- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по чтению в 1 классе «Прощание с «Русской азбукой»
Урок по чтению в 1 классе «Прощание с «Русской азбукой»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Киндюхина Т.Н. |
Дата | 18.06.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по чтению в 1 классе.
Прощание с «Русской азбукой»
Цели: обобщить знания, полученные в ходе изучения материала учебника «Русская Азбука»; совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений наизусть; совершенствовать умение работать в группе; развивать речь, память, мышление, воображение; воспитывать любовь к родной истории, языку, культуре.
Ход урока:
-
Орг. момент.
Настрой на работу.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
-
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу доброй улыбкой.
Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Если спросят надо встать,
Чётко, громко отвечать.
Объявление темы и целей урока
Учитель. Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздничный урок. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих - первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой - «Русской Азбукой». (слайд 1)
II. Работа по теме урока.
Давайте, вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день -1 сентября.
К доске выходит первоклассник.
Первоклассник
Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел
-Значит, праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет,
От волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет
-Подарю учительнице в школе.
Учитель.
Ждет с волнением
И девчонок, и мальчишек
Книга скромная - Русская Азбука.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
(обращается к Первокласснику)
Хочешь многое узнать
-Научись, малыш, читать. (слайд 2)
Беседа о первоучителях славенских, о первой печатной Азбуке.
У.: - Буква к букве - будет слово
Слово к слову - Речь готова
И напевна, и стройна
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
-
Давайте вспомним благодаря кому появился славянский алфавит.
-
Кто такие первоучители славенские?
-
Что они создали? (славянский алфавит или кириллицу)
-
Когда это произошло? (год - 863, век - 9)
-
К кому по своей значимости приравнивают Кирилла и Мефодия? (слайд 3)
-
И поэтому их в мире ещё называют «равноапостольные» и возводят в их честь памятники, которые расположены в разных городах мира. (слайд 4, 5, 6)
-
И всё это за то, что они первыми создали славянскую азбуку или кириллицу.
Вот она. (слайд 7)
-
Именно эта славянская азбука использовалась в России вплоть до появления первого русского букваря.
-
Вспомните, кем был написан и впоследствии напечатан первый в России букварь?
-
Да. Этим человеком был первопечатник Иван Фёдоров. (слайд 8).
-
Когда произошло это событие? (год-1574, век-16).
-
И, конечно, за его великую работу, благодарные россияне возвели ему памятник. (слайд 9)
-
А мы с вами, в свою очередь, должны поблагодарить нашу азбуку за то, что научила нас читать и не только…
4 ученика поют частушки и приплясывают.
Мы с тобою день за днем
Ходим в школу с «Азбукой».
Мы с тобой ее читали,
Все о буквах мы узнали.
А теперь настал тот час,
И уходит она от нас.
Буквы с вами изучали,
Много нового узнали.
Например, что буква е
Это звуки [и] и [э].
Сколько информации с вами получили
Как же это в голове все мы уместили?
Еле-еле слог читал,
Смысла слов не понимал,
А теперь могу я сам
Прочитать для пап и мам.
Быстро время пролетело,
С вами «Азбуку» прошли.
Стали мы уже большими,
Книжки в руки взяли мы,
И теперь уже мы с вами
Их читаем дружно сами.
III. Физминутка.
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
-
А теперь послушайте, что мы узнали о русской речи, изучая азбуку.
Чтение стихов.
Вот проходят день за днем,
Изучаем «Азбуку»
Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слое слышим звуки.
Звуки эти разные...
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с - кипит чайник,
Щ-ш-ш - шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж - шмели в саду жужжат,
Р-р-р - моторы тарахтят.
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
Ма и Ша - запомни, Маша
К нам явилась на урок.
Если слоги станут рядом,
Получаются слова.
Ты и ква, а вместе ТЫКВА,
Со и ва, итак, СОВА.
Ми~ла мы-ла ру-ки мы-лом,
Ма-ша ка-шу ва-рит нам.
Чтоб скорей и легче было,
Вы читайте по слогам.
Соединим мы два слова
И предложение готово:
Дождь идет. Гремит гроза. Улетела стрекоза.
У.: 33 родных сестрины, писаных красавицы в одном городе живут и повсюду славятся.
-
Кто же это?
Все вместе. Буквы!
У.: А сейчас мы послушаем стихи, которые вы о них учили. (Дети читают стихи)
(слайды Презентации 1)
А. Буква А, буква А
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света:
А похожа на ракету.
Б. Буква Б проснулась рано.
Буква Б - бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
В. Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.
Г. Г - крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу и в кочергу
Превратить я Г смогу.
Д. Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.
Е. На дворе какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Ё. Е и Ё - родные сестры.
Различить сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж. Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп соломы на меже
Превратится в букву Ж.
3. 3 - не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, стружка.
И. На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
К. Сигнальщик держит два флажка
С флажками он, как буква К.
Л. Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.
М. Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н. Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
О. В старом дереве дупло
Ну, совсем, как буква О.
П. На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле.
Р. Буква Р - на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.
С. Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т. Молоток стучит: «Тук-тук,
Букве Т я старый друг».
У. У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Ф. Все мы знаем без подсказки:
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
X. Буква X все ходит, ходит,
Места словно не находит.
Ц. Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул,
Стал на Ц похожим стул.
Ч. Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш. На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Щ. Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Ъ. Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик - твердый знак,
Чтобы не облиться.
Ы. Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать ее должны.
Ь. Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась.
Э. Над полями в синеве
Пролетела буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
Ю. На арене укротитель,
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм грозно встал лицом.
Я. И сказала буква Я:
«Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит
-Гол! Закончен алфавит».
Конкурс на знание алфавита.
(хором по рядам)
-
Работа в группах.
Учитель. Ребята, соберите из слогов слова за 3 минуты.
(Дети составляют и записывают слова из слогов.)
Учитель. Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А на какие правила вы составили слова?
- Но благодаря азбуке вы знаете и другие правила.
Повторение правил написания сочетаний.
-
Что знаем о написании сочетаний жи-ши
Ча-ща
Чу-щу
Чк, чн, щн
(проговаривание правил хором)
У.: - А я узнала про вас, что вы очень любите отгадывать загадки?
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
-
Ребята, поставьте буквы на свои места!
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол.
IV. Итог урока.
Учитель. Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с буквами, умеет отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеете дружно работать с другими ребятами.
Сегодня она прощается с вами, ребята, но её буквы останутся с вами в каждой книжке на каждой страничке, в ваших, тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора.
-
Скажем ей прощальные слова.
Дети.
В день осенний в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс,
И дорогому букварю я говорю:
«Благодарю! Ты - книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть».
Учитель.
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению - пятерка!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения...
И теперь без передышки,
Вы прочтете любые книжки...
Так что в путь, дружок!
Не робей! Не грусти! Не жалей,
Что закончил Азбуку.
Я желаю всем вам
Унестись в эту неведомую даль,
Научиться дружить...
И в беде помогать,
И решительными быть.
V. Вручение удостоверений.