Урок окружающего мира Города России (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Города России.

План - конспект урока:


Цель: Расширение знаний об интересных городах нашей Родины

Задачи:

  • совершить заочное путешествие в 4 города Золотого кольца:

Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов и Ярославль;

  • прививать интерес к изучению своей Родины;

  • способствовать развитию восприятия прекрасного, развитию речи, памяти, расширению кругозора;

  • воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: компьютерная презентация «Золотое кольцо России» «Рабочие тетради», учебники, ручки, цветные карандаши.

Универсальные учебные действия:


  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • осознавать понятие «Родина»; проявлять любовь к своему Отечеству

  • вызывать интерес к истории родины.

  • знать название родной страны, ее столицы

  • уметь использовать знания для поиска дополнительной информации

  • уметь работать в парах

  • уметь обобщать полученные знания

  • узнавать города по их достопримечательностям

Планируемый конечный результат:

Дети должны научиться:

  1. показывать на карте города Золотого кольца;

  2. рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

  3. излагать письменно свои мысли в соответствии с поставленной целью;

  4. работать в коллективе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать!

Отлично, и я надеюсь, вы сегодня многое узнаете.

II. Повторение пройденного

- Ребята, как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (Россия- твоя родина)

- Давайте сейчас вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Откройте тетрадь на стр. 50. Выполним задания 1,2,3

Задание 1 Запиши слова, близкие по значению слову "Родина" (Отечество, родная сторона, Отчизна)

Задание 2 Вставь нужные слова в текст (любит, богатая, трудится, защищает)

Задание 3 На флаге России три полосы (белая, красная и синяя)

Нарисуй флаг России

III. Введение в тему урока:

Слайд 2 Тема нашего урока: Города России.

Сегодня мы отправимся в пу­тешествие. Побываем в древних русских городах, узнаем о главных достопримечательностях этих городов.


Угадайте, что нас ждет?


Что за чудо - желтый дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)


Правильно, это школьный автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах

На северо-востоке от Москвы расположено несколько древнерусских городов. Они связаны друг с другом общей непростой историей и сохранившимися памятниками. Здесь жили Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Александр Невский. Здесь писали свои работы знаменитые художники, поэты и писатели. Здесь режиссёры сняли немало фильмов. Эти города напоминают музеи под открытым небом.

Об этих городах даже сложили песню. Давайте мы ее послушаем.

- Слайд 3 Видео -песня о Золотом кольце

-Как называют все эти города? (золотое кольцо)

- Откройте учебник стр.125. Посмотрите на карту

Слайд 4 Карта Золотого кольца.

На ней вы видите древние русские города. Давайте прочитаем их названия.

Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

- И сегодня мы будем путешествовать по городам, входящим в золотое кольцо России.

-Послушайте стихотворение: «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»:

Ученики читают стихотворение (под звон колоколов).

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Тверь и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные, крепость на реке.

Новгород на Волхове, Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые в бой вели князья,

Конного и пешего недруга разя.

Города старинные мастерами славные.

Улицы кузнечные, улицы гончарные.

Площади торговые, праздничные ярмарки -

Из Ельца - матрешки, а из Тулы - пряники.

Города старинные - к солнышку лицом -

Для России стали Золотым кольцом.

Слайд 5

- Почему кольцо?

- Почему золотое?

На эти вопросы вы ответите, когда мы совершим путешествие по этим городам.

Каждому из вас я раздала Маршрутные листы. Положите их перед собой. В свой маршрутный лист записывайте название города и его главную достопримечательность.

IV. Путешествие по городам:

Слайд 6

Итак, выбираем первый город

Начинается этот маршрут в г. Москве и заканчивается там же. С историей возникновения Москвы и ее достопримечательностей мы уже познакомились. Поэтому сегодня мы с вами отправляемся из Москвы

Представьте, что мы садимся в автобус. Пристегните ремни. Поехали.

И прибываем в г. (читаем) Сергиев-Посад.

Слайд 7

Он расположен в 70 километрах от Москвы. Посмотрите на герб города.

-Что на нем изображено? (представляет собой щит лазоревого цвета, на котором изображена зубчатая серебряная стена. В стене находятся ворота черного цвета, украшенные серебряными скрепами. За воротами виден церковный золотой купол на серебряной башне, венчает который шестиконечный крест. В вольной части герба Сергиева Посада изображаются фигуры герба Московской области, которые находятся в четырехугольнике, расположенном в правом верхнем углу).

-О Сергиевом Посаде нам расскажет Лера.

Слайд 8

Ответ ученика:

-Слово посад- поселение ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие. Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» обозначает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России.

Учитель:

- Здесь монахи писали летописи, расписывали иконы. Лавра окружена мощной каменной стеной с 11 башнями. Длина стены полтора километра, высота - 10-14 метров, толщина до 5 метров. Не раз монастырь выдерживал осаду врагов, не пропуская их в Москву.

Слайд 9

А это одна из церквей Троице-Сергиевой лавры - Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!

Слайд 10

Сергиев Посад был городом художников, которые стремились попасть в монастырь, чтобы получить работу. Там их обучали писать иконы, расписывать соборы. В Сергиевом Посаде была самая сильная школа иконописи.

Однажды, посетив маленький городок, художник Юон был поражен его красотой. И посвятил этому городу одну из своих картин.

-Откройте с.126 учебника

-Как назвал свою картину художник? (Весенний солнечный день. Сергиев Посад)

Слайд 11

-Настоящее или прошедшее время отображено на этой картине? (прошедшее)

-Чем занимаются дети? (катаются с горы)

-Почему называется "Весенний солнечный день?

-Как одеты люди? (на голове платки, шапки, как зимой, но одежда не такая теплая)

- Обратите внимание на крыши домов. Что заметили? (лежит снег, но он тает)

Слайд 12

И что особенно может быть интересно для вас - здесь есть Музей Игрушки в котором собрана коллекция русских и зарубежных игрушек.

А теперь положите перед собой Маршрутные листы. (Троице-Сергиева лавра, Музей Игрушки)

- Какие достопримечательности вы запомнили? Запишите.

Физкультминутка:

"Мы по улице гуляем..."

Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем

(ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево)

Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели. (поднимают голову вверх)

Птички в гнёздышках сидят. (приседают)

Птички по небу летят (взмахи руками)

И по кочкам скачут (прыжки на месте)

И никто не плачет! (улыбаются)

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...

Карта Золотого кольца.

-Отправляемся в путешествие дальше. Садимся в автобус, поехали...

- Какой город следующий у нас на пути?

г. Переславль-Залесский.

Слайд 13

- Это герб этого города. Переславль-Залесский, как и г. Москву, основал князь Юрий Долгорукий в 12 веке.

-Об этом городе нам расскажет Юля Волкова.

Ученик: Город основан как крепость на южных границах Северо-Восточной Руси князем Юрием Долгоруким по возвращении из похода на город Чернигов. Имел оборонительные сооружения с высоким валом (до 10 метров), двойные деревянные стены с 12 башнями, три из которых были проездными. Укрепления прикрывала река Трубеж, а также большой ров, называвшийся рекой Гроблей.

Учитель:

-В этом городе сохранилось очень много старинных церквей и памятников архитектуры. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Слайд 14

(рассказ ученика) Это Горицкий монастырь. Основан монастырь в 14 веке. Он расположен на возвышенном месте, окружен белой каменной стеной, в нем много церквей с красивыми башнями. В этом монастыре в Училищном корпусе находится историко-художественный музей.

- Что еще можете рассказать об этом городе?

Слайд 15

(рассказ ученика) В Переславле-Залесском находится мемориальная усадьба «Ботик», в которой стоит каменный обелиск в честь Петра I. Здесь же располагается музей, где хранится деревянная лодка «Фортуна». Петр I много раз бывал в Переславле-Залесском и даже написал указ о бережном хранении построенных здесь кораблей. (стр. 127 учебника)

- Запишите в Маршрутном листе.(Горицкий монастырь, усадьба "Ботик")

-Какой город записали?

-Какие достопримечательности?

Наше путешествие продолжается. Слайд 16

Карта Золотого кольца.

- В какой город мы прибываем?

Слайд 17

г. Ростов.

Город Ростов один из самых древних в Золотом кольце. Известен Ростов с 862 года. И уже в давние времена его с уважением называли Великим.

- Это герб города Ростова: на красном поле серебряный олень, рога, грива и копыта которого золотые.

- Самая замечательная часть города - Ростовский кремль. (стр. 128 учебника)

Он построен в 17 веке в центре города на берегу озера Неро. За белыми стенами видны многочисленные купола церквей, которые славятся своим мелодичным звоном, известным во всем мире. Сейчас вы слышите этот звон, который записывают на аудиокассеты и лазерные диски. (слушаем колокольный звон).

В этом городе мы обязательно полюбуемся знаменитой ростовской финифтью, о которой нам расскажет Корягина Люда - (рассказ ученика) Слайд 18

Финифть - это один из распространённых народных художественных промыслов. Медную пластину покрывают эмалью и сверху наносят рисунок, который затем обжигают. Это броши, серьги, браслеты и другое.

Такие украшения делают здесь уже несколько столетий. Сейчас в городе работает фабрика живописи по эмали, и называется она «Ростовская финифть». В основном на ней изготавливают ювелирные изделия и сувениры.

- Какие достопримечательности вы запомнили?

- Запишите в Маршрутный лист. (Кремль, Ростовская финифть)

Физкультминутка музыкальная "Зарядка"

Наше путешествие продолжается. Какой город у нас на пути? Слайд 19

Карта Золотого кольца.

Слайд 20

-Ярославль - самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым. Город стоит на Волге.
-А Данила Варехин знает легенду о создании Ярославля?

ученик: « Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль. На гербе Ярославля изображен медведь. Его появление там связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной, осматривая свои земли. Дорога была глухой, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из-за оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом событии Ярослав на гербе изобразил медведя.
Учитель:

Считается , что Ярославль является родиной русского театра. Это благодаря Ф.Г.Волкову, который создал в Ярославле первый в России общедоступный театр.

- Иллюстрации каких достопримечательностей этого города находятся на стр. 128 учебника?

- Запишите в Маршрутный лист. (Театр им. Федора Волкова, Церковь Ильи пророка)

На сегодня наше путешествие по городам Золотого кольца закончилось Что особенно запомнилось? Сейчас мы проверим, как вы запомнили.

V. Закрепление:

Работа в парах.

-На ваших партах есть карточки и фотографии. Вклейте фотографии в карточки против названия города.

Проверим правильность выполнения задания (на слайде)

VI. Домашнее задание: с. 124-128, читать, знать достопримечательности городов

VII. Итог урока

- Кому сегодня на уроке было интересно, поднимите Зелёную карточку, кому не очень интересно - Желтую карточку, а кому было очень скучно - Синюю карточку.

- Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке.

- На следующем уроке мы продолжим наше путешествие.




8



© 2010-2022