- Преподавателю
- Начальные классы
- Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]
Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Доценко И.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Твердый сргласный звук [ж], буквы Ж,ж. Сопоставление звуков [ж], [ш]
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Планируемые результаты (предметные): Учащиеся распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой Ж; выполняют слого - звуковой анализ слова; устанавливают на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же - е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.
Личностные результаты: Учащиеся осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Универсальные учебные действия (метапредметные):
-
Регулятивные: учащиеся учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Познавательные: общеучебные - учащиеся находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические - характеризуют звук [ж] и букву ж.
-
Коммуникативные: учащиеся вступают в беседу на уроке и в жизни.
Основное содержание темы, понятия и термины: Твердый звонкий согласный звук [ж]; буквы Ж, ж; слого - звуковой анализ слова; правописание жи, же.
Образовательные ресурсы: полоски бумаги (для выкладывания буквы ж)
предметные картинки;
карточка с буквами Ж, ж;
портрет-раскраска жука для домашнего задания;
ъ
ХОД УРОКА
- Организация начала урока
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
-
Речевая разминка
Чистоговорки
Ро -ро- ро - у нас новое ведро
За-за-за - на дворе стоит ко…
Са- са -са- у Анюты есть ко…
Ша-ша-ша- мама моет малы…
Шу-шу-шу- я письмо пи…
Аш-аш-аш- у Марины каранд…
3. Введение в тему урока.
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.
Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку
- Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это…
(Ёжик).
- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
(Жираф).
-Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит,
Там лягушек ищет, ловит. (Журавль)
- Произнесите все слова. Чем все слова похожи? (Во всех словах есть звук [ж])
4. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук [ж]? (Мы сегодня будем знакомиться с новым звуком «Ж»)
- Как бы вы назвали наш урок? (Знакомство с новым звуком [ж] и буквой Ж).
5. Характеристика звука [ж].
- Отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
- Произнесите это слово, выделите первый звук в слове, дайте ему характеристику, постройте схему слова у себя на местах и у доски (звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий).
- Сделайте звуковой анализ слова «ЖУК» (1 слог, 3 буквы, 3 звука)
6. Знакомство с буквами Ж, ж.
- Про звук мы узнали, можно познакомиться и с буквой, с помощью которой он записывается.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
- Сравните строчную и заглавную Ж. Зачем нужна заглавная буква Ж? (Писать имена собственные и начало предложения)
-Сложите из полосок свою букву Ж (У детей на партах лежат по три полоски бумаги и клей). Обведите пальцем букву Ж (В свободное время дети могут раскрасить эту букву)
- Проверим ваши знания. Поиграем в игру "Большая - маленькая".
ПРАВИЛА ИГРЫ: играем стоя; если слово нужно писать с большой буквы - тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем.
- Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
7. Работа на учебнику.
Чтение слогов и слов с буквой Ж.
- Работаем по учебнику на странице 25. Прочитаем слоги и слова
Жа жо жу же жи ( С какими гласными буквами не читали слоги?)
Ы, Я Вывод: после буквы Ж никогда не пишем Ы, Я.
Вопросы по прочитанным словам:
- Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»?
- Как из слова «друг, телега» получить слово «дружок, тележка»?
- О ком так говорят «могу» и «может»?
- Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)
- В учебнике на странице 24 рассмотрите иллюстрацию.
- Кто изображён? Как назвать одним словом? (Насекомые)
- Какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения)
- А какой вред приносят некоторые насекомые? (Поедают урожай, переносят болезни, кусают)
- Вспомните сказку («Дюймовочка»)
- Кто автор сказки? (Г.Андерсен)
- Почему плачет маленькая девочка? Кто ей помог? (Слушаю рассказы детей) - Составьте предложение о жуке из трёх слов, зарисуйте схему (Жук спас Дюймовочку.)
8. Сравнение звуков «Ш» и «Ж».
1.Развитие связной речи. Чтение рассказа «Первые снежинки » с. 26
2. чтение слов. Правописание ЖИ-ШИ
9. Рефлексия.
- Дополните предложения:
- Я узнал (узнала)…
- Я понял (поняла)...
- Я научился (научилась)…
- Мне было…
- Мне очень хочется узнать, понравился ли вам сегодняшний урок и какое у вас настроение после урока, а для этого я раздам вам вот таких симпатичных «Смайликов». Посмотрите на них, у них у всех разное настроение. Разукрасьте того «Смайлика», который вам больше понравится.
- На этом наш урок окончен.