Конспект урока Литературное чтение Л. Н. Толстой Прыжок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».

Цели:

  1. Развивать умения давать характеристику литературному герою, анализировать поступки героев, объяснять внутреннее состояние.

  2. Отрабатывать выразительность чтения

  3. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развивать воображение.

  4. Воспитывать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызвать сопереживания детей к героям рассказа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока

I. Орг. момент. Психологический настрой на работу. (Слайд2)

- Урок я хочу начать с чтения отрывка из стихотворения

В. Радина «Дети и книга».

Книги учат детей

Всем премудростям жизни -

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать.

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

В. В. Радин

- Как вы думаете, так ли это важно уметь читать?

(Ответы детей.)

II. Проверка домашнего задания

  1. Пересказ учащимися рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди». - Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа? (Предположения детей).

- А как бы вам хотелось закончить этот рассказ? (Ответы детей)

2. Воспитательный момент об охране природы.

Лебеди - грациозные и прекрасные птицы. В настоящее время они стали редкими и занесены в Красную книгу. На них запрещена охота.

В нашем городском парке есть эти прекрасные птицы. Люди создали для них хорошие условия и поэтому они не улетают в теплые края.

III Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
1. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого.

- Что вы помните из биографии писателя? (Ответы детей).

2. Дополнительные сведения учителя о писателе.

Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Как вы уже знаете, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду.

Родился в имении Ясная поляна, где прожил почти всю свою жизнь.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- писал Л.Н. Толстой.

В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери московского доктора Софье Андреевне Берс.

За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только верным и преданным другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи.

Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте.

Он написал для детей "Азбуку" и "Новую азбуку, для которых сочинил оригинальные рассказы, сказки и басни.

Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком.

В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.

Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

- Любимая скамеечка.

- «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней»,- писал Л. Н. Толстой.

Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе.

По его просьбе похоронен был в Ясной поляне.

Л. Н.Толстой всю свою жизнь посвятил литературе.

Он работал для детей и с детьми. Написал для них много книг.

Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю.

Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.

Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго.

И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну , веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий.

Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.

- Обратите внимание на подзаголовок «быль».

- Как вы его понимаете?

(Быль - то, что было; рассказ о действительном происшествии).

IV. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

- Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль.

- Послушайте внимательно рассказ, обратите внимание на правильную интонацию произношения.

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, из-за чего мальчик совершил прыжок?

(Дети высказывают свои предположения. Неоднозначность мнений вызывает необходимость, углубленно перечитать текст)

Словарная работа.

  1. Задор - горячность, азарт.

Аршин - мера длины.

Два аршина - около полутора метров.

Задней рукой - у обезьян четыре руки.

Пушечное ядро - старинный орудийный снаряд в виде шара.

Каюта - отдельное помещение на судне.

  1. Отработка техники чтения.

  2. - Прочитайте слова по слогам и целыми словами.

воз-вра-щал-ся

пе-ре-драз-ни-ва-ла

за-бав-ля-ют-ся

за-це-пив-шись

раз-за-до-рил-ся

Физкультминутка под музыку «Зарядка»

3. Комментированное чтение и анализ текста (с выборочным чтением)

- Что значит прочитать выразительно?

- Чтение рассказа до слов «все замерли от страха».

- Какие чувства испытал мальчик с начала этой истории до того, как полез на мачту? Подтвердите ответ словами из текста

- Почему мальчик покраснел? Подтвердите ответ словами из текста. - - Проследим за состоянием мальчика.

- Какие чувства испытывал он, когда лез на мачту?

- Чтение рассказа до конца.

- Как изменилось состояние мальчика, когда он оказался на перекладине?

- Когда он опомнился? Подтвердите ответ словами из текста. («Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался»)

- Почему капитан, отец мальчика, требует, чтобы он прыгнул в воду, а не приказывает ему просто: «Прыгай»?

- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?

- Как вы думаете, кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе?

- Выберите для его характеристики те слова, которые считаете главными, объясните свой выбор.

  • Смелость

  • желание испытать себя

  • мальчишеский задор

  • стремление отстоять свое достоинство

  • упрямство

  • желание покрасоваться

  • глупость

  • желание доказать, что он сын капитана.

  • стремление отстоять свое достоинство,

  • мальчишеский задор,

  • желание доказать, что он сын капитана.

- Какими качествами обладал капитан?

- Похож ли мальчик на отца-капитана?

- Во всем ли мальчик похож на своего отца?

- Итак, ребята, скажите, из-за чего мальчик совершил прыжок?

V. Итог урока. Рефлексия.

(методика незаконченного предложения)

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

VI. Домашнее задание: пересказ основных событий рассказа от лица главного героя.; задание в РТ

(При наличии времени):

1. Работа в печатной тетради: - Выберите одну из пословиц, предложенных в рабочей тетради, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.

2. Найди в тексте эпизоды, которые соответствуют иллюстрациям


© 2010-2022