Урок литературного чтения. М. Ю Лермонтов. Утёс

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: М.Ю.Лермонтов. Страницы биографии.

Творческое наследие.

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся 4-х классов в предметной области литературное чтение по теме: « М.Ю.Лермонтов. Страницы

биографии. Творческое наследие».

Задачи: 1. Учить выразительному чтению лирических произведений;

развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности.

2. Формировать умение соединять теоретические знания с практической деятельностью;

совершенствовать умение проявлять оценочную самостоятельность.

3. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

воспитывать готовность слушать, вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: 1. Учебники, рабочие тетради на печатной основе.

2. Словари, справочная литература.

3. Выставка книг о М.Ю.Лермонтове, книг с его стихами.

4. Презентация «Биография М.Ю.Лермонтова»

5. Карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Организационный момент. (0,5 мин)

II. Выход на тему урока. (0,5 мин.)

- Итак, мы начинаем урок литературного чтения.

- Напомните, как называется раздел, который мы изучаем?

- Какие произведения помещены в этот раздел?

- Послушайте стихотворение, постарайтесь определить фамилию автора.

(Подготовленный ученик читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»)

-Знакомы ли вам эти стихи? Кто их автор?

- Автор этих строк - русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с его биографией, творческим наследием.

III. Постановка учебных задач.

- Давайте попробуем выбрать учебные задачи для сегодняшнего урока.

( на доске вывешены плакаты с задачами:)

  • выразительно читать и слушать;

  • делить текст на части;

  • анализировать лир.произведение;

  • составлять план;

  • находить тему и главную мысль;

  • находить средства художественной выразительности;

  • работать в группе;

  • оценивать свою работу и работу товарищей.

После отбора на доске остаются только те задачи, которые будут решаться на данном уроке.

IV. Презентация «Биография М.Ю.Лермонтова».

- Ну а начнем мы наш разговор о поэте со страниц его биографии. Постарайтесь представить себе, что это был за человек, как он жил, о чем мечтал…

(Демонстрируются слайды с портретами, живописными работами, которые сопровождаются рассказом о жизни поэта)

См. Приложение 1.

- Более подробную информацию о жизни и творчестве поэта вы сможете найти в книгах, представленных на выставке.

V. Задание на антиципацию.

- Как вам кажется, какие по настроению стихи мог писать человек с такой непростой судьбой?

- Какое по настроению стихотворение будем читать сегодня на уроке - выберите ответ из предложенных на доске вариантов.

на доске записано:

  • смешные

  • печальные

  • юмористические

  • весёлые

  • о горькой судьбе

  • грустные

  • об одиночестве

  • серьёзные

  • детские

  • о несчастной любви

- В конце урока мы проверим ваши предположения.

VI. Динамическая пауза.

- Выполним дыхательную гимнастику и упражнения на формирование дикции.

(Ученик проводит упражнения)

1). Вдыхаем воздух через рот, выдыхаем через нос, рывки руками, наклон вперёд

2). То же упражнение, дышим наоборот.

3). «Шаги по ступенькам»: произносим пословицу «Не красна изба углами, а красна пирогами»

4). «Хорошо» Произносим слово с различной интонацией: ! ? ,

VII. Игра «В кругу друзей».

- А теперь, чтобы поближе познакомиться с одним из стихотворений М.Ю.Лермонтова, мы проведём игру «В кругу друзей».

- Распределите роли внутри группы:

  • руководитель дискуссии

  • регистратор

  • чтецы/2 чел.

  • консультанты-помощники/2 чел.

  • плановик

- Вспомним правила работы в группе.

- Все готовы, можно приступать к работе. На неё отводится 7 минут.

См. Приложение 2.

VIII. Отчёты групп о проделанной работе.

Вопросы для 1-ой группы:

  • Какие слова вам удалось расшифровать?

  • Какие чувства, настроения возникли при чтении стихотворения «Утёс»?

  • Оцените работу своей группы.

Вопросы для 2-ой группы:

  • Расскажите о проделанной работе.

  • С кем из группы хотелось бы поработать в следующий раз?

Вопросы для 3 -ей группы:

  • Толкование каких слов нашли в словаре?

  • Какие средства художественной выразительности удалось найти?

  • Чья работа в группе была самой полезной?

Вопросы для 4-ой группы:

  • Сколько картин вы представили, читая стихотворение? Какие?

  • Как вы думаете, это стихотворение нужно читать ровно, или меняя темп?

  • Какую строфу нужно читать быстрее, а какую медленнее? Почему?

  • Сложнее или легче было выполнять задания в группе?

IX. Обобщение.

- Вопрос для всех участников игры:

- Почему Лермонтов назвал стихотворение «Утёс», а не «Тучка» или «Утёс и тучка»?

- Почему утёс плачет «тихонько», ведь его в пустыне никто не услышит?

- На чьей стороне симпатия автора?

- Прочитайте стихотворение так, чтобы почувствовать это отношение.

(Выразительное чтение стихотворения)

- Оцените своё чтение в соответствии с критериями.

X. Рефлексия.

- В ходе урока я задала вам вопрос о характере стихов Лермонтова. Чьи предположения оказались верными?

- Конечно, мы познакомились только с одним стихотворением поэта, но, забегая вперёд, хочу сказать, что главным в его лирике был мотив тоски, одиночества, неразделённых чувств. Но об этом вы узнаете чуть позже.

- На ваших рабочих местах остался ещё один лист - карта личных достижений. Вы много трудились сегодня. Если вы согласны с высказыванием - заштриховываем «пальчик», если ещё не уверены - не заштриховываете.

X. Итог урока.

- Как вам кажется, выполнили мы на уроке поставленные задачи? Докажите.

- Кому сегодняшний урок доставил удовольствие?

- Это значит, что цель урока достигнута. Я благодарю вас за работу.

XI. Домашнее задание.

- Выучить стихотворение «Утес» наизусть. Нарисовать иллюстрацию в рабочей тетради.

© 2010-2022