Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)

МБОУ «Новоозёрновская основная общеобразовательная школа»

Ермаковского района



Задания по русскому языку к теме:

«Имя прилагательное»


по программе

«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами

Способа диалектического обучения»





Учитель начальных классов:

Шевцова Татьяна Петровна

Стаж работы:30 лет



2012 г. Раздел I. Задания на развитие общеучебных познавательных УУД.

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Формулировка заданий

    Ответы

    Другие ПУУД 1 Прочитай строки из сказки А.С.Пушкина и ответь на вопрос: Всё ли записано, верно? Сформулируй правило. Испугался старик взмолился Что ты баба белены объелась? Ни ступить ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство. Спиши строчки используя правило. Предложение с прямой речью и обращением. На письме прямая речь выделяется знаками препинания: кавычки, тире или двоеточие. Обращение на письме выделяется запятыми. Испугался, старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство.» -Выбор оснований -Подведение под понятие -Постановка и решение проблемы 2 Восстанови предложение: Имя существительное - это_____ , которая отвечает на вопросы _____ и обозначает _______ . Имя прилагательное - это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета. Умение структурировать знания 3 Закончите предложение. Имена прилагательные изменяются по __________ . Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам. Умение структурировать знания



  2. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД 1 Что является общим для слов весёлый, быстрый , интересный? Слово весёлый отвечает на вопрос, какой? Слово быстрый отвечает на вопрос, какой? Слово интересный отвечает на вопрос, какой? Значит для слов весёлый, быстрый, интересный общим является вопрос какой? -мужской род. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог.) 2 Найдите грамматическую основу предложения. За окном гремит весёлый гром. Что? Гром - подлежащее Что делает? Гремит - сказуемое. Гром гремит - грамматическая основа предложения. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (лог.) 3

Прочитать текст. Выбрать предложение, которое отражает главную мысль текста. Волк - умный и хитрый хищник. У него отличный слух и чутьё. Он охотится на диких оленей, кабанов и мелких грызунов. В поисках пищи волк может не есть пять- шесть суток. Волк - умный и хитрый хищник.
Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД





1.3 Структурирование знаний. 1 Разобрать слова по составу. Прелестные, жёлтый, грустный.
Логические Постановка и решение проблемы 2 Выписать слова с приставкой «по». Запад, шуметь, забава, бег. Слова - пошуметь, побег. Логические Постановка и решение проблемы 3 Выписать однокоренные слова. Водный, водичка, водяной, водитель. Прудовой (берег), запруда, прутик, пруд.
Водный, водичка, водяной- корень вод. Прудовой, запруда, пруд- корень пруд. Логические Постановка и решение проблемы 1.4 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме 1 Прочитайте текст. Составьте план к тексту. Запишите текст по плану, вставляя окончания имён прилагательных. Шёл Ваня поздн.. вечером по б..рёзовой роще. На ближн.. кочке он заметил маленьк.. зелён.. огонёк. Мальчик взял его с пучком мокр.. травы. Дома Ваня разглядел в траве малюсеньк.. черв..ка. Он выключил электрическ.. осв..щение и в чёрн.. сумраке засветилась искорка. Ваня положил маленьк.. чудо в коробок, но ранним утром мальчик не нашёл его на прежн.. месте.
План. 1.Зелёный огонёк на мокрой траве. 2.Это светлячок. 3.Маленькое чудо исчезло. -Смысловое чтение -Свободная ориентация -Поиск -Анализ -Построение 2 Продолжи высказывание, выбрав правильный вариант ответа. Имена прилагательные во множественном числе по родам… (изменяются, не изменяются) Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. -Выбор эфффект. способов -построение логической цепочки 3 Прочитайте предложение и ответьте на вопрос: «Какой художественный приём используется в предложении?», обоснуйте свой выбор. Белая берёза под моим окном Нарядилась инеем, словно серебром. Используется приём сравнения. Нарядилась инеем - словно серебром. -Смысловое чтение -Извлечение информации -Поиск -Выбор оснований


1.5 Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 1 Прочитайте словосочетания, сформулируйте вывод-какое словосочетание употреблено в прямом значении. Глубокая река, глубокие знания, глубокий сон, глубокий обморок. Словосочетание «глубокая река» употребляется в прямом значении. -Смысловое чтение -Извлечение информации -Выбор оснований -Подведение под понятие -Анализ 2 Прочитайте задание и выберите попарно устойчивые сравнения и соответствующие им сравнения. 1.Как грибы после дождя. 2.Вертеться как волчок. 3.Как ветром сдуло.

а)возникать дружно, быстро. б)исчезнуть неожиданно в)быть в непрерывном движении 1-а,т.к. Грибы растут после дождя дружно, быстро. 2-в,т.к. Вертеться как волчок, значит быть в непрерывном движении. 3-б,т.к.Как ветром сдуло, значит исчезнуть неожиданно. -Смысловое чтение -Поиск -Осознанное построение -Выбор оснований -Построение логической цепи 3 Используя слоги бо, не, ле, по, ре, мо. Составьте существительные среднего рода. Небо, поле, море. Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием. 1.6 Знаково-символические действия, включая моделирования. 1 По схеме составь предложение с прямой речью. «______ !», - ________. _______ : «_________ ?»
«Как красиво в лесу!», - воскликнула Маша. Саша спросил: « Почему иней покрыл все деревья?» Коммуникативные УУД Познавательные УУД. 2 Составь предложения по схемам. 1. , 2. , и


  1. Наступила поздняя осень, сады опустели.
  2. Море бушует, и корабли остались в порту.





Синтез как составление целого из частей. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). 3 Составить модель слова перелётные Пере - приставка, лёт - корень, н - суффикс, ые- окончание. Логические Регулятивные Коммуникативные личностные

1.7 Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 1 Выучите правило на стр.22 учебника и проверьте по учебнику

2 Вставь пропущенные буквы в предложении: З..лёный в..ртолёт завис над т..ёжной тр..пой. Зелёный вертолёт завис над таёжной тропой. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог.) 3 Выпишите из текста на стр. 57 словосочетания существительное + прилагательное Теплая погода, зелёные листочки, молодая травка , весёлые ребятишки. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог.)

  1. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД 1. Послушай текст. Выпиши предложение с именами собственными. В банке плавала рыбка. Кот Мурзик хотел её поймать. Мурзик. Регулятивные УУД. 2. Из прослушанного текста выпиши только вопросительное предложение. Ребята пришли в парк. Вот на сосне мелькнул хвост белки. Где она? Белочка скрылась в густых ветвях. Где она? Познавательные УУД 3. К прослушанному тексту добавить и записать своё предложение. На солнце с каждым днем теплей. Река сломала лед. Она течет среди полей И песенку поет. Весной прилетают птицы. Познавательные УУД


1.9. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД 1

Прочитай текст. Ответь на вопросы.

В каком случае лебеди улетают в теплые страны с приходом зимы? Так же, как и другие перелётные птицы лебеди вынуждены с приходом зимы улетать в теплые страны. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог.) 2

Найдите в тексте антонимы и запиши их. Тёплый - холодный, взмахнул - опустил. 3

Выпишите из текста словосочетания существительное + прилагательное Холодные страны, теплые земли, молодой лебедь. 1.10. Определение основной и второстепенной информации.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД 1 Прочитайте текст «Лебеди». Озаглавь текст. Составьте план к тексту. Лебеди. План: 1.Трудный перелёт. 2.Силы иссякли. Умение структурировать знания. 2 Определите вид текста. Текст - описание. 3 Запишите слова - синонимы. Теплый -….
Тёплый - горячий, согревающий.





Раздел II. Задания на развитие логических познавательных УУД. 2.1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД 1 Назвать среди указанных существенные признаки

мужской род отвечает на вопрос какой? Голубой единственное число обозначает цвет имя прилагательное изменяется по падежам второстепенный член пред.


Познавательные УУД. Регулятивные УУД
2 Выделите как можно больше свойств у имени прилагательного.


















-Часть речи, -Отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? -Изменяется по родам (женский, мужской, средний) -Изменяется по числам (единственное число, множественное число) -Изменяется по падежам -Роль в предложении (дополнение, определение , обстоятельство) Познавательные УУД. Регулятивные УУД Коммуникативные УУД 3 Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор. А) предлог Б) глагол Б) существительное Лишнее понятие Предлог, т.к. он является служебной частью речи, а Глагол и Существительное - самостоятельные части речи Выбор оснований и критериев для сравнения сериации,





2.2. Синтез как составление целого из частей.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД 1 Дополни недостающие элементы: Прилагательные изменяются по родам, числам, …. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
2 Прочитай слова и составь из них предложения. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

Запахло, листом, и, цветами, берёзовым. Летний, хлынул, дождь, проливной. Пекло, солнце, жарко, землю. Громыхать, стало. К реке, все, отправились, купаться. Большую, девочки, тучу, не заметили, чёрную. Запада, туча, с, заходила. Свежий , налетел, вдруг, ветер.







Солнце жарко пекло землю. Все отправились к реке купаться. Вдруг налетел свежий ветер. Девочки не заметили большую чёрную тучу. Туча заходила с запада. Запахло цветами и берёзовым листом. Стало громыхать. Хлынул проливной летний дождь. Логические УУД Умение структурировать знания. 3 Заполни таблицу падежных окончаний прилагательных единственного числа женского рода. Восстанови недостающие элементы таблицы на примере склонения прилагательных: хорошая, весёлая, могучая.



Падеж Окончания имён прилагательных С твёрдой основой С мягкой основой И.

Р.,Д.,Т.,П.

В.



















Падеж Окончания имён прилагательных С твёрдой основой С мягкой основой И. ая, яя ая, яя Р.,Д.,Т.,П. ой, ей ей В. ую, юю ую

Выбор оснований и критериев для сравнения сериации. Умение структурировать знания.









2.3 Выбор оснований и критериев для обобщения, сравнения, сериации, классификации объектов.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД 1 Перед вами предложения:

Молодой юноша играл в теннис. Старичок вспоминал свою молодость.

Задание - Опишите выделенные слова по плану: • часть речи • начальная форма • вопрос, на который отвечает данное слово • род • число • падеж • роль в предложении Сравни слова молодой и молодость по каждому пункту плана, используя конструкции карточки №3, общие и отличительные признаки. Молодой- прилагательное, молодой, какой? муж. род, ед.число, Им.падеж, роль в предложении- определение.

Молодость- существительное, молодость, что? Жен род, ед.число, Вин. падеж, дополнение.

Сравнивая слова молодой и молодость по морфологическому значению, можно сказать, что они разные части речи(прилагательное и существительное)

Так же, как и слово молодой, слово молодость являются самостоятельными частями речи. Наряду с отличием морфологического разбора слова молодой и молодость имеют общий признак - единственное число. Выделение существенных признаков. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Построение логической цепочки 2 Назвать общие признаки понятий: имя существительное - имя прилагательное - самостоятельные части речи, - изменяются по родам, числам, падежам, - могут быть второстепенными членами предложения. Выделение существенных признаков.
3 Выяви, чем похожи слова, и чем они отличаются. отец полоса окно Общее: существительные, обозначают предметы, нарицательные, изменяются по падежам, стоят в форме единственного числа. Отличие: отвечают на вопросы кто? и что?- обозначают предметы одушевлённые и неодушевлённые, относятся к разным склонениям (отец, окно -2 скл., полоса - 1 скл.) Выделение существенных признаков.
2.4 Подведение под понятие 1 Соедини стрелками данные слова с соответствующими словами - понятиями.

окончание здоровье мыши Существит. голубой земля прыгает весёлый Прилагат. шарик рисовать широкий сын Глагол покрасят лежачий ружьё
Соедини стрелками данные слова с соответствующими словами - понятиями окончание здоровье мыши Существит. голубой земля прыгает весёлый Прилагат. шарик рисовать широкий сын Глагол покрасят лежачий ружьё Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (ОУУ) Построение логической цепочки рассуждений (лог) 2 Запишите общее название каждой группы предметов на рисунке. а) Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО) б) Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО) в) Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО) г)

Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)

д)

Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (технология СДО)


Запишите общее название каждой группы предметов на рисунке.

а) овощи б) фрукты в) ягода г) посуда д) одежда


















Построение логической цепочки рассуждений (лог) 3 Установите соответствие между понятиями: Видовое понятие Родовое понятие •В предложении является подлежащим

•Изменяется по числам

•Склоняется

•Изменяется по родам

•В 1-ом склонении имеет окончание а,я

•Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

•Слова,обозначаю-щие признак предмета





•Существительное












•Прилагательное










•Глагол


3 Установите соответствие между понятиями: Видовое понятие Родовое понятие •В предложении является подлежащим

•Изменяется по числам

•Склоняется

•Изменяется по родам

•В 1-ом склонении имеет окончание а,я

•Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

•Слова,обозначаю-щие признак предмета





•Существительное












•Прилагательное










•Глагол










Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (ОУУ) Построение логической цепочки рассуждений (лог) 2.5 Установление причинно - следственных связей.



1



Найти место в таблице. Причина Следствие Прилагательные имеют окончания -ая -яя

Прилагательные имеют окончания --ое, -ее

Прилагательные имеют окончания --ый -ий -ой








Причина Следствие Прилагательные имеют окончания -ая -яя

Прилагательные имеют окончания --ое, -ее

Прилагательные имеют окончания --ый -ий -ой Прилагательные женского рода



Прилагательные среднего рода



Прилагательные мужского рода

Подведение под понятие (лог.)

2

Продолжите предложение, выбрав нужный ответ. Имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е относятся к … А) первому склонению; Б) второму склонению; В) третьему склонению

А) ко второму склонению



Подведение под понятие (лог.)

Ответить на вопрос-суждения в виде умозаключения. Как доказать, что выражение «Мальчик играет в мяч» является предложением? Все слова, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль являются предложениями. В задании «Мальчик играет в мяч» слова связаны по смыслу и выражают законченную мысль Выражение «Мальчик играет в мяч» - предложение. Построение логической цепи рассуждений, умение строить осознанное речевое высказывание

2.6 Построение логической цепи рассуждений, доказательств 1 Докажите, что прилагательные : Весёлый, звонкий, быстрый - мужского рода
Прилагательное весёлый - отвечает на вопрос какой? и имеет окончание - ый; Прилагательное звонкий - отвечает на вопрос какой? и имеет окончание - ий; Прилагательное быстрый - отвечает на вопрос какой? и имеет окончание - ый; _______________________________________ Все прилагательные , отвечающие на вопрос какой? и имеющие окончания -ой, -ей -мужского род

Построение логической цепи рассуждений, умение осознанно и произвольно строить осознанное речевое высказывание (ОУУ) 2 Вследствие чего можно говорить о том, что имя прилагательное - часть речи? Имя прилагательное самостоятельная часть речи. Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие?, изменяется по родам , числам и падежам. Построение логической цепи рассуждений 3 Чем объяснить, что слово парта является неодушевленным существительным? Если слово ученица является одушевленным, то слово парта неодушевленное. Построение логической цепи рассуждений, умение осознанно и произвольно строить осознанное речевое высказывание (ОУУ)

2.7 Выдвижение гипотез и их обоснование.

1 В тексте - описании используются имена прилагательные , потому что….
В тексте - описании используются имена прилагательные , потому что….нужно передать признаки описываемого предмета. А так как имена прилагательные , обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?. То их используют для более яркого подробного описания предмета.
Построение логической цепи рассуждений, умение строить осознанное речевое высказывание 2 Предположим, что исчезли имена прилагательные, что бы произошло ….. 1.Речь стала бы неяркой и невыразительной. 2.Предложения бы стали нераспространенными. 3.Люди не могли бы различать цвета и оттенки предметов. Построение логической цепи рассуждений. Умение строить осознанное речевое высказывание 3 Может быть, когда-нибудь ученики не будут изучать правило правописания безударной гласной в корне слов…. 1.Ученики будут писать безграмотно. 2.Ученики будут получать двойки. Так как правописание безударной гласной в корне слова - основная орфограмма в русском языке. Построение логической цепи рассуждений, умение строить осознанное речевое высказывание




Раздел III. Задания на развитие действий постановки и решения проблем.

Формулировка заданий

Ответы

Другие ПУУД 1

Продолжить формулировку противоречия. Слово дежурный отвечает на вопрос какой? однако …. Слово дежурный отвечает на вопрос какой? однако слово дежурный может отвечать на вопрос, кто? Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) 2 Как доказать что прилагательное среднего рода в И.п. имеет окончание -ое, -ее. Прилагательное среднего рода голубое и прилагательное среднего рода синее имеют окончания - ое, ее. 3 Продолжи формулировку противоречия. Существительные дочка и дочь имеют близкое лексическое значение, несмотря на это…. Существительные дочка и дочь имеют близкое лексическое значение, несмотря на это грамматическое написание разное. Умение выразить логически и оправданно провокационные идеи.

© 2010-2022