Конспект урока по окружающему миру Почему идёт дождь и дует ветер?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающий мир 1 класс

Учитель: Чебыкина Анна Александровна

УМК «Школа России» автор Плешаков А. А.

Тема урока: Почему идёт дождь и дует ветер?

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.

Развивающие:

- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие умения наблюдать;

- развитие памяти, внимательности.

Воспитательные:

- формирование умения активно работать на уроке;

- воспитание навыков самостоятельной и групповой работы.

УУД.

Личностные: смыслообразование, самоопределение.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учащимися сотрудничества с учителем и сверстниками, достижение договорённостей и согласование общего решения.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, моделирование, установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Планируемые результаты.

Предметные: иметь представление о причинах возникновении дождя и ветра.

Метапредметные

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действий на уроке.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели, обнаружение особой роли дождя и ветра в жизни человека.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

  • Персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

  • Учебник (Окружающий мир: учебник/ А. А. Плешаков - М.: Просвещение, 2014);

  • Рабочая тетрадь ( Окружающий мир. 1 класс. / А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2014)

  • Инструкционные карты, воздушный шарик, бутылка с растительным маслом и бутылка с водой, прозрачная чашка с водой и вата, ватман, цветная бумага, клей.

Ход урока

  1. Организация начала урока

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И много нового узнать.

  1. Актуализация опорных знаний

Сначала давайте повторим материал прошлого урока о звёздах, солнце и луне. Игра «Доскажи словечко».

Все звёзды - это огромные пылающие… (шары)

Звёзды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что находятся… (далеко от Земли)

Все звёзды отличаются … (по размеру и цвету)

Ближайшая к Земле звезда называется… (Солнце)

Вокруг Солнца движутся… (планеты)

Наша планета называется… (Земля)

Спутник Земли… (Луна)

Луна не испускает свет. Она словно зеркало … (отражает) свет …(солнца)

На Луне нет… (воздуха и воды) поэтому там люди не… (не живут)

  1. Мотивация учебной деятельности

Для того чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке, вам нужно отгадать загадки.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

После ответа на доску ставим карточку «Дождь».

Следующая загадка: Летит без крыльев и поёт.

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

После ответа на доску ставим карточку «Ветер».

Слайд 1

Мы говорили, что на Луне нет морей. Рек, озёр. Там вообще нет воды. Нет на Луне и воздуха, а значит, там не бывает ветреной погоды. Почему же на Земле идёт дождь и дует ветер? Зачем они нужны? Постараемся сегодня ответить на эти вопросы.

Слайд 2

  1. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, ребята, почему идёт дождь

дует ветер?

Слушаем внимательно. Мнения у нас разные, а как же на самом деле, где истина? Мы посветим урок разгадке этой тайны. Разберёмся кто выдвигал правильные гипотезы, кто ошибочные.

Слайд 3

Давайте поставим цель нашего урока.

(Расширение представлений детей о дожде и ветре, причины их возникновения.)

  1. Открытие нового знания.

Ребята, раскрывая эти тайны, предлагаю подниматься по лестнице знаний.

На доску ставим карточки «Познание истины: открытие нового знания»

«Проведение и наблюдение опыта»

«Постановка цели»

Начинаем наше восхождение по лестнице знаний. Первую ступеньку преодолели, мы уже поставили цель нашего урока. Какая она?

Приблизились ко второй ступеньке.

Опыт 1. В среду мы налили в тарелку воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Проверим.

Опыт 2. Протираем доску сырой тряпкой. Через некоторое время доска высыхает. Почему?

(вода… ставим карточку «испарилась»)

Тоже происходит на поверхности земли.

Слайд 4.

Вода непрерывно испаряется не только с поверхности рек, морей, океанов, но и с суши. Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много и они образуют облако. Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча. (ставим карточки на доску)

Опыт 3. Как образуются тучи и осадки.

Сжать руками плотно сухой комок ваты. ( Это в руках маленькое облако.) Затем опустить в чашу с водой. Комочек в чаше разворачивается и набухает в воде. ( Облако наполняется водой, превращается в тучу.) Осторожно приподнимаем вату за верхнюю часть над блюдцем. Капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

Слайд 5-9.

Посмотрим на экран и узнаем, какие бывают дожди. Почему так назвали дожди?

(Ливень - проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра.

Ситничек - мелкий, как из сита.

Моросящий - моросит.)

- А почему дождик бывает косым? Что заставляет его быть таким?

- Что такое ветер?

- Ребята, а мы можем сами получить ветер?

Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок всё выше, выше.

Деревцо всё ниже, ниже.

-Откуда он взялся?

( Мы заставили рукой двигать воздух.)

- Верно, но движение воздуха можно не только почувствовать, но и увидеть.

Опыт 4. На подоконник положить воздушный шарик. На несколько секунд открыть окно. Холодный воздух сдул шарик с окна, который полетел вверх вместе с тёплым воздухом.

Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух. Это движение на земле происходит постоянно, поэтому и дуют ветры. (ставим карточки на доску)

Опыт 5. Вода здесь играет роль холодного воздуха, растительное масло - роль тёплого воздуха. Смешиваем и видим как растительное масло (тёплый воздух) поднимается вверх.

Слайд 10. Посмотрите, какой бывает ветер.

Давайте вспомним, кто из учеников правильно сказал: почему идёт дождь и дует ветер.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в группах.

  1. Составить кластер « Почему идёт дождь».

  2. Вставить в текст о дожде пропущенные слова.

  3. Выбрать слова для описания дождя.

  4. Составить кластер « Почему дует ветер».

  5. Вставить в текст о ветре пропущенные слова.

  6. Выбрать слова для описания ветра.

Заслушиваем доклады от каждой группы, оцениваем.

  1. Рефлексия деятельности.

- Все ступени знаний преодолели?

- Какая учебная цель стояла у нас на уроке? Удалось её решить? Каким способом?

- Кто считает, что он достиг этой цели, хлопайте в ладоши.

1 группа Инструкционная карта


  1. Разложи детали на столе.

  2. Используя учебник и рабочую тетрадь (с. 36, 87), результаты опытов, распределите детали на ватмане.

  3. Наклейте детали.

Помощник ответа.

  1. Мы изучали почему идёт …………….

  2. Солнце нагревает ……………… и она …………….

  3. Пар…………………. всё выше, там холодно и он превращается в ………………….. воды, образующие………………………

  4. Капли ………………, тяжелеют и ……………………. Вниз.

2 группа Вставьте пропущенные слова.

Туча - это …………………………. ……………………………. облако. Если появились тучи - жди ……………… Капельки воды, из которых состоят тучи, ………………. Они не могут долго …………………………………… …………………… и …………………….. ……………………………..

Инструкционная карта

  1. Прочитайте задание 2 на странице 87.

  2. Соотнесите с карточкой и вставьте пропущенные слова.

  3. Прочитайте выразительно получившийся текст.

Помощник ответа.

1)Мы вставляли ………………….. слова.

2) У нас получился текст о том, почему идёт ……………….

3)……………………………………. его прочитает.

3 группа Выбери слова для описания дождя.

Ливень, колокол, ситничек, широкий, пёстрый, косохлёст, мудрый, моросящий, деревянный, грибной, иностранный, тёплый.

Инструкционная карта

  1. Прочитай слова.

  2. Используйте учебник (стр. 36), вспомните презентацию и подчеркните нужные слова.

  3. Прочитайте их выразительно.

Помощник ответа.

  1. Мы выбирали слова для описания ………………………..

  2. Считаем, что подходят ……………………………………………………………………………………………………

4 группа Инструкционная карта

  1. Разложи детали на столе.

  2. Используя учебник и рабочую тетрадь ( стр.37-38) , результаты опытов, распределите детали на ватмане.

  3. Наклейте детали.

Помощник ответа.

  1. Мы изучали почему дует ……………………….

  2. Солнце …………………………. Землю по-разному.

  3. ………………… воздух стремится вверх, а ………………………….. воздух на его место.

  4. Ветер - это ………………………………… воздуха.

5 группа Вставьте пропущенные слова.

Ветер - это ……………………………….. ………………………….Земля в разных местах по-разному ………………………….. …………………………………………. От земли …………………………………….. и воздух. Тёплый воздух ……………………… холодного. Он …………………………………………….. вверх. А холодный воздух ……………………………………. ………………………………………… …………………. Вот и возникает …………………..

Инструкционная карта

  1. Прочитай задание 4 на странице 87 .

  2. Соотнесите с карточкой и вставьте пропущенные слова.

  3. Прочитайте выразительно получившийся текст.

Помощник ответа.

  1. Мы вставляли ………………………. слова.

  2. У нас получился текст о том, почему ………………………………………………………..

  3. Его прочитает …………………………………

6 группа Выбери слова для описания ветра.

Корявый, сильный, холодный, голубой, сырой, тёмный, тёплый, русский, глубокий, пушистый, порывистый, малиновый, узкий, слабый, красный.

Инструкционная карта.

  1. Прочитайте задание 3 на странице 87 .

  2. Соотнесите с карточкой подчеркните нужные слова.

  3. Прочитайте их выразительно.

Помощник ответа.

  1. Мы выбирали слова для описания …………………………………………

  2. По нашему мнению подходят слова…………………………………………………………………



© 2010-2022