вычистили лесную опушку от обломков стволов. Белки прогнали из дупла. Улетела. А там ведь домик мой. Вороны выгнали из своего прошлогоднего гнезда. Черный дятел и тот из большого дупла велел убираться, полевок и лесных мышей ловить. А куда добычу складывать? А зерно как охранять, если дома нет?» ( Сова)
- Экологическая задача.
- Игровая ситуация « Волшебные палочки»
- Сказка «Морозные узоры и Снежная королева»
- Сказка «Веселая кисточка»
Контрольный эксперимент. Для определения эффективности использования игровых технологий по развитию познавательных и творческих способностей детей после завершения обучающего эксперимента был осуществлен контрольный эксперимент. В ходе обследования применялись методы, аналогичные используемым на этапе констатирующего эксперимента. Это дало возможность получить сравнительные данные, свидетельствующие о результатах использования игровых технологий по развитию познавательных и творческих способностей дошкольников.
Диаграмма № 3. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Диаграмма № 4. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Заключение Таким образом, проблема развития познавательных и творческих способностей дошкольников является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений образовательного процесса. Реализация игровых технологий: Направлена на - развитие познавательных и творческих способностей дошкольников. Опирается на - последовательность, вариативность, прагматичность (практической ориентации). Достигается через - учет возрастных и индивидуальных особенностей, игры и игровые упражнения, игровые действия детей. Работа по новым Федеральным стандартам, используя игровые технологии в непосредственно образовательной деятельности и повседневной жизни старших дошкольников помогло обеспечить повышение уровня познавательной и творческой активности детей; способствовало развитию речи, психических процессов, эмоционально - волевых качеств; добиться результативности в работе, что позволит детям в дальнейшем успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Литература 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1979. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 2000. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988. 4. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994. 5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Высшая школа, 2005г. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. -М.:Педагогика, 1982. 7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990. 8. Концепция модернизации Российского образования….. 9. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991. 10. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983. 11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990. 12. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996. 13. Пимонова Т. А. Игровые ситуации на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. - 2012. - № 12. - с. 79-80. 14. Спиваковский А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981. 15. Сластенин В.А.Педагогика: Инновационная деятеьность.-М..2011г. 16. ЭлъконинД.Б. Психология игры. - М., 1979. 17. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» М., 2001. Интернет ресурсы education.rekom.ru psy.1september.ru childpsy.ru