Конспект урока по литературному чтению Фольклор

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

«Народный фольклор в нашей жизни»

Цель: Познакомить с устным народным творчеством, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.
Задачи:
Образовательная:
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.

Развивающие:
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества

• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.

Воспитательные:

  • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
    и чувств.

  • С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине.

  • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Оборудование: -мультимедиа: проектор, интерактивная доска

-презентация: картинки; аудиозаписи: колыбельная; песенка Вини - Пуха; «Антошка»; музыкальная физминутка.



Ход урока

1.Организационный момент

Психологический настрой

-Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

(Тепло)

-Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока.

Слайд 1.

2. Сообщение темы урока.

-Второй раздел нашего учебника посвящен народной мудрости.

-Как вы понимаете слово «народная мудрость»?

-Прочитайте название цветка; название его лепестков.

-Все эти произведения являются устным народным творчеством или фольклором.

-Сегодня мы ближе познакомимся с малыми жанрами фольклора.

3.Знакомство с малыми жанрами фольклора.

-Что такое малые жанры фольклора и когда они используются?

Слайд 2 (музыкальный).

Колыбельная песня .

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

-Кто из вас знает колыбельные песенки? Попробуйте укачать этого мишку (игрушку).

Слайд 3 (музыкальный).

А потом и песенки - пестушки появились. Пестушка - это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни.

-Кто желает попестать куклу, напевая пестушку?

Слайд 4 (музыкальный).

Затем начинаются самые первые игры - потешки. Потешка - песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.

- Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабулька добренька.

Попили, поели,

Домой полетели -

На головку сели,

Ладушки запели.

- Кто сможет обыграть эту потешку?

Слайд 5.

Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка - маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

От топота копыт

Пыль по полю летит.


На дворе трава,

На траве дрова.

(дети дома подготовили скороговорки, в классе желающие демонстрируют умения проговаривать их, не запинаясь)

Слайд 6 - 10. Физминутка. (музыкальная)

Слайд 11.

В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички - это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Солнышко, солнышко!

Выгляни в окошко,

Там твои детки

Кушают конфетки!

Слайд 12.

Приговорка - это коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам - к улитке, божей коровке, к птицам, домашним животным.

Улитка, улитка,

Высуни рога,

Дам тебе к чаю

Кусок пирога.

- Кто знает приговорки? К кому они обращаются?

Слайд 13 (музыкальный).

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода - охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка - это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Соревнование по рядам « Отгадай загадку» (дети загадывают друг другу загадки)

Слайд 14 (музыкальный).

Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.

Петушок, петушок!

Покажи свой гребешок.

Гребешок горит огнем.

Ну-ка, Миша, выйди вон!

- Ребята, кто знает считалки?

4.Игра «Я знаю»

Дети называют жанр фольклора, о которых говорили на уроке.

5.Итог урока. Рефлексия.

-За что вы можете себя похвалить?

-Что нового для себя узнали?

-Чем интересен был урок?



Дети знакомятся с народным фольклором. На уроке рассказывается о малых жанрах русского народного творчества. В работу включены аудио записи устного народного творчества. Работа детей проходит на этапах изучения каждого жанра, что формируют навыки выразительного чтения, развивают мышление, устную речь.



© 2010-2022