Материал к урокам музыки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Петр Ильич Чайковский

( 1840 - 1893) « Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Эти слова Чайковского замечательно раскрывают суть его творчества, всегда обращенного к людям. Петр Ильич Чайковский родился в уральском городке Воткинске, где работал его отец, горный инженер. С детства он не мог слушать музыку без волнения, был ли это навсегда любимый В.А.Моцарт или народные песни. Чайковский был первым русским композитором, получившим образование в первой русской консерватории: он окончил Петербургскую консерваторию по классу ее основателя А.Г.Рубинштейна и сразу с 1866 года стал преподавать в только что открывшейся Московской консерватории, где проработал 11 лет. Жизнь и творчество Чайковского были тесно связаны с жизнью и культурой России. Пушкинская поэзия и проза вдохновили его на создание замечательных опер - « Евгений Онегин» ( 1878), « Мазепа» ( 1883), « Пиковая дама» ( 1890). Чудесная повесть Н.В.Гоголя легла в основу оперы « Черевички» ( 1885). В Москве Петр Ильич дружил с А.Н.Островским и написал музыку к его пьесе « Снегурочка» ( 1873) С 1887 года Чайковский начинает регулярно выступать в России и за границей, дирижируя своими сочинениями. Он стал первым русским композитором, получившим не только европейское ( особенно в Германии, Франции, Англии), но и мировое признание. С 1958 года в Москве проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского ( каждые 4 года). Музыканты со всех континентов Земли приезжают принять в нем участие. Чайковский оставил музыкальные произведения во всех жанрах. Он стал одним из создателей русской классической симфонии ( всего 6), его оперы открыли новые пути в музыкальном театре. В историю музыки Чайковский вошел и как реформатор жанра балета, открыв эру симфонического балета « Лебединое озеро» 1876; « Спящая красавица» 1889; « Щелкунчик» 1892. Он создал классические образцы камерных ансамблей ( три квартета, трио), фортепьянной музыки, замечательные романсы, хоровые произведения, симфонические увертюры, фантазии, сюиты.







Модест Петрович Мусоргский ( 1839 - 1881) Модест Петрович Мусоргский - один из самобытнейших композиторов XIX в., борец за искусство правдивое, порой беспощадное, но всегда « любящее человека, живущее его отрадой, его горем и страдой». Вся жизнь Мусоргского была наполнена постоянной изнурительной борьбой с невзгодами и лишениями. Он окончил школу гвардейских подпрапорщиков и недолгое время был гвардейским офицером. Но, осознав композиторское призвание, он решил оставить военное поприще. Ему часто приходилось испытывать острую материальную нужду и поступать на государственную службу, случайную и отнимающую драгоценное для творчества время. Став членом кружка « Могучая кучка», Мусоргский стремительно набирал недостающие знания, опыт и мастерство. Он много и жадно читал. Уже на первых « пробах пера» выявился интерес композитора к жанрам, связанным со словом, - опере и песне. Поиски композитором новой драматической выразительности в полной мере воплотились в его опере « Борис Годунов» на сюжет трагедии А.С.Пушкина, раскрывшим непримиримое противоречие между царской властью и народной волей. Идеей отражения исторического « прошлого в настоящем» проникнута и народная музыкальная драма « Хованщина». Она, как и лирико - комедийная « Сорочинская ярмарка», не была завершена композитором. Одним из наиболее известных сочинений Мусоргского стал его фортепьянный цикл « Картинки с выставки» ( 1874). Завершающая весь цикл пьеса « Богатырские ворота» звучит как гимн родной земле. Новаторство Мусоргского не было оценено современниками. Непривычные для их слуха выразительнейшие звукосочетания, нетрадиционные формы и приемы оркестровки делали его стиль труднодоступным даже для друзей - музыкантов. Лишь в XX в. Было осознано национальное и всемирное значение творчества Мусоргского, открывшего новые пути развития музыкального искусства.











Сергей Сергеевич Прокофьев. ( 1891 - 1953) На Украине, недалеко от города Донецка, есть скромное село Красное ( бывшая Сонцовка), где родился и провел свое детство замечательный русский композитор С.С. Прокофьев. Его мать отлично играла на рояле и с четырех - пяти лет приобщила талантливого мальчика к серьезной музыке. Дарование маленького Прокофьева, написавшего в 9 лет свою первую оперу - « Великан», уже тогда заинтересовало С.И. Танеева, по просьбе которого Р.М. Глиэр стал его первым педагогом по композиции. В 13 летнем возрасте Сережа поступил в Петербургскую консерваторию, где его наставниками были Н.А. Римский - Корсаков, А.К. Лядов, Н.Н. Черепнин, А.Н. Есипова. Прокофьев обучался по трем специальностям - композитора, пианиста и дирежера. По окончании был удостоен почетной премии имени А.Г. Рубенштейна. Одно за другим появлялись его сочинения: 1 - й и 2 - й концерты для фортепьяно, вокальная сказка « Гадкий утенок», по Х.К. Андерсену, оркестровая « Скифская сюита», « Классическая симфония», ряд замечательных фортепьянных миниатюр. Несколько лет Прокофьев провел за границей, главным образом во Франции. Последние 20 лет жизни композитора наполнены напряженнейшим трудом. Он пишет музыку для театра и кино. Всемирную славу завоевала великолепная музыка к историко - патриотическому фильму « Александр Невский» 1938 г. Среди сочинений Прокофьева, ставших советской музыкальной классикой, - балеты « Ромео и Джульетта» 1936 г, « Золушка» 1944г, опера « Семен Котко» 1939г, фортепьянные, скрипичные сонаты, концерты для фортепьяно, скрипки, виолончели, кантаты и песни. В 1936 г. Прокофьев пишет симфоническую сказку для детей « Петя и волк». В годы Великой Отечественной войны усиливается патриотическая направленность его творчества. Прокофьев пишет оперы « Война и мир» 1941 - 1943 г., музыка к фильму « Иван Грозный», 5 -я, 6 - я симфонии. Прокофьев - лауреат Государственных премий СССР, народный артист РСФСР. Первым из музыкантов он был отмечен Ленинской премией ( посмертно). « Я придерживаюсь того убеждения, - писал Прокофьев, - что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу».







Николай Андреевич Римский - Корсаков. ( 1844 - 1908) Композитора вдохновляла красота народного искусства: песен, сказаний, обрядов. Еще мальчиком полюбив море, Римский - Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы. Римский - Корсаков - создатель 15 опер, очень разнообразных по содержанию. Особенно притягивают композитора сказочные образы. В операх, написанных по повестям « Майская ночь» и « Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, мягкий, светлый юмор сочетается с поэтичностью вымысла. Опера « Снегурочка» показывает жизнь сказочных берендеев неотделимой от природы, ее одушевленных фантастических сил. Композитора привлекает былина о новгородском гусляре Садко, старинные легенды « Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» В поздних сказочных операх « Кащей бессмертный» 1902 г. И « Золотой петушок» 1907 г. В иносказательной форме выражается отношение композитора к самодержавию. А в операх « Царская невеста», « Моцарт и Сальери» в центре внимания оказывается драма отдельных личностей, их трагическая судьба. Ярко проявляется талант Римского - Корсакова и в инструментальной музыке. В фрагментах из опер и в программных симфонических произведениях чарующими красками оркестра создаются картины морских просторов, битв, волшебных превращений… Из камерных сочинений наибольшую художественную ценность представляют романсы ( всего 79). Не только творчество, но и вся деятельность Римского - Корсакова стала украшением русской музыкальной культуры. Много сил и времени он отдал завершению произведений А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, А.С. Даргомыжского, обработке народных песен. Большая общественная деятельность, выступления в качестве дирижера сочетались у композитора с педагогической работой в Петербургской консерватории. Среди его учеников - А.К. Лядов, А.К. Глазунов, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский и другие. Испытав воздействие прогрессивных идей своего времени, Римский - Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты.

© 2010-2022