Рабочая программа кружка Школа Здоровья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка «Школа здоровья» составлена на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного МО иН РФ приказом №373от 06.10.2009г.; зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- программы формирования универсальных учебных действий;

- авторской программы «Педагогика здоровья» Касаткина В. Н.

- годового учебного календарного графика на 2014-2015 учебный год.

- учебного плана МБОУ СОШ №9;

- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООН.

Пояснительная записка

Программа кружка «Школа здоровья» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам найти причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» позволяет решать воспитательные задачи трёх уровней, которые поставлены в задачах внеурочной деятельности, через приобщение обучающихся к познанию окружающего мира - с самим собой. Рассказывает о его анатомии и некоторых физиологических свойствах, затрагивающие эмоциональные стороны восприятия мира.

Цель: Формирование знаний учащихся в области современных достижений гигиены, санитарии и здоровья, безопасного поведения на дороге посредством познания окружающего мира с самим собой.

Задачи: обучающие: - научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира; - формировать осознанное отношение к своему здоровью; - уметь применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности; -использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников. Развивающие: - помочь школьнику реализовать и осознать себя в разных своих проявлениях; - сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье; - дать представление о негативных факторах риска здоровью, о существовании зависимости от табака, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; - сформировать представление о основных дорожных «ловушках» и уметь прогнозировать ситуацию на дорогах; - уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций. Воспитательные: - воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья; - научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить здоровье; - сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

Общая характеристика курса.

Программа состоит из разделов, которые позволяют достигнуть определённых целей.

«Самопознание через чувство и образ»

Специальной целью педагогической работы ставит осознание ребёнком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жизненно важным для становления его личности. Это- строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми.

Цели раздела «Школа здорового питания»:

•сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;

•выработать способность разделять основные и редко у потребляемые продукты питания по пищевой и энергетической ценности;

•научить соблюдать правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.

Цель раздела «Ослепительная улыбка на всю жизнь» -

обучение правильному уходу за полостью рта и профилактика стоматологических заболеваний, воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.

Логика построения раздела «Профилактика аддиктивного поведения и

Случайных отравлений лекарственными препаратами» основана на формировании у ребёнка прежде всего:

•навыков самосохранения (в 1 классе - нечаянно не выпить неизвестное лекарство,не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком),

•эмоционального неприятия наркотических форм поведения в качестве

положительной ролевой модели (наркотизм в любой форме это болезнь, больных жалко, а походить на «жалких» не престижно);

•осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать

зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не относишься к таким людям);

•собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогатам» общения в виде сигареты, рюмки;

•умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации.

Цели раздела «Безопасность детей на дорогах»:

•овладение детьми знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек в противовес «бытовым», возникающих в раннем возрасте;

•обучение прогнозировать развитие ситуации на дороге.

Помочь ребёнку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни

была и где бы она не возникла -цель раздела «Поведение в экстремальных

ситуациях».

В качестве основных подходов к организации педагогической практики в

реализации данной программы будут:

•культурологический;

•личностно - деятельностный;

•компетентностный.

Описание ценностных ориентиров курса. Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни; Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания; Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Место курса в учебном плане.

Программа курса «Школа здоровья» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.

Формы проведения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений,

оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий.

Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Содержание курса «Школа здоровья»


Содержание программы

1.Самопознание через чувство и образ

•Понятие об эмоциях и чувствах.

•Различия между эмоциями и чувствами.

•Формы переживания чувств.

•Эмоции и мотивы.

•Внешнее выражение эмоций.

•Виды эмоций.

•Эмоции в воспитании и обучении.

•Эмоциональная саморегуляция.

Практикумы: опросы, анкетирование, подготовка и проведение классных часов; оформление стенда «Осторожно - стресс!»;

сбор и обработка информации по теме; создание презентаций; разрешение проблемных ситуаций, их обсуждение и нахождение других вариантов решений одной проблемы; разыгрывание сценок; разыгрывание представления в «Театре мимика и жеста»; игра «Я проснулся и с утра...(проигрывается ситуация «хочу » и «не хочу». Организация и проведение общешкольного Дня здоровья.

Темы работ:

•Исследовательские:

Определение стрессоустойчивости организма;

Анкетирование учащихся «Стресс и я», «Мои эмоции ичувства».

•Реферативные:

Стресс - проблема 21 века

Пути выхода из стресса

Жизнь без стресса

Улыбка продлевает жизнь

•Творческие:

Участие в организации и проведении общешкольного Дня Здоровья

2.Школа здорового питания

•Как происходит пищеварение.

•Питательные вещества. Их значение для роста и развития организма.

•Производство и хранение продуктов питания.

•Продукты питания и здоровье.

•Питание и индивидуальное здоровье.

•Питание и эмоциональное состояние.

•Эстетика питания.

•Забавные факты из истории продуктов питания.

Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение общешкольного конкурса «Пир горой», оформление стенда «Есть, чтобы жить», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.

Практическая работа «О чем расскажет упаковка»

Темы работ:

•Исследовательские:

Определение интенсивности обмена веществ в состоянии покоя и дозированной нагрузки

Определение энергозатрат

Соцопрос «Диета: «за» и «против»

Анализ самонаблюдения «Мой режим питания»

•Реферативные:

Блюда национальной кухни

Диета и здоровье

Режим питания моей семьи

Вкусовые и пищевые добавки

•Творческие:

Общешкольный конкурс «Пир

•Общее представление о полости.

•Заболевания полости рта.

•Профилактика заболеваний полости рта.

Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение классных часов, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Ослепительная улыбка!», создание презентаций, проведение акции «Здоровые зубы».

Темы работ:

•Исследовательские:

Анкетирование учащихся школы «Мои зубы»

Соцопрос «Как я оцениваю состояние своих зубов»

•Реферативные:

История зубной щётки

Как сохранить здоровье зубов?

•Творческие:

Создание сценария классного часа

Листовка «Береги зубы»

4.Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами

•Лекарства и лекарственные растения.

•Табакизм.

•Алкоголизм.

•Внешние признаки человека в состоянии опьянения.

•Токсикомании.

•Наркомании.

Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка

и проведение классных часов; подготовка и проведение конкурса

рисунков, плакатов, листовок; оформление стенда «Я выбираю здоровье!»; создание презентаций; психологический тренинг «Учись сопротивляться давлению»; проведение акции «Листовка в подъезд».

Темы работ:

•Исследовательские:

Анкетирование учащихся школы «Я и вредные привычки»

Соцопрос «Почему я начинал курить?»

•Реферативные:

История табакокурения

Влияние никотина (алкоголя, наркотиков) на организм

Как бросить курить?

•Творческие:

Создание сценария классного часа

Листовка «Брось курить!»

5.Безопасность детей на дорогах

•Правила дорожного движения.

•Ситуации - «ловушки».

•Модели безопасного поведения.

•Ситуации самостоятельного движения ребёнка по улице

.

Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение классных часов, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Безопасная дорога», создание презентаций, проведение акции «Обращение к водителям». Приглашение для бесед работников ГБДД.

Темы работ:

• Исследовательские:

Анкетирование учащихся школы «Соблюдение ПДД»

Соцопрос «Я пешеход»

•Реферативные:

История правил дорожного движения

Дорожные знаки

•Творческие:

Создание сценария классного часа

Листовка «Безопасная дорога»

6.Поведение в экстремальных ситуациях

•Экстремальные ситуации.

•Модели поведения в экстремальных ситуациях.

•Возникновение пожара.

•Экстремальная ситуация на воде.

•Экстремальная ситуация, связанная со встречей с незнакомым опасным человеком.

•Травмы.

•Оказание доврачебной помощи при травмах.

Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка

и проведение классных часов, подготовка и проведение конкурса

рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Я выбираю жизнь», создание презентаций, проведение акции «Жизнь без экстрима».

Экскурсии в пожарную часть, в МЧС.

Темы работ:

•Исследовательские:

Анкетирование учащихся школы «Экстремальные ситуации»

Соцопрос «Смелость и безрассудство»

•Реферативные:

История МЧС

Модели поведения в экстремальных ситуациях.

Как избежать опасности

•Творческие:

Создание сценария классного часа

7.Проектная деятельность

Программа предусматривает организацию работы с обучающимися над проектами. Это позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

•интеграцию учебного содержания;

•развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

•формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

•формирование у обучающихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Проектная деятельность.

Программа предусматривает организацию работы с обучающимися над проектами. Это позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

• интеграцию учебного содержания;

• развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

• формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

• формирование у обучающихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Тема проекта

Вид

Сроки реализации

Результат

«…И глаза скажут спасибо»

(коллективный)

Информационный,

исследовательский

Сентябрь-октябрь

Компьютерная презентация,буклет с упражнениями и

играми для коррекции зрения

«Мирный класс - мирная Школа» (коллективный)

Информационный,

исследовательский

Ноябрь-декабрь

Выступление для учащихся 1-2 классов

«За безопасность движения»

(индивидуальный)

Информационный

Январь-февраль

Акция «Письмо водителю»

«Экстремальные ситуации. Модели поведения»

(коллективный)

Информационный,

исследовательский

Март-май

Выступление на классном часе.

Учебно-тематическое планирование

3 класс

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

1-3

Я познаю себя. Мы все похожие и мы все разные. Я познаю других.

3

4-5

Человек в мире людей.

2

6-7

Обобщающий урок - праздник совместно с родителями

2

8

Питание и эмоциональное состояние

Приготовление пищи

1

9

Пищеварение. Как это происходит.

1

10

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

1

11

Питание и индивидуальное здоровье

1

12

Производство, хранение и распространение продуктов питания

1

13

Приготовление пищи

1

14

Заболевание десен.

1

15

Питание.

1

16

Как фтор укрепляет зубы.

1

17

Посещение стоматолога.

1

18

Основные правила гигиены.

1

19

Лекарственные препараты. Воздействие различных доз лекарственны препаратов на организм человека.

1

20

Табак. Воздействие табака на организм человека.

1

21

Алкоголь. Взаимодействие алкоголя на организм человека (на примере водки).

1

22

Наркотические и токсические вещества. Долог ли путь к зависимости? Успеет ли человек оглянуться?

1

23

Что мешает видеть проезжую часть улицы..

1

24

Опасность на «Островке безопасности»

1

25

Переход улиц. Правила перехода узких и широких улиц

1

26

Ловушки на углу перекрестка.

1

27

Говорящие знаки

1

28

Дорога глазами водителей

1

29

Я - пешеход. (Обобщающий урок)

1

30

Поведение при пожаре.

1

31

Поведение при встрече с незнакомым человеком.

1

32

Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде.

1

33-34

Травмы.

2


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ».

п/п

Дата

Дата

факт.

Тема занятия

№ урока


Требования к результату

(ученик научится)

Контрольно-оценочная деятельность

Оборудование

1 четверть 8 часов

Самопознание через чувство и образ (7 ч.)

1

1.09

Я познаю себя.

1

2

3

4-5

6-7

Должны получить понятие об отрицательных и положительных эмоциях, их роли в жизни.

Регулировать свои эмоции.

Знать, что хотя вкусы у всех людей и разные, это их не разъединяет.

Уметь позитивно относиться к себе.

Беседа. Тестирование. Презентация работ творческих групп, результаты практических и

исследовательских работ. Оформление стенда «Город, в котором мы живем». Проведение

фотоконкурса «Боль природы». Участие в конференции. Статья в газету.

Интерактивная доска, справочники, детская энциклопедия, научно-популярные журналы для детей

2

9.09

Мы все похожие и мы все разные.

3

16.09

Я познаю других.

4-5

23.09

30.09

Человек в мире людей.

6-7

7.10

14.10

Обобщающий урок - праздник совместно с родителями

Школа здорового питания ( 6 ч)

8

21.10

Питание и эмоциональное состояние

Приготовление пищи

8

Знать о взаимосвязи питания и эмоционального состояния человека

Презентация

Интерактивная доска, рабочая тетрадь

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

2 четверть 7 часов

9

28.10

Пищеварение. Как это происходит.

Знать о взаимосвязи питания и эмоционального состояния; правила домашней диеты, несоблюдение которой отрицательно сказывается на желудке. Иметь собственную позицию в выборе питания.

Сознательно соблюдать правила разнообразного питания и личной гигиены. Уметь составлять меню с учетом основных правил домашней диеты.

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований,

анкетирования. Оформление стенда, проведение классных часов.

Интерактивная доска, презентации «Питательные вещества», плакаты

10

18.11

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

11






25.11

Питание и индивидуальное здоровье

Интерактивная доска, рабочая тетрадь,

принадлежности для сервировки стола

12

2.12

Производство, хранение и распространение продуктов питания

13

9.12

Приготовление пищи

14 16.12 Заболевание десен.

Ослепительная улыбка на всю жизнь (5 ч.)

15 23.12 Питание.

3 четверть 10 часов

16

30.12

Как фтор укрепляет зубы.

Должно сформироваться представление о строении пародонта и необходимости ухода за деснами.

Осознать необходимость регулярного посещения стоматологии.

Беседа, результаты анкетирования, опросов и практических работ. Оформление стенда «Улыбнись!».

Интерактивная доска, рабочая тетрадь, принадлежности для ухода за полостью рта

17

20.01

Посещение стоматолога.

18

27.01

Основные правила гигиены.

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами (4 ч.)

19

3.02

Лекарственные препараты. Воздействие различных доз лекарственны препаратов на организм человека.

Знать, чем может грозить передозировка лекарств, вредные последствия воздействия табачного дыма,

алкоголя на организм человека.

Сформировать представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам -

индивидуальное свойство человека и путь к зависимости может быть очень коротким.

Беседа, результаты опросов, анкетирования. Подготовка и проведение классных часов, оформление

стендов «Осторожно - стресс!», «Если тебе тяжело», сбор и обработка информации по теме, создание

презентаций

20

10.02

Табак. Воздействие табака на организм человека.

Интерактивная доска, рабочая тетрадь, презентация, плакат,

21

17.02

Алкоголь. Взаимодействие алкоголя на организм человека (на примере водки).

22

24.02

Наркотические и токсические вещества. Долог ли путь к зависимости? Успеет ли человек оглянуться?

Безопасность детей на дорогах (7 ч)

23

3.03

Что мешает видеть проезжую часть улицы..

Чётко соблюдать правила дорожного движения.

Уметь объяснить малышу, чем опасна дорога, правила перехода улицы если отсутствует светофор

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований,

анкетирования.

24

10.03

Опасность на «Островке безопасности»

25

17.03

Переход улиц. Правила перехода узких и широких улиц

4 четверть 9 часов

26

7.04

Ловушки на углу перекрестка.

26



27

28

29

Должны уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге.

Подборка классных часов по теме, оформление стенда «Дорога таит опасность»,

сценарии классных часов.

«Будьте внимательны на дорогах!» (письмо родителям, выпуск брошюр)

Интерактивная доска, рабочая тетрадь, макеты транспортных средств на магнитах
занятие в классе безопасного дорожного движения

27

14.04

Говорящие знаки.

Электронное табло дорожных знаков,

схема перекрёстков.

28

21.04

Дорога глазами водителей.

29

28.04

Я - пешеход. (Обобщающий урок)

Поведение в экстремальной ситуации (5 ч.)

30

5.05

Поведение при пожаре.

30

Должны знать способы тушения огня, уметь выполнять последовательные действия эвакуации из

помещения при возникновении пожара.

Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Знать средства спасения утопающего на воде в тёплое и зимнее время года, а также

последовательность действий при спасении.

Знать причины возникновения бытовых травм, уметь их предупреждать и оказывать доврачебную

помощь при порезах, синяках, занозах, носовом кровотечении.

Беседа, результаты анкетирования, опросов и практических работ. Оформление стенда «Поведение в

экстремальной ситуации». Подготовка и проведение игры «Соблюдай правила безопасного

поведения».

Интерактивная доска, рабочая тетрадь,

огнетушитель,

плакаты по ОБЖ, перевязочный материал

31

10.05

Поведение при встрече с незнакомым человеком.

31

32

12.05

Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде.

32

33-34

17.05

Травмы.

33-34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение .

Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под ред. В. Н. Касаткина. - М.:

Линка-Пресс, 2000.

Современная школа. Методическое руководство по организации здоровьесберегающей деятельности в школе // Сер.

Образование и здоровье. Вып.1. - Сыктывкар, 2005.

Литература для обучащихся

• Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. - СПб.: Балтрус, 1995.

• Усачев А.А., Березин А.И. Школа безопасности: Учебное пособие для учащихся 3-4 классов школы по курсу ≪Основы безопасности

жизнедеятельности≫. М.: АСТ, 1997.

• Гостюшкин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: ≪Зеркало≫ 1994.

• Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья М.: Физкультура и спорт, 1990.

• Баранникова И. А. Что должен знать каждый о сохранении зубов. - М.: Медицина, 1990.

Для учителя

• Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.:ВАКО, 2004.

• Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.- М.:ВАКО, 2004.

• Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

• Еременко Н. И. Профилактика вредных привычек. - М.: Панорама, 2007.

• Безруких М.М. Разговор о правильном питании./ Под ред. М.М.Безруких - М.: Олма Медиа Групп, 2008.

• Борисова Н.В., Федорова Н.В. Об отношении педагогов к здоровьесберегающим технологиям// Народная школа. - 2004. - №1.

• Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья./ Под ред. А.К. Лаптева - М., 2002.

• Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников./ Под ред. М. А. Павловой - Волгоград: Учитель,

• Электронное пособие ≪Классные часы в начальной школе≫. - Учитель, сайт: forumuch.flybb.ru/__

Учебно- практическое оборудование:

1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

2. Компьютер;

3.Проектор;

4. Интерактивная доска;

5. Мобильный компьютерный класс;

6. Кабинет безопасного дорожного движения;

7. Плакаты по ПДД.

Требования к уровню подготовки учащихся

Воспитательные результаты внеурочной оздоровительной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о способах и средствах самозащиты; о правилах конструктивной групповой работы; об основах

разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации досуга; о способах

самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятие на себя ответственности за других.

При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов

воспитания и социализации детей.

Первая группа эффектов - социокультурная идентичность- осознание школьником себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного

взаимодействия, личности и индивидуальности.

Вторая группа эффектов - социально-коммуникативные компетенции-предполагает высокую степень самореализации школьника в социальном взаимодействии, осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими компетенциями.

Третья группа - компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья.

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации

Примерные виды и формы деятельности

Примерные результаты

воспитания и социализации

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных

мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований;

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов(солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания

(здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра

учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений;

получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости_ здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами,

медицинскими работниками, родителями;

получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными

психологами, медицинскими работниками, родителями)._

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о

взаимной обусловленности

физического, социального и

психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении

здоровья человека;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальные представления

о роли физической культуры и спорта

для здоровья человека, его

образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр,

телевидения, рекламы на здоровье

человека.

Контроль качества обучения

Критерии оценки

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об

исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную

информацию на практике.

Формы подведения итогов реализации программы:

•Итоговые выставки творческих работ.

•Участие в школьных и районных конкурсах исследовательских работ.

•Организация и участие в общешкольных мероприятиях.

•Папка подборок сценариев классных часов по темам курса.

•Презентация итогов работы над проектами.

Контрольный тест.

1. Что можно узнать о человеке по его высказываниям до знакомства с ним, наблюдая за ним со стороны?

А) добрый или злой,

Б) глупый или умный,

В) опрятный или неряшливый.

2. Какие вещества необходимы человеку для правильного развития организма?

А) овощи и фрукты,

Б) мясные и рыбные продукты,

В) белки, жиры, углеводы и витамины.

3. Что происходит с пищей в кишечнике?

А) пережёвывание пищи,

Б) переваривание,

В) перемешивание с желудочным соком.

4. Где надо хранить продукт питания, если на упаковке указана температура хранения?

А) в том месте, где температура не превышает указанную на упаковке,

Б) в холодильнике,

В) в кухонном шкафу.

5. Зачем нужна слюна?

А) смачивает пищу во рту,

Б) помогает пережёвывать пищу,

В) для приятного ощущения.

6. Что надо сделать, если перед тобой продукт, на упаковке которого нельзя прочесть дату его изготовления?

А) купить,

Б) спросить совета у взрослого,

В) не надо покупать этот продукт.

7. Когда нужно применять жевательную резинку?

А) только после еды,

Б) всегда,

В) когда хочется.

8. Как выглядят запрещающие знаки?

А) круглой формы голубого цвета,

Б) треугольной формы белого цвета с красной каймой,

В) круглой формы белого цвета с красной каймой.

9. С какой стороны надо выходить из легкового автомобиля?

А) справа, ближе к тротуару,

Б) слева, на проезжую часть,

В) с любой стороны.

10. Какие грибы нужно собирать в лесу?

А) любые,

Б) только съедобные и хорошо известные,

В) красивые.

11. Почему дым при пожаре опаснее для здоровья человека, чем огонь?

А) застилает глаза,

Б) затрудняет дыхание,

) содержит ядовитые вещества- продукты горения.

12. Что нужно сделать в первую очередь при возгорании электроприбора?

А) вызвать пожарных,

Б) отключить электроэнергию,

В) Позвать на помощь.

13. Какие действия необходимо предпринять с случае ожога кожи?

А) заклеить ожог пластырем,

Б) наложить сухую повязку,

В) смазать йодом.

14. Можно ли пользоваться надувным матрасом на воде, если не умеешь плавать?

А) можно,

Б) нельзя,

В) спросить у взрослых.

Критерии выполнения тестовых заданий во 1-4 классах

Высокий уровень -выполнено 90%-100% заданий

Средний уровень -выполнено 77%-89% заданий

Достаточный уровень -выполнено 60%-76% заданий

Низкий уровень -выполнено менее 60% заданий

9


© 2010-2022