Уж как шла лиса по лесу

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

уж как шла лиса по лесу
(образ лисы в русских сказках) Цели: закрепить знание русских народных сказок; расширить представление о лисе как диком животном. Оборудование: ребусы; видеомагнитофон; телевизор; кассеты с мультфильмами по сказкам Сутеева; веера с цифрами; книжки со сказками о лисе; иллюстрации с изображением лисиц; костюмы для инсценировки.

Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы занятия. Учитель. Ребята, разгадайте ребусы и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить на нашем занятии?

Уж как шла лиса по лесу Дети. В ребусах зашифровано слово «лиса». Учитель. Сегодня на занятиях мы будем говорить о лисе. III. Проверка домашнего задания. Учитель. Дома вы должны были найти загадки, пословицы и поговорки о лисе. Давайте посмотрим, что вам удалось подготовить. Дети отвечают. - Об этом красивом животном говорится во многих литературных жанрах. Так, например, лиса упоминается в потешках и прибаутках. Потешка: Тень-тень, потетень, выше города плетень. Сели звери под плетень, похвалялися весь день. Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!» Похвалялся зайка: «Поди, догоняй-ка!» Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!» Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!» Прибаутка: Уж как шла лиса по тропке, Нашла грамотку в охлопке*. Она по лесу ходила, Громким голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела. Вот и села на пенек И читала весь денек: Будто небо провалится И земля загорится, Лисе негде будет жить - И пришлось с горя топиться. - Лиса является героиней некоторых басен. Какие басни о ней вам известны? («Лиса и виноград», «Ворона и лисица».) - Молодцы! К сегодняшнему занятию вы сами инсценировали басню «Ворона и лисица». Давайте посмотрим ее. Дети инсценируют басню. IV. Знакомство с новым материалом. - Уже в три-четыре года малыши, увидев на картинке лису, называют ее и даже могут рассказать известную русскую народную сказку, в которой одним из персонажей является лиса. Что это за сказка? (Колобок.) - Правильно. Становясь старше, вы узнавали об этом звере все больше и больше. Что вы можете рассказать о лисе? (Дети отвечают.) - Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные - рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные «сапожки». В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах. Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светловато-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает. Учитель показывает иллюстрации с изображением лисиц. Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы - 60-90 см, хвоста - 40-60 см, масса самцов достигает - 6-10 кг, самок - 5-6 кг. Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов, лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды - землянику, чернику, вишню, виноград. Не случайно появилась басня «Лиса и виноград». Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых лесными сурками и барсуками норках. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено 27 запасных выходов. Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как это происходит в природе - мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке - сейчас прочитаем. Дети по цепочке читают сказку «Лиса и заяц». - Лиса - одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного тех понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадает несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть. Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает. Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух. Несмотря на то что лисица умеет бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют. Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты. Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные - от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда. Голосом лисицы издают отрывистый лай. У лисиц много врагов. Это люди, волки, крупные хищные птицы. Но иногда их может обидеть даже обычный муравей. Как? Посмотрите. Учитель включает фрагмент мультфильма по сказке Сутеева «Грибок-теремок». V. Викторина по русским народным сказкам. - Как зовут автора сказки «Грибок-теремок»? (Сутеев.) - Правильно. Если у сказки есть автор, то мы ее называем авторской. А с какими сказками о лисе вы знакомились перед сегодняшним занятием? (С русскими народными.) - Перечислите их. Дети отвечают. Учитель прикрепляет на доску карточки с названиями сказок. В результате работы получается таблица:

«Лисичка-сестричка и Серый волк»
№ 1

«Медведь и лиса»
№ 4

«Петушок - Золотой гребешок»
№ 2

«Лиса и дрозд»
№ 5

«Лиса и козел»
№ 3

«Кот и лиса»
№ 6

- Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили тексты сказок. Возьмите в руки веера с цифрами. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы поднимайте тот номер, под которым записано название угаданной вами сказки: 1) Несет меня лиса за темные леса, За быстрые реки, за высокие горы… Кот и дрозд, спасите меня!.. («Петушок - золотой гребешок».) 2) Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика! («Лисичка-сестричка и волк».) 3) - Глазки, глазки, что вы делали? - Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели. - Ушки, ушки, что вы делали? - Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали. («Лиса и дрозд».) 4) - А кто такой Котофей Иванович? - Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена. («Кот и лиса».) 5) - Кума, а кума, как назвали-то? - Поскребышком. - Это имечко и того лучше. («Медведь и лиса».) 6) - Что ты там, лисонька, поделываешь? - Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса, - там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь. («Лиса и козел».) - Молодцы! В награду за хорошую работу я покажу вам еще один фрагмент из сказки Сутеева, где героиней является лиса. Посмотрите его и вспомните название сказки. Учитель показывает фрагмент мультфильма по сказке «Кот-рыболов». VI. Творческая работа. - Сегодня вы узнали много нового о лисе и вспомнили известные произведения, героиней которых она является. Какими вы теперь представляете себе этого зверя? (Ответы детей.) - Теперь представьте, что вам предложили проиллюстрировать книгу о лисе. Для выполнения этой работы возьмите бумагу, карандаши или краски, кому чем удобнее работать, и попробуйте нарисовать лису такой, какой вы ее себе представляете. Дети работают. Затем работы выставляются. VII. Итог урока. - Что вам понравилось на занятии? - Что больше всего запомнилось? - Подумайте, о каком еще животном мы с вами могли бы так же интересно поговорить.





© 2010-2022