2класс. Конспект урока по литературному чтению, УМК «Начальная школа 21 века»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 2 класс

Предмет: Литературное чтение

Тема. Русская народная сказка «Белая уточка». Цель: создать условия для формирования умения анализировать сказку, помочь раскрыть тему семьи в произведении, способствовать формированию интереса и умения работать с текстом, развитию творческих способностей детей, воспитанию чувства взаимопомощи, дружбы и любви к близким.

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся.

Научатся осуществлять самостоятельный выбор, чтение и анализ книг со сказками о семье.

Научатся комплексно работать с текстом, выявлять реальное и вымышленное в произведении, сравнивать сказки с использованием литературоведческих терминов. Работать над произведением, структурировать информацию, работать с таблицей. Владеть техникой чтения вслух и про себя. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Аргументируют свое отношение к героям сказки. Проявлять активность во взаимодействии. Работа в группах.

Тип урока: Урок получения новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 кл.: В 2 ч. Ч. 2. М.: Вентана-Граф; Ефросинина Л.A. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 2 кл. М.: Вентана-Граф; Ефросинина Л.A; С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», с. 171.

Форма проведения: урок - практикум

Этапы урока

Ход урока (деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

1.Орг. момент: (релаксация) - Как известно, с чего начинается счастье? (с улыбки). Так давай те подарим свои улыбки друг другу и станем от этого чуточку счастливее. 2. Актуализация. - Какой раздел изучаем? ( Семья и я.) - С какими литературными жанрами познакомились? ( Колыбельные песни авторские и народные, сказки, загадки, пословицы, стихотворения, рассказы о маме, семье). - Какой вывод можем сделать? 3. Работа с пословицами. (Работа в парах) - Всякой матери своё дитя мило. - Нет лучше дружка, чем родная матушка. - Кто за счастье борется, к тому оно и клонится. - Сам себя губит, кто других не любит. - Жизнь дана на добрые дела. - Дети и радость, детки и горе.

Познавательные УУД формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД: формируем умение работать в паре.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

- Какой будет тема урока? (Русская народная сказка «Белая уточка».)

- Какие задачи поставим и будем их реализовывать? (версии детей: сегодня на уроке мы обсудим произведение, разберёмся в его теме, попробуем раскрыть проблему добра и зла, поговорим о любви и дружбе, продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть творческие способности.)

Ребята, то, о чём говориться в произведении, называется его темой. Какая же тема сказки будет сегодня нами обсуждаться? (тема семьи). Толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова: 1. « Семья - группа живущих вместе близких родственников». 2. «Объединение людей, сплочённых общими интересами». (Дружная школьная семья).
2класс. Конспект урока по литературному чтению, УМК «Начальная школа 21 века».

Познавательные УУД формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

ΙΙΙ. Применение нового знания

4.Работа с текстом сказки по частям.

а) Работа с текстом сказки. Раскрытие темы семьи, добра и зла в сказке.

- О ком эта сказка? (о княгине-уточке, её детях и князе)
- А как одним словом можно их назвать? (семья) - С чего начинается сказка?

- Послушалась ли жена князя? - Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?
( Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела).
- Какой матерью мы видим княгиню? -

- Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.
Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.
- О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.
б) В народе есть пословица «Дети - радость, детки и горе». - Как вы её понимаете?

- Какие были детки-утята?
- Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание.(дети инсценируют данный отрывок сказки).
- Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (смелым, сообразительным, находчивым)
- Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?
Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите, Заморыш - особый ребёнок.
в) Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?
-Кто помог уточке в горе? (князь)
-Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?
- Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.
На какие группы мы можем поделить героев сказки? (положительные и отрицательные герои)
- Назовите положительных и отрицательных героев сказки.
Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

5. Работа над расширением представления детей о счастье, беседа о дружбе и взаимопомощи.

- Посмотрите, какая уточка маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям! Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?
О любви к своим мамам расскажут в своих собственных рассказах ребята из нашего класса. (дети читают сочинения о мамах)
- Как называется семья, в которой княгиня - необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (счастливой)
- Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (дружными, любящими, заботливыми, добрыми)
- Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.
- Все вы нарисовали рисунки, в которых изобразили свою семью. Глядя на них, я думаю, что в нашем классе много таких дружных семей.
- Ребята, вы должны знать, что многое в семье зависит и от вас, детей. Ведь вы не всегда слушаете родителей, выполняете их просьбы, считаете, что родители излишне много дают советов. А вы не задумывались, почему они это делают? Чем они озабочены, чего от вас ждут? (чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, честными людьми)
- А как думают другие дети? Может кто-то хотел бы что-то изменить в жизни нашего класса?
- Конечно, всем нам надо постараться быть друг к другу терпимее, дружнее, замечать всё лучшее, что есть в душе каждого из вас. Тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и вы все с радостью станете приходить в класс.
5. Отгадывание загадок о семье, о её членах

Коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД: 1)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме


1V. Итог урока.

Рефлексия.

V. Домашнее задание:

IV. Итог урока. Рефлексия.

Рефлексия (метод синквейна)

Так что же для вас значит слово семья, мама, папа, брат, сестра.

1. Семья

2. Какая? ( дружная, трудолюбивая)

3. Что делает? ( работает, готовит, отдыхает)

4. Мама, папа, брат и я…

5. Родственники

V. Домашнее задание: найти книги о семье.

Оценивание работы на уроке учениками и учителем. Дети отвечают, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. я почувствовал, что… меня удивило…

  7. я работал на уроке…

  8. урок мне показался … коротким / длинным

  9. материал урока мне был понятен / не понятен
    полезен / бесполезен
    интересен / скучен

  10. домашнее задание мне кажется лёгким/ трудным
    интересным / не интересным

-Спасибо вам за работу…

Коммуникативные УУД:1)формируем умение слушать и понимать других; 2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.


© 2010-2022