Содержание программы Окружающий мир 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Содержание программы по окружающему миру 3 класс № Раздел. Содержание Кол-во часов Цели раздела Требования ФГОС: планируемые результаты Формирование УУД Сроки прохождения Знания Умения 1 Разнообразие изменений в окружающем мире Повторение: разнообразие растений и животных; культурные и дикорастущие растения; дикие и домашние животные. Ознакомление с учебником Представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей Периодически повторяющиеся изменения в природе. Календарь. Наблюдение за изменениями Ознакомление с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразиями состояния неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. Обучение пользованию приборами, определя- ющими силу и направление ветра, ведению дневника наблюдений за погодой и в природе 8

Повторить разнообразие растений и животных; культурные

и дикорастущие растения; дикие и домашние животные.

Дать представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей, периодически повторяющиеся изменения в природе.

Продолжать наблюдение за изменениями в природе

Познакомить с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразиями состояния неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений.

Обучить пользованию приборами, определяющими силу и направление ветра, ведению дневника наблюдений за погодой.

Иметь представление о необычных природных явлениях (засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч). Продолжать работу над умением добывать информацию из иллюстраций и художественных произведений.

Формировать понятия «температура». Виды термометров.

Наблюдать различные

изменений в природе: за облаками, за ветром.

Обобщить знания

о характеристиках погоды.
Знать: -отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. - способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент, работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений -причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов; старинный календарь - устройство и работу жидкостного термометра - как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека. Уметь: - называть представителей животного растительного мира - объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками - измерять, записывать температуру: - работать с научным текстом; -моделировать; - пользоваться измерительными приборами; - делать выводы по результатам простых опытов - измерять температуру воздуха, воды; - составлять условными знаками карточку погоды Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; Регулятивные: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; Выпускник получит возможность научиться: оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; Коммуникативные - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

02.09-25.09 2 Сезонные изменения в природе. Осень Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме 5 Ознакомить с осенними изменениями в живой и неживой природе. Вести работу по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных Знать: - какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелета птиц; - о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках - об осенних заботах человека; - обычаях и праздниках наших предков Уметь: - объяснять осенние приметы Личностные: осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; Регулятивные: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Познавательные: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы Коммуникативные осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам 30.09.-14.10 3 Тела и вещества, их свойства Выявление разных состояний веществ. Обучение различию разных состояний веществ. Приведение примеров, по Понятие о молекулах и атомах. Представление о строении вещества подтверждающих выводы Понятия о простейших, бактериях и об увеличительных приборах - лупе, микроскопе, бинокле Выяснение источников загрязнения воздуха, воды, почвы. Наблюдение зимних и Объяснение значения почвы для человека. Представление о культуре обработки почвы и сохранении ее плодородия старинными и современными способами. Выявление природных разрушителей почвы изменений в природе 13

Дать понятие о молекулах

и атомах, представление о строении вещества.

Познакомить с понятиями о простейших,

бактериях и об увеличительных приборах - лупе, микроскопе, бинокле.

Систематизировать и обобщить знаний о телах и веществах. Объяснить, что такое воздух. Проводить исследования свойства веществ экспериментальным способом

Выяснить значение воды для всего живого на Земле

Учить определению свойств воды с помощью органов чувств. Формировать знания об основных физических и химических свойствах воды.

Дать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснить, что такое почва; в чем ее значение для растений, животных, человека. Учить определение состава почвы.
Знать: - что такое «тело», «вещество»; - о трех состояниях вещества. - об открытии простейших; - о клетке; - болезнетворные бактерии, способы борь-бы с ними отличие «сухого», «влажного», «целебного» воздуха - что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; - об использовании силы ветра человеком свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ правила экономически грамотного поведения в природе, быту.
Уметь: классифицировать предметы по существенным признакам - определять состояние веществ; ориентироваться в системе полученных знаний отличать три состояния воды в природе объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы называть источники загрязнения воздуха, воды, почвы Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; Регулятивные: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; Познавательные: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; Коммуникативные осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); 16.10-04.12 4 Сезонные изменения в природе. Зима

Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой.
5

Выяснить особенности декабря, изменения длительности дня и ночи, высоты солнца, температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоемов.

Выяснить свойства льда и снега. Обобщить знания о зимних явлениях, особенностях жизнедеятельности человека в зимний период. Знать: - изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. - значение снегового покрова для растения - о зимовке разных групп животных - обычаи, праздники, заботы зимой наших предков Уметь: - объяснять образование снежинок, изморози - называть перелетных и оседлых птиц - объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; Познавательные: осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); Коммуникативные вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
09.12-23.12 5 Организм человека и его здоровье Ознакомление с науками, изучающими организм человека. Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы» Ознакомление со значением и строением скелета, суставов. Выяснение значения правильной осанки Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Рассмотрение работы легких. Представление о механизме дыхания. Предупреждение о вреде курения. Формирование навыка сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте. Понятие о разнообразии мышц, их значении и механизме работы. Гигиенические навыки по уходу за своим организмом 15ч Познакомить с науками изучающими организм человека. Знать условия здоровья. Познакомить с внутренним строением организма человека Знать: - науки, изучающие организм человека; - основные внутренние органы человека. - свойства костей. - назначение мышц, разнообразие; - сухожилия; - работа мышц, их тренировка, состояние усталости - органы пищеварения, их роль в организме; - состав пищи - белки, жиры, углеводы. - органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; - их работа и функции в организме. Уметь: - объяснять рождение и развитие ребенка - первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей -называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу - рассуждать о важности ухода за зубами; - разумно относиться к правильному питанию; - соблюдать чисто- плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения - соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; понимание важности здорового образа жизни. Регулятивные: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Познавательные: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; Выпускник получит возможность научиться: осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; Коммуникативные осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); 25.12-26.02 6 Развитие растений и животных Ознакомление с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве. Представление о жизненных циклах разных групп животных. Ознакомление с развитием птиц на примере курицы Ознакомление со стадиями развития бабочек, божьей коровки, колорадского жука. Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как изменяется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение температуры воздуха. День весеннего равноденствия (21 марта) 10

Познакомить со строением цветка, ролью опыления. Выяснить значения насекомых в опылении. Рассмотреть цикл цветкового растения от семени до семени.

Познакомить с приметами апреля и мая. Время прилета птиц, гнездования, появления насекомых. Полевые работы, происходящие в это время

Систематизировать и обобщить знания по теме; Знать: -первые признаки весны в неживой природе. - как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве. - разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.); - органы цветкового растения. - разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. - строение цветка, значение опыления; - цикл цветкового растения от семени до семени. - приметы весны к началу цветения (апрель, май); - о цветах-первоцветах.
Уметь: - выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе; - находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; - соблюдать экологически грамотное поведение в природе - прослеживать последовательность развития живых организмов; - предлагать варианты решения экологических проблем - стадии развития насекомых; - способы борьбы с вредителями культурных растений -называть признаки весны с учетом местного природного окружения Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; Регулятивные: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; Познавательные: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; Коммуникативные осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); 02.03-13.04 7 Изменение быта и культуры наших предков

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта.

Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость.

Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов - архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, художественная роспись и другие ремёсла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю.

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги.

Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Национальные одежды жителей родного края.

Появление школ, гимназий, лицеев, университетов.
12

Познакомить с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки. Исторические памятники родного края

собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. Воспитывать уважительное отношение к обычаям и верованиям разных народов.

Ознакомить с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др.

Дать представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью

Ознакомить с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей, со старинными поселениями,

с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Формировать понятия «исторический центр», показ его значения и необходимости сохранения старинных построек и памятников

дать понятие «ремесло», «ремесленник». Познакомить с различными видами художественной росписи предметов быта. Появление купцов на Руси, появление монет, бумажных денег.

Формировать понятия

«исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды,

о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды

Ознакомить с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных Дать представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью Знать: - что и как изучает история, ее значение; - способы познания прошлого; - о быте и культуре своего народа; - понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки». - чем занимались наши предки, как они осваивали природу; - обычаи и традиции предков. - значение семьи, родовой общины, племени; - виды жилищ наших предков - строение старинных поселений, их виды; - значение исторического центра современ- ного города, важность его сохранения. - чем занимались горожане в старину; - старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); - виды художественной росписи предметов быта. как в старину на Руси обучали счету, письму Уметь: - видеть в настоящем опыт предыдущих поколений объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя - добывать информацию из иллюстраций и текста; - охранять памятники старины - добывать информацию из иллюстраций и текста; - приобщиться к старинному ремеслу - анализировать, сравнивать, обобщать; - сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края Личностные: стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; Регулятивные: оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.); проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные: осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет. Коммуникативные оперировать в речи предметным языком -правильно (адек-ватно) использовать естественнонаучные, исторические, об -ществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить мо -нологическую речь, вести диалог; пла-нировать,сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверст -никами, общие дела, распределять функ -ции участников и определять способы их взаимодействия; участвовать в проектной деятельности, создавать твор -ческие работы на заданную тему (ри -сунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
15.04-25.05

© 2010-2022