Материалы для проведения интегрированного урока ИЗО и литературы Новогодние чудеса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ Вышневолоцкого района «Академическая СОШ» Тверской области





Сценарий мероприятия

«Новогодние чудеса»

















Подготовила: Лукина Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы;

















2013



Целевая аудитория: обучающиеся начальных классов.

Смежные учебные дисциплины: окружающий мир, изобразительное искусство.

Вид занятия: интегрированный урок.

Виды деятельности учащихся: инсценирование, рисование.

Приёмы работы: слово учителя, беседа, выразительное чтение.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, шаблоны шаров (по количеству учеников), краски и кисти, принадлежности для инсценировки (ёлочка простая и наряженная, пальма, роза, виноград), ёлочные украшения для демонстрации, рисунок (еловая ветвь на листе ватмана А1).





Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас будет не совсем обычный урок. Он будет почти праздничный. Слайд 1.

Ведущий 2: Какой праздник недавно отмечала вся страна и почти весь мир? (Ответы детей)

Ведущий 1: Правильно, ребята, этот праздник - Новый год. Мы празднуем наступление нового года в ночь с 31 декабря на 1 января, но так было не всегда.

Слайд 2. В Древней Руси, например, новый год начинался в марте. Его встречали как праздник весны, солнца и тепла. С X в. новый год стали встречать 1 сентября.

Слайд 3. Пётр Первый, взойдя на престол, изменил и летоисчисление, и способ празднования Нового года, ссылаясь на европейские обычаи. Прочитайте, что было написано в царском указе.

(Ученик читает подпись к слайду).

Ведущий 2: А как мы готовимся к встрече Нового года? Какой из символов новогоднего праздника наверняка ещё стоит у вас дома?

Ведущий 1: Интересно, а почему именно ель стала новогодним деревом?

Ведущий 2: Сейчас мы об этом расскажем.

Инсценировка «Почему ёлочка символ Рождества?» (Приложение 1)

Ведущий 1: В Германии уже в XVI в. украшенная ёлка стала атрибутом Рождества. А вот в России традиция украшения ёлочки на Новый год прижилась не сразу: деревом счастья и радости считалась берёза.

Ведущий 2: Где же найдёшь берёзку с зелёными листочками зимой? По указу Петра Великого празднование Нового года перенесли на зимнее время. Вот так и стала ёлочка символом Рождества, а затем и Нового года.

Слайды 4 - 10.

Ведущий 1: Что же служило украшением праздничного дерева? Традиция многих украшений насчитывает несколько веков. Самыми популярными украшениями были яблоки, позолоченные орехи, сласти, фрукты, которые напоминали о дарах волхвов младенцу Иисусу. А чем украшают ёлку у вас дома? (Ответы детей).

Ведущий 2: Самыми любимыми игрушками на протяжении долгого времени были съедобные фигурки из теста, завёрнутые в разноцветную фольгу, золочёные орехи и яблочки. В начале прошлого века ёлки украшали ватными игрушками, бумажными гирляндами и фигурками из папье-маше. Слайд 11.

Ведущий 1: До 1917 года ёлочные игрушки выпускала единственная петербургская фабрика. В основном же ёлочные украшения делали дома из подручных материалов: ваты, бумаги и клея. Во многих семьях бережно хранят такие игрушки.

Ведущий 2: Конечно же, игрушки менялись с течением времени.

Слайд 12. Во время экскурсии по музею ёлочных игрушек при фабрике «Ёлочка» посетителям показывают оборудование, при помощи которого изготавливают игрушки. Поскольку материалом для игрушек служит стекло, то его необходимо разогреть, чтобы оно стало мягким и пластичным. Для этой цели пользуются горелкой. А заготовками для игрушек служат стеклянные трубочки разного размера.

Слайды 13 -16. В 30-40 годы XX в. из тонких стеклянных трубочек делали всевозможные фигурки. Посмотрите, что вы видите? (Ответы детей).

Ведущий 1: После войны популярными стали игрушки на прищепках, а также игрушки, изображающие предметы быта. Слайды 17 - 23.

Некоторое время были в почёте игрушки из тонкой фольги. Их форму можно было менять: шишка при сжатии легко превращалась в фонарик. Слайд 24.

В 50-60 годы появляется множество игрушек с вогнутыми боками. Слайды 25 - 27. Среди украшающих ёлочку игрушек мелькают космонавты и космические корабли.

60 - 70 годы - время прозрачных игрушек простых форм. Слайд 28 - 30.

В 70 годы дизайн игрушек становится менее разнообразным. На фабриках ёлочных украшений штамповали похожие друг на друга шишки, домики и шары. Слайды 31 - 32.

По-прежнему нравились покупателям игрушки в форме овощей и фруктов. Слайды 33 - 34.

Множество красивых игрушек и композиций из них представлено на витринах музея. Слайды 35 - 45.

Ведущий 2: Как вы думаете, ребята, а какое из украшений пользуется постоянным спросом у покупателей ёлочных игрушек? (Слушаем ответы детей, подводим к ответу «шары»).

Ведущий 1: Действительно, самое лучшее украшение - шары. Посмотрите, какими они бывают красивыми! Слайды 46 - 53.

Во время экскурсии на фабрику ёлочных игрушек мастера проводят для посетителей мастер-класс: они предлагают всем побыть чуть-чуть волшебниками, самим разрисовать шар. Слайды 54 - 58.

Конечно, экскурсанты не профессиональные художники, но результаты их работы впечатляют. Слайды 59 - 60.

Практическая часть.

- Какие мотивы часто используются при росписи шаров?

- Какие фигурки можно изобразить?

- Сейчас и вы побудете дизайнерами новогодних игрушек. Дело в том, что ёлочка у нас есть (демонстрируем изображение на листе ватмана, прикрепляем лист к доске), а украшений нет. Перед вами шаблоны ёлочных шаров. Раскрасьте их, пожалуйста, и мы повесим их на нашу ёлочку!

Дети наносят рисунки на шаблоны шаров (около 20 минут).

- Давайте посмотрим, какие шары у вас получились, и повесим их на нашу ёлочку.

(разрисованные шары прикрепляем на лист с изображением еловой ветви при помощи клея или скотча).

Рефлексия.

Слайд 61.

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.
В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!

Ведущие: Надеемся, что вам было интересно на уроке. Благодарим за внимание! Слайд 62.

Использованы материалы из личного архива (слайды №№ 4, 5, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60), а также материалы Яндекс.Картинки по запросу «Новогодние игрушки».





Приложение 1. Инсценировка.

Действующие лица: Роза

Пальма

Виноград

Ёлка

Рассказчик.

По ходу рассказа появляются персонажи - дети, у которых в руках веточки растений, соответствующих роли (искусственная роза, пальмовая ветвь, гроздь винограда, еловая ветка. Еловых веток потребуется две: одна простая, другая - украшенная мишурой).

Рассказчик: Прослышав о чудесной вести,

Летели птицы, звери шли и даже

Не устояли на своём обычном месте

Растения. И было так однажды…

- Входят растения-

Роза (обращаясь к пальме и винограду):

А это кто? Зачем сюда явилась? (осматривая Ёлку с головы до ног)

Чем хороша ты, ну скажи на милость?

Что можешь в дар Ему ты принести?

Одни колючки! Ты уж нас прости,

Но посмотри хотя бы на меня:

Мой вид цветущий - украшенье дня,

Мой аромат наполнит своды эти,

А масло розовое - лучшее на свете!

Пальма (выходит вперёд):

Ах, ты права, сестра!

Я б тень свою в жару Ему дала,

И голод утолят мои плоды,

И я расту всегда вблизи воды.

Виноград (делает шаг вперёд):

Вода прекрасна, но её глоток

Не лучше всё же, чем бодрящий сок,

Что ягоды мои в себе таят:

В нём дивный вкус и дивный аромат!

Роза (обращаясь к Ёлке):

А ты? Иголками утыкана - и только!

Ты не пригодна ни к чему нисколько!

Ёлочка: Что же мне делать? Я тоже живая,

Ведь и меня для чего-то создали! (плачет)

Рассказчик: Горько-прегорько заплакала Ёлка,

Сразу запахло еловою смолкой.

От аромата Младенец проснулся,

Ручкой к колючим ветвям потянулся,

Мягкие лапы качнул, и тогда

С неба спустилась Святая Звезда

И на макушке зажглась, засияла…

Сразу светлее и радостней стало!

(Ёлка поворачивается вокруг себя, меняет простую ветку на украшенную мишурой).

Были пристыжены гости кичливые,

Видя, какой стала Ёлка красивою.

Поняли: в каждом есть что-то от Бога,

Даже в траве и в камнях при дорогах.

Все вместе: А чтобы люди о том не забыли,

Ёлку опять к Рождеству нарядили.



© 2010-2022