Разработка урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку

Тема урока: « Предложение и словосочетание»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

1 Повторить части речи,

2.Формировать умения находить и выписывать словосочетания из предложений, развивать орфограафическую зоркость.

3.Способствовать обогащению словарного запаса.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парно-групповая, дифференцированная.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока.

Все подсохло. И почки уж есть.

Пробивается первый подснежник

И закапала с крыши капель.

Изумрудная травка и быстрый ручей,

Песня жаворонка из-за полей.

Все прекрасно… Но нельзя нам лениться

Мы же в школу приходим учиться.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Что помогло вам это определить? (Слова: почки, подснежник, капель, травка, ручей, жаворонок).

- А что можно составить с помощью слов? (Словосочетание и предложение).

II. Определение темы урока. Сообщение цели урока.

- Верно. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Проверим по учебнику стр. 84. Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания)

- Верно. Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чем отличие слова от словосочетания и словосочетания от предложения.

III. Повторение изученного материала.

- Но сначала давайте вспомним что мы знаем о словосочетании. (Словосочетание - это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью, от одного слова к другому можно задать вопрос. Главное слово в словосочетании то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову и обозначается знаком «крестик». Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).

- А какие сочетания не являются словосочетаниями? (Фразеологизмы, однородные члены, грамматическая основа предложения).

Самостоятельная работа:

- Составьте и запишите словосочетания из стихотворения в тетрадь. (Быстрый ручей, почки вербы, первый подснежник, изумрудная травка, песня жаворонка, звонкая капель). Взаимопроверка.

IV. Знакомство с новым материалом.

- Вы записали словосочетания. А что точнее и конкретнее называет предмет слово или словосочетание? (Словосочетание, так как сразу понятно например, что ручей быстрый, а не медленный или почки вербы, а не другого растения).

V. Работа по учебнику. Разбор правила.

- А теперь прочитаем правило на стр. 84 и проверим правильно ли мы рассуждаем. (Как и слово, словосочетание называет предмет, признак, действия, но только точнее, конкретнее).

- На доске запись:

Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем.

Радует капелями, ярким солнцем, звонкими капелями, радует солнцем.

- Чем отличаются эти строчки? (В первой строке написано предложение, во второй - словосочетание).

- Давайте вспомним что такое предложение и что мы о нем знаем? (Предложение - это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающие законченную мысль. Предложение по интонации бывает восклицательное и невосклицательное).

- Выражает ли словосочетание законченную мысль? (Не выражает).

- Можно ли словосочетание произнести с восклицательной и невосклицательной интонацией? (Словосочетание не произносится с определенной интонацией).

- Может ли словосочетание входить в состав предложения? (Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).

- Прочитайте вывод на стр. 85 (Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определенной целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).

VI. Физкультминутка.

-Называю словосочетания - хлопок и руки вверх, если не словосочетания - хлопок с приседанием. Ломать голову, ломать игрушку, работать спустя рукава, работать в саду, спать без задних ног, спать на диване, водить за нос, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики.

VII. Работа в группах.

Остальные учащиеся выполняют упр. 1 стр. 84. Проверка у доски три ученика.

Вставить в текст слова и выделить словосочетания с вставленным словом: Начинает пригревать землю весеннее…

Даже в садах и парках быстро тает…

На проталинах зазеленела первая…

Наконец и в город пришла долгожданная…

Выписать словосочетания выделяя главное слово:

Младшая сестра, играет в футбол, бить баклуши, мальчики и девочки, громко петь, марки и открытки, музыкант играет, проливной дождь, вкусные груши

VIII. Работа в парах. Стр. 85 упр. 2

Из словосочетания составить и записать предложение:, любовалась гроздьями, моя бабушка, гроздьями сирени, белой сирени.

- Прочитайте получившееся предложение. (Моя бабушка любовалась гроздьями белой сирени).

IX. Работа по вариантам.

Вариант. Найти ошибку:

Шуршит в саду, падают листья, ведро воды, листья и цветы, валять дурака.

Вариант. Подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении:

Пришел долгожданный апрель. Ветерок перебирает пеструю листву. На деревьях появились маленькие почки. К вечеру пошел мелкий дождь.

X. Домашнее задание.

Стр.84, 85 правила, написать текст из шести предложений о весне, используя слова задания номер один.

XI. Оценивание учащихся. Комментарии.

XII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- В заключении урока я хочу чтобы мы еще раз вспомнили над какой темой мы сегодня работали. Зачем мы изучаем эту тему? Что вам удалось на уроке? Почему вы довольны своей работой? Закончите предложения:



© 2010-2022