- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по русскому языку
Разработка урока по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ищанова Г.Ж. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по русскому языку
Тема урока: « Предложение и словосочетание»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
1 Повторить части речи,
2.Формировать умения находить и выписывать словосочетания из предложений, развивать орфограафическую зоркость.
3.Способствовать обогащению словарного запаса.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парно-групповая, дифференцированная.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока.
Все подсохло. И почки уж есть.
Пробивается первый подснежник
И закапала с крыши капель.
Изумрудная травка и быстрый ручей,
Песня жаворонка из-за полей.
Все прекрасно… Но нельзя нам лениться
Мы же в школу приходим учиться.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Что помогло вам это определить? (Слова: почки, подснежник, капель, травка, ручей, жаворонок).
- А что можно составить с помощью слов? (Словосочетание и предложение).
II. Определение темы урока. Сообщение цели урока.
- Верно. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Проверим по учебнику стр. 84. Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания)
- Верно. Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чем отличие слова от словосочетания и словосочетания от предложения.
III. Повторение изученного материала.
- Но сначала давайте вспомним что мы знаем о словосочетании. (Словосочетание - это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью, от одного слова к другому можно задать вопрос. Главное слово в словосочетании то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову и обозначается знаком «крестик». Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).
- А какие сочетания не являются словосочетаниями? (Фразеологизмы, однородные члены, грамматическая основа предложения).
Самостоятельная работа:
- Составьте и запишите словосочетания из стихотворения в тетрадь. (Быстрый ручей, почки вербы, первый подснежник, изумрудная травка, песня жаворонка, звонкая капель). Взаимопроверка.
IV. Знакомство с новым материалом.
- Вы записали словосочетания. А что точнее и конкретнее называет предмет слово или словосочетание? (Словосочетание, так как сразу понятно например, что ручей быстрый, а не медленный или почки вербы, а не другого растения).
V. Работа по учебнику. Разбор правила.
- А теперь прочитаем правило на стр. 84 и проверим правильно ли мы рассуждаем. (Как и слово, словосочетание называет предмет, признак, действия, но только точнее, конкретнее).
- На доске запись:
Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем.
Радует капелями, ярким солнцем, звонкими капелями, радует солнцем.
- Чем отличаются эти строчки? (В первой строке написано предложение, во второй - словосочетание).
- Давайте вспомним что такое предложение и что мы о нем знаем? (Предложение - это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающие законченную мысль. Предложение по интонации бывает восклицательное и невосклицательное).
- Выражает ли словосочетание законченную мысль? (Не выражает).
- Можно ли словосочетание произнести с восклицательной и невосклицательной интонацией? (Словосочетание не произносится с определенной интонацией).
- Может ли словосочетание входить в состав предложения? (Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).
- Прочитайте вывод на стр. 85 (Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определенной целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).
VI. Физкультминутка.
-Называю словосочетания - хлопок и руки вверх, если не словосочетания - хлопок с приседанием. Ломать голову, ломать игрушку, работать спустя рукава, работать в саду, спать без задних ног, спать на диване, водить за нос, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики.
VII. Работа в группах.
Остальные учащиеся выполняют упр. 1 стр. 84. Проверка у доски три ученика.
Вставить в текст слова и выделить словосочетания с вставленным словом: Начинает пригревать землю весеннее…
Даже в садах и парках быстро тает…
На проталинах зазеленела первая…
Наконец и в город пришла долгожданная…
Выписать словосочетания выделяя главное слово:
Младшая сестра, играет в футбол, бить баклуши, мальчики и девочки, громко петь, марки и открытки, музыкант играет, проливной дождь, вкусные груши
VIII. Работа в парах. Стр. 85 упр. 2
Из словосочетания составить и записать предложение:, любовалась гроздьями, моя бабушка, гроздьями сирени, белой сирени.
- Прочитайте получившееся предложение. (Моя бабушка любовалась гроздьями белой сирени).
IX. Работа по вариантам.
Вариант. Найти ошибку:
Шуршит в саду, падают листья, ведро воды, листья и цветы, валять дурака.
Вариант. Подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении:
Пришел долгожданный апрель. Ветерок перебирает пеструю листву. На деревьях появились маленькие почки. К вечеру пошел мелкий дождь.
X. Домашнее задание.
Стр.84, 85 правила, написать текст из шести предложений о весне, используя слова задания номер один.
XI. Оценивание учащихся. Комментарии.
XII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- В заключении урока я хочу чтобы мы еще раз вспомнили над какой темой мы сегодня работали. Зачем мы изучаем эту тему? Что вам удалось на уроке? Почему вы довольны своей работой? Закончите предложения: