- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения. М. Ю Лермонтов. Утёс
Урок литературного чтения. М. Ю Лермонтов. Утёс
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Воробьёва Т.В. |
Дата | 21.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема: М.Ю.Лермонтов. Страницы биографии.
Творческое наследие.
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся 4-х классов в предметной области литературное чтение по теме: « М.Ю.Лермонтов. Страницы
биографии. Творческое наследие».
Задачи: 1. Учить выразительному чтению лирических произведений;
развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности.
2. Формировать умение соединять теоретические знания с практической деятельностью;
совершенствовать умение проявлять оценочную самостоятельность.
3. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
воспитывать готовность слушать, вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: 1. Учебники, рабочие тетради на печатной основе.
2. Словари, справочная литература.
3. Выставка книг о М.Ю.Лермонтове, книг с его стихами.
4. Презентация «Биография М.Ю.Лермонтова»
5. Карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент. (0,5 мин)
II. Выход на тему урока. (0,5 мин.)
- Итак, мы начинаем урок литературного чтения.
- Напомните, как называется раздел, который мы изучаем?
- Какие произведения помещены в этот раздел?
- Послушайте стихотворение, постарайтесь определить фамилию автора.
(Подготовленный ученик читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»)
-Знакомы ли вам эти стихи? Кто их автор?
- Автор этих строк - русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с его биографией, творческим наследием.
III. Постановка учебных задач.
- Давайте попробуем выбрать учебные задачи для сегодняшнего урока.
( на доске вывешены плакаты с задачами:)
-
выразительно читать и слушать;
-
делить текст на части;
-
анализировать лир.произведение;
-
составлять план;
-
находить тему и главную мысль;
-
находить средства художественной выразительности;
-
работать в группе;
-
оценивать свою работу и работу товарищей.
После отбора на доске остаются только те задачи, которые будут решаться на данном уроке.
IV. Презентация «Биография М.Ю.Лермонтова».
- Ну а начнем мы наш разговор о поэте со страниц его биографии. Постарайтесь представить себе, что это был за человек, как он жил, о чем мечтал…
(Демонстрируются слайды с портретами, живописными работами, которые сопровождаются рассказом о жизни поэта)
См. Приложение 1.
- Более подробную информацию о жизни и творчестве поэта вы сможете найти в книгах, представленных на выставке.
V. Задание на антиципацию.
- Как вам кажется, какие по настроению стихи мог писать человек с такой непростой судьбой?
- Какое по настроению стихотворение будем читать сегодня на уроке - выберите ответ из предложенных на доске вариантов.
на доске записано:
-
смешные
-
печальные
-
юмористические
-
весёлые
-
о горькой судьбе
-
грустные
-
об одиночестве
-
серьёзные
-
детские
-
о несчастной любви
- В конце урока мы проверим ваши предположения.
VI. Динамическая пауза.
- Выполним дыхательную гимнастику и упражнения на формирование дикции.
(Ученик проводит упражнения)
1). Вдыхаем воздух через рот, выдыхаем через нос, рывки руками, наклон вперёд
2). То же упражнение, дышим наоборот.
3). «Шаги по ступенькам»: произносим пословицу «Не красна изба углами, а красна пирогами»
4). «Хорошо» Произносим слово с различной интонацией: ! ? ,
VII. Игра «В кругу друзей».
- А теперь, чтобы поближе познакомиться с одним из стихотворений М.Ю.Лермонтова, мы проведём игру «В кругу друзей».
- Распределите роли внутри группы:
-
руководитель дискуссии
-
регистратор
-
чтецы/2 чел.
-
консультанты-помощники/2 чел.
-
плановик
- Вспомним правила работы в группе.
- Все готовы, можно приступать к работе. На неё отводится 7 минут.
См. Приложение 2.
VIII. Отчёты групп о проделанной работе.
Вопросы для 1-ой группы:
-
Какие слова вам удалось расшифровать?
-
Какие чувства, настроения возникли при чтении стихотворения «Утёс»?
-
Оцените работу своей группы.
Вопросы для 2-ой группы:
-
Расскажите о проделанной работе.
-
С кем из группы хотелось бы поработать в следующий раз?
Вопросы для 3 -ей группы:
-
Толкование каких слов нашли в словаре?
-
Какие средства художественной выразительности удалось найти?
-
Чья работа в группе была самой полезной?
Вопросы для 4-ой группы:
-
Сколько картин вы представили, читая стихотворение? Какие?
-
Как вы думаете, это стихотворение нужно читать ровно, или меняя темп?
-
Какую строфу нужно читать быстрее, а какую медленнее? Почему?
-
Сложнее или легче было выполнять задания в группе?
IX. Обобщение.
- Вопрос для всех участников игры:
- Почему Лермонтов назвал стихотворение «Утёс», а не «Тучка» или «Утёс и тучка»?
- Почему утёс плачет «тихонько», ведь его в пустыне никто не услышит?
- На чьей стороне симпатия автора?
- Прочитайте стихотворение так, чтобы почувствовать это отношение.
(Выразительное чтение стихотворения)
- Оцените своё чтение в соответствии с критериями.
X. Рефлексия.
- В ходе урока я задала вам вопрос о характере стихов Лермонтова. Чьи предположения оказались верными?
- Конечно, мы познакомились только с одним стихотворением поэта, но, забегая вперёд, хочу сказать, что главным в его лирике был мотив тоски, одиночества, неразделённых чувств. Но об этом вы узнаете чуть позже.
- На ваших рабочих местах остался ещё один лист - карта личных достижений. Вы много трудились сегодня. Если вы согласны с высказыванием - заштриховываем «пальчик», если ещё не уверены - не заштриховываете.
X. Итог урока.
- Как вам кажется, выполнили мы на уроке поставленные задачи? Докажите.
- Кому сегодняшний урок доставил удовольствие?
- Это значит, что цель урока достигнута. Я благодарю вас за работу.
XI. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение «Утес» наизусть. Нарисовать иллюстрацию в рабочей тетради.