Конспект по окружающему миру 2 класс по теме: Весна в мире птиц и зверей

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шаламова Лариса Ивановна 2 класс

Окружающий мир 2 класс Система «Перспектива»

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Весна в мире птиц и зверей.

Цели урока:

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде, умение слушать товарища

Образовательные:

1.Познакомить детей с животном миром ( птиц и зверей) окружающей среды весной

Развивающие:

1.Развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать.

2.Развивать способности к поиску, анализу, творческой обработке информации; развивать познавательный интерес к окружающему миру

УУД, формируемые на уроке:

1.Личностные

1.1. Освоение способов решения проблем поискового характера

1.2. Высказывать свое предположения

2.Регулятивные

2.1. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

2.2. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2.3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

2.4. умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

3.Познавательные

3.1. освоение основ познавательной рефлексии;

3.2. овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

3.3. установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

3.4.овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

3.5. овладение базовыми предметными понятиями,

4.Комуникативные

4.1. активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

4.2.готовность слушать собеседника и вести диалог;

4.3.излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4.4. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование:

Презентация, мультфильм, учебник

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки- тесты.















Ход урока

I. Организационный момент.

1)Эмоциональный настрой

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Наши ушки-на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

II. Знакомство с темой урока ( Слайд 1)

- Ребята, сегодня я хочу повести Вас в весеннее путешествие. Вы согласны?

- А путешествовать нам поможет цветок первоцвета, но необычный, а цветик-семицветик.

- Посмотрите, сколько у нас будет остановок .Кто догадался? (7, т.к.у него 7 лепестков)

III. Повторение пройденног

- Отрываю первый лепесток

Первая остановка - «Мир насекомых»

Учитель: Лишь коснёшься ты земли,

О насекомых с нами повтори!

Проверка домашнего задания

-О ком мы говорили с вами на прошлом уроке? ( о насекомых)

1. Индивидуальное задание. Тест

- Отметьте правильный ответ.

1. Какое животное - насекомое?

а) утка в) окунь

б) комар г) крот

2. Какое животное лишнее?

а) бабочка в) паук

б) стрекоза г) комар

3. Сколько ног у насекомых?

а) 6 в) 4

б) 3 г) 8

4. Какое утверждение неверно?

а) тело птиц покрыто перьями

б) у зверей две пары конечностей

в) у насекомых четыре пары ног

г) рыбы живут в воде

Кого из насекомых называют « санитаром леса»?

а) пчелы

б) гусеницы

в) бабочки

г) муравьи

(Взаимопроверка)

3. Фронтальный опрос

-Какие изменения происходят весной у насекомых?

-Какую роль в природе выполняют насекомые?

- А сейчас вспомним, каких насекомых можно увидеть весной?

- Молодцы! Вот как много вы знаете о насекомых! Продолжим путь, друзья!

IV. Изучение нового материала

-А с кем мы встретимся, вы узнаете после просмотра видеоролика. (слайд 2)

(Включается заставка к передаче «В мире животных»)

-Как вы поняли , кто ещё кроме насекомых относится к животному миру?

( Птицы и звери).

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ( Птицы и звери весной). (СЛАЙД 3)

Вас, прекрасные друзья, (слайд 4 )
Приглашаю в гости я.
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды!
Только в мире этом надо
Отгадать чуть-чуть загадок,
На вопросы отвечать,
В игры весело играть.
Ребята, вы готовы в путь?
Только знанье не забудь!
Будь внимателен и смел,
Чтоб везде со мной поспел!

- Отрывю следующий лепесток

Вторая остановка - «Птичий рай»

Учитель: Лишь коснёшься ты земли,
Птичий рай нам покажи

Звучат «Голоса птиц» ( слайд 4 - звук)

- Чем отличаются птицы от насекомых?

(Птица - это животное, тело которого покрыто перьями)

  • Почему многие птицы улетают осенью в теплые края? ( слайд 5)

  • Вспомните, каких птиц мы называем зимующими?

  • Ребята, а как вы думаете, изменилось ли , на ваш взгляд, поведение зимовавших птиц сейчас, весной? ( первыми приближение весны чувствуют птицы. Воробьи, галки, синички громко щебечут .Воробьи купаются в лужах, затевают игры в воздухе. Громко барабанит в лесной чаще дятел, выстукивая брачную песню и оповещает о том, что эта территория занята.)

  • Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края, а по весне возвращаются?

  • А сейчас мы узнаем, какие птицы возвращаются в родные края, отгадав загадки.

1.Ты его узнаешь сразу: ( слайд 6 )

Белоклювый, черномазый.

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней. (грач)

Сообщение учащихся

Грачи прилетают раньше других птиц, в середине марта. Их называют предвестниками весны. Гнездятся на деревьях. Строят по несколько больших гнезд. Живут колониями дружно и шумно.

-Прилетели ли к нам грачи? ( да , в начале апреля- они первые )

2. Я выступаю перед вами ( слайд 7)

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями,

Ну, а зовут меня… ( скворец)

Сообщение учащихся

Гнездятся эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, под крышами домов, в расщелинах, могут использовать гнезда других птиц. Но люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничтожают большое количество вредных насекомых.

3. Гнездо своё он в поле вьёт, ( слайд 8)

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт,

Вошли в стихотворение.

Хочет прямо полетит,

Хочет в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. ( жаворонок )

Сообщение учащихся

Жаворонок устраивает гнездо в лугах, в засеянных полях. Гнездо очень простое, строится в ямке на земле, среди травы. Жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, конским волосом и пухом. Гнездо свое он очень хорошо прячет, поэтому его трудно обнаружить.

- За грачами прилетают скворцы, жаворонки, зяблики, утки, гуси.

4.Прилетает к нам с теплом, ( слайд 9)

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

Сообщение учащихся

Ласточки прилетают позже других птиц .Ведь им нужно, чтобы в воздухе было много летающих насекомых, так как и пьют, и едят быстрые птички на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. На землю садятся только за строительным материалом для гнезд :илом , глиной. Строят они свои гнезда под крышами домов, ,в глинистых берегах.

5. Никогда ( слайд 10)

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. ( кукушка).

Сообщение учащихся

Прилетает кукушка в конце апреля, начале мая. Гнезд своих не вьет, а подбрасывает яйца другим птицам. Кукушка прожорливая птица, поэтому приемным родителям очень тяжело прокормить кукушонка. Но не смотря на это, птица приносит большую пользу: она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть ядовитые. А кукушка ест всех подряд.

-На первый взгляд - жизнь птиц беззаботна. Но это не так.
- Все перелетные птицы, когда возвращаются домой, что делают в первую очередь? (Гнезда)
- Не легко без рук, без топоренка, построить избенку. А вот птицы мастерят свои гнёзда так, что диву даешься. Вы сейчас только что об этом услышали.

- Вспомните, а какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)

- Как называются их домики? (Скворечники )

- Проблема

- Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)

-А у вас у дома есть скворечники?

- Весна - радостное время года, так как у птиц появляются… птенцы.

-А вот какие бывают птенцы, вы узнаете познакомившись с информацией на « Страницах Мудрого Совенка»стр.125 учебник.

(Учащиеся рассматривают иллюстрацию, подготовленный ученик рассказывает о птенцах)

Сообщение учащегося. Доклад «Птицы - наши друзья»

- Если у человека поднялась температура до 38', его укладывают в постель. Человек не может работать. А соловей с температурой 41-42' дает концерты, дрозд, насвистывая, укрепляет гнездо. Мы перевариваем обед часами, в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть. Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весит, чем она сама. Если бы у человека был аппетит птенца мухоловки - пеструшки, он бы 30 раз в день завтракал, 50 - обедал да еще ужинал бы 20 раз!

- Но нас, людей, птичий аппетит только радует: Меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

Экологическая минутка (слайд 11)

- А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?

- Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?

- Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы -хлопаете

а если нет, то топаете.

1. Вывешивать скворечники весной.

2. Стрелять из рогатки по птицам.

3. Помогать больной или раненой птице.

4. Разорять птичьи гнезда.

5. Подкармливать птиц ранней весной.

6. Уносить домой здоровых птенцов.

7. Подходить близко к гнездам птиц.

8. Изучать птиц.

-Отрывается третий лепесток

Третья остановка - Физкультминутка

Учитель: Лишь коснёшься ты земли,
Физкультминутку проведи!

Четвертая остановка и четвертый лепесток - Мир зверей.

Учитель: Лишь коснёшься ты земли,
Мир зверей нам покажи!

-Назовите зверей, изображенных на доске.(Медведь, лиса, барсук, еж, -Какое животное лишнее? (Лиса)

- Почему? ( Все остальные впадают в спячку)

-Что происходит с ними весной? ( Просыпаются) ( слайд 12)

-Какие животные просыпаются весной?

-Наступила весна, просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм.

( слайд 13)

- Еж ищет насекомых.

- Медведь - растения, насекомых, но иногда и крупных животных ( лося или оленя), ловит рыбу.

-Летучие мыши питаются

насекомыми.

-А вот , что еще изменяется в жизни животных, вы узнаете, посмотрев сценку.

(Дети показывают сценку.)

Белка и Сорока

- Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю!

- Спасибо! И я тебя поздравляю.

- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?

- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

- А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная.

- Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду.

- А можно посмотреть на твоих малышей?

- Пока они у меня голенькие, слепые и беспомощные. Прилетай через месяц, тогда и увидишь моих бельчат.

- А не холодно им голеньким-то?

- Что ты, я их молоком накормлю, теплом своим согрею, а потом ещё тёплой подстилкой укрою. А в тёплую погоду вынесу малышей своих на солнышко погреться. Ну, заболталась я с тобой, тороплюсь ведь, не привыкла я долго без дела сидеть.

Учитель: Что еще происходит в жизни зверей (Меняют цвет шерсти)

-Правильно, у многих животных происходит линька. ( слайд 14)

-Что такое линька? ( Дети читают выписку из энциклопедии)

ЛИНЬКА - периодическая смена наружных покровов у животных.

-Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую летнюю.

-У Животных не впадающих в зимнюю спячку, ежегодно наблюдается осенняя и весенняя линька .

-У млекопитающих, впадающих в зимнюю спячку, линька происходит только летом.

-У зайца и белки меняется окрас меха. У зайцев меняется окрас шерсти для того, чтобы быть менее заметным после таяния белого снега.

-Кто появляется у многих животных весной? ( слайд 15)

( Детеныши - потомство)

- У большинства зверей весной рождаются детеныши. Взрослые животные заботятся о своем потомстве: кормят, защищают их от врагов.

( Сообщение уч-ся о том, как появляются детеныши у медведей)

Белка.
Весной у белки появляется 3-6 маленьких бельчат, каждый весом всего 8 граммов. Белка кормит их молоком. Питается орехами, грибами, ягодами, почками. Желудями, у яблок и груш поедает только семена, мякоть бросает, может утащить яйца или птенцов из птичьих гнезд. Линяет 2 раза в год. Весной меняет серый зимний наряд на рыжий, летний.

Еж.
Просыпается рано весной, активно поедает насекомых, лягушек, мышей. Змей. В апреле появляется потомство от3 до 7, голенькие, неколючие, но уже через несколько часов покрываются белыми и темными иголками, глаза открывают через 2 недели. Ежиха кормит своих детенышей молоком. Ежи - ночные животные. Видят плохо, но при помощи своего носа обнаруживает врага. У ежа 6000-7000 иголок.

Медведь.
В конце марта просыпаются медведи от зимней спячки. Хорошо плавают, хорошо лазают по деревьям. В конце зимы появляются медвежата 2, они такие маленькие, что могут уместиться на ладони взрослого человека. Рождаются слепыми, греются возле матери и посасывают молоко. Начинают расти, когда выходят из берлоги и растут очень быстро.

Пятый лепесток и пятая остановка «Памятка»

Учитель: Лишь коснёшься ты земли,

Правила поведения на природе

Ты нам расскажи.

«Правила поведения на природе». ( слайд 16)

Десять «нельзя»:

  1. Разорять птичьи гнезда.

  2. Рвать и бросать цветы.

  3. Ломать ветки деревьев, кустов.

  4. Давить насекомых.

  5. Шуметь в лесу.

  6. Разводить костры.

  7. Оставлять мусор в лесу и водоемах.

  8. Сбивать мухоморы и прочие поганки.

  9. Убивать лягушек и ужей.

  10. Брать лесных зверьков домой.

Шестая остановка . Работа в тетради

-Лишь коснёшься ты земли,
В тетради задание №1 выполни ты. С.48.

  1. Самостоятельная работа

Седьмой лепесток -седьмая остановка - Подведем итог. ( слайд 17)

- На этом наше путешествие подходит к концу. Подведем итог о том, что нового вы узнали на уроке. Я начну, а вы кончайте, смело дружно отвечайте.

Весной из теплых стран …….(возвращаются перелетные птицы)

Они строят …….(гнезда) и выводят……(птенцов)

После зимнего сна ………(пробуждаются звери)

У них появляется…….(потомство)

VI. Рефлексия ( содержания учебного материала ) ( слайд 18)

Рефлексивный экран

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно

- Я понял, что…

- У меня получилось…

- Я смог…

- Меня удивило…

- Расскажу дома, что …

- Я не знал…

- Теперь я знаю…

( слайд 19)

Запомни

«Правила друзей природы»

-А наш урок я хочу закончить стихотворением.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях земляники,
На тропинках солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!

Игра «Назови малышей»

- У утки - … утята
- У скворца - … скворчата
- У гуся - ... гусята
- У воробья - ... воробьята
- У грача - ... грачата
- У ласточки - … ласточата
- У аиста - … аистята
- У галки - … галчата

- А чем кормят птицы своих птенцов? (Насекомыми, личинками, червяками)









© 2010-2022