- Преподавателю
- Начальные классы
- КАРТОЧКИ-ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КАРТОЧКИ-ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шалдыбаева Г.Т. |
Дата | 15.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
КАРТОЧКИ - ПАМЯТКИ
«ВОПРОС - ОТВЕТ»
для 4класса
(познание мира)
Подготовила учитель нач кл
Шалдыбаева Г.Т
Тема 1: «Строение человека»
- Из каких частей состоит человек? (Голова, ноги, туловище, руки.)
- Перечислите части скелета. (Череп, позвоночник, грудная клетка, кости таза, кости рук и ног)
- Назови основную функцию скелета. (Опрорная)
- Назови основную функцию мышц. (Двигательная)
- Назови органы кровообращения. (Кровеносные сосуды, сердце)
- Назови основную функцию сердца. (Двигает кровь по телу)
- Назови функцию кровеносных сосудов. (Кровь снабжает все органы тела кислородом, водой, питательными веществами, витаминами, уносит углекислый газ и вредные вещества)
- Назови органы дыхания. (Лёгкие, трахея, бронхи)
- Назови органы пищеварения. (Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник)
- Назови органы нервной системы. (Головной мозг, спинной мозг, нервы)
- Назови органы чувств. (Орган осязания - кожа, орган зрения - глаза, орган обоняния - нос, орган вкуса - язык, орган слуха - уши)
Тема 2: «История»
1. Как называется период в истории Земли, связанный с резким понижением температуры? (Ледниковый период)
- Как возник человек по теории Ч. Дарвина? (Человек произошел от обезьяны)
- Что способствовало превращению обезьяны в человека? (Труд)
- Где на территории Казахстана обитали древние люди? (В Карагандинской области, в горах Котыр-Кызылтау)
- Какое из чудес света сохранилось до наших дней? (Египетские прирамиды)
Тема 3: «Природа и человек. Тела, вещества, явления.»
- Назови способы изучения природы. (Наблюдение, опыт, эксперимент, видеопросмотр )
- Что такое ориентирование? (Ориентирование - определение направления по сторонам горизонта)
- Назови прибора для определения сторон горизонта. (Компас)
- Что называют телами? ( Все предметы окружающего мира)
- Назовите тела, созданные природой. (Солнце, луна, деревья, человек, животные, земля)
- Что называют природой? (Совокупность живых тел)
- Что относится к неживой природе? (Все тела природы, кроме человека, растений и животных)
- Из чего состоят тела? (Из веществ)
- Назови явления природы (Молния, ветер, осадки)
Тема 4: «Географическая карта»
- Что называется географической картой? (Географическая карта - это изображение земной поверхности, уменьшенное во много раз и нанесенное на бумагу)
- Что такое масштаб? (Масштаб - это отношение длины линии на карте к ее действительной длине на местности)
- Что такое глобус? (Глобус - это модель Земли)
- Перечисли виды карт. (Физическая карта, карта полезных ископаемых, карта природных зон, политико - административная карта)
- С какими государствами граничит Казахстан? (Россия, Китай, Кыргыстан, Узбекистан, Туркменистан)
Тема 5: «Формы поверхности суши»
- Каким цветом на карте обозначены равнины? (Зеленым)
- Каким цветом на карте обозначены возвышенности? (Желтоватым)
- Каким цветом на карте обозначены горы? (Коричневым)
- Что называют равнинами? (Равнина - это ровное или слабовсхолмленное пространство земной поверхности)
- Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые равнины)
- Определите форму поверхности Костанайской области. (Равнина)
- Что такое овраг? (Овраг - это глубокие впадины, образованные временными водными потоками)
- Как остановить овраги? (Засыпать дно и склоны оврага щебнем, камнями, навозом и засадить деревьями и кустарниками)
- Что такое горы? (Горы - это обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами)
- Из каких пород состоят горы? (Из твердых горных пород: мрамор, гранит, песчаник)
- Перечисли горы Казахстана. (Тянь -Шань, Алатау, Джунгарский Алатау, Алтай, Тарбагатай)
- Под влиянием каких сил разрушаются твердые горные породы? (Перепады температур, растения, влияние воды и ветра, деятельность животных)
- Что образуется при разрушении скал? (Песок, гранит, мрамор)
- У подножия каких гор расположен город Алматы? (Тянь -Шань)
- В результате каких действий человека изменяется поверхность Земли. (Преграждение рек, вырубка лесов, добыча полезных ископаемых)
- Что такое курганы? (Курганы - это холмы, которые люди в древности насыпали над могилами, борясь тем самым с разграблением захоронений)
- Что такое терриконы? (Терриконы - это горы пустой породы, извлеченные из шахт)
- Какой вред наносят терриконы? (Загрязняют воздух)
- Что такое выветривание? (Раздробление и разрушение горных пород)
Тема 6: «Полезные ископаемые»
- Что такое полезные ископаемые? (Это горные породы, которые добывают из земной коры и используют для нужд человека)
- Что такое месторождение? (Это места залегающих полезных ископаемых в количествах, достаточных для разработки)
- Что такое руда? (Руда - это горные породы, при обработке которых можно получить металлы)
- Что такое обогащение руды? (Это отделение руды от пустой породы)
- Перечисли способы добычи полезных ископаемых. (Карьерный (открытый) и шахтный (закрытый))
- Перечисли виды полезных ископаемых. (Горючие, рудные и нерудные)
- Перечисли виды рудных полезных ископаемых. (Черные и цветные металлы)
- Перечисли свойства меди. (Мягкая, красноватого цвета, легко обрабатывается, проводит ток, хорошо сплавляется с другими металлами)
- Перечисли руды черных металлов. (Железная руда, магнитный и бурый железняк)
- Перечисли руды цветных металлов. (Медный колчедан, алюминий, свинец, цинк, золото и др.)
- Какие металлы относятся к полиметаллическим рудам? (Свинец и цинк)
- Какой металл задерживает рентгеновские и радиоактивные лучи? (Свинец)
- Перечисли горючие полезные ископаемые. (Газ, нефть, уголь, торф)
- Основное свойство горючих полезных ископаемых. (Горючесть)
- Как называется самый качественный каменный уголь? (Антрацит)
- Назови основное свойство нефти. (Горючесть)
- Чем заполняют пустоты в земле после добычи полезных ископаемых? (Водой)
- Перечисли нерудные полезные ископаемые. (Песок, глина, мел, асбест, ракушечник, каменная соль, гранит, мрамор, известняк)
- Назови свойства асбеста. (Не пропускает огонь, ток, устойчив к воздействию кислот, прочный)
- Как используют нерудные полезные ископаемые? ( В строительстве, в пищу, в сельском хозяйстве, для одежды пожарных)
- Какие полезные ископаемые используют в Костанайской области? (Алюминий, железную руду, асбест, житикарит, золото)
- Какие полезные ископаемые добывают в Житикаринском районе? (Асбест, никель, нефрит, житикарит, золото)
- Как охранять полезные ископаемые? (Бережно тратить, экономная добыча, нахождение замены)
Тема 7: «Вода»
- Назови три состояния воды.(Газообразная - пар, твёрдая -лёд, жидкая)
- Перечисли источники пресной воды. (Реки, озёра, подземные воды.)
- Круговорот воды в природе. (Солнце греет - вода испаряется -пар образует облака - охлаждение - - превращение пара в воду - возвращение воды на землю в виде осадков.)
- Перечисли виды облаков. (Перистые, кучевые, слоистые.)
- Перечисли основные виды осадков (Дождь, снег, град.)
- Какие воды называют грунтовыми? (Воды, которые находятся под землёй.)
- Какие воды называются поверхностными? (Реки и озера.)
- Из каких пород состоит водонепроницаемый слой земли? (Песок, глина)
Тема 8: «Воздух»
- Из чего состоит воздух? (Кислород, азот, углекислый газ, водяные пары.)
- Каково значение воздуха для живых существ? (Жизнь.)
- Что такое атмосфера? (Это воздушный слой земли.)
- Что создаёт атмосферное давление? (Газы, входящие в состав воздуха.)
- Почему давление воздуха на вершине горы меньше, чем у её подножия? (С увеличением высоты содержание газов уменьшается и он становится разряженным.)
- Как человек исследует слои атмосферы? (Воздушные шары, самолёты, спутники Земли, космические корабли.)
- Как атмосфера защищает Землю? (Защищает от перегрева и переохлаждения, не пропускает ультрафиолетовые лучи и метеориты.)
- Что означает звездопад в ночном небе? (Это обломки воздушных тел, сгоревших в воздушном слое атмосферы.)
- Что такое погода? (Это состояние нижнего слоя атмосферы в определённом месте в определённое время.)
- От чего зависит погода? (От температуры воздуха, его влажности, атмосферного давления, направления и силы ветра.)
- Что составляет прогноз погоды? (Температуры воздуха, его влажность, атмосферное давления, направление и сила ветра, осадки.)
- Для чего нужен прогноз погоды? (Правильно одеться, для лётчиков и водителей.)
- Что такое климат? (Ежегодное повторение погоды в какой-либо местности.)
- От чего зависит климат? (От взаимного влияния атмосферы и Земли.)
- Какой климат в Казахстане? (Континентальный.)
- Какой климат в Костанайской области? (Резко -континентальный.)
- Почему в Казахстане выпадает малое количество осадков? (Потому что Казахстан находится далеко от океана, в центре континента Евразия.)
- Назови причины загрязнения воздуха. (Извержение вулканов, лесные пожары, разложение животных и растений, деятельность человека, добыча полезных ископаемых, производство черной и цветной металлургии, выхлопные газы.)
- Назови меры по охране воздуха. (Фильтры на заводах и фабриках, использование жидкого топлива вместо каменного угля, озеленение.)
- Перечислите свойства воздуха. (Газообразный, без цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)
- Что такое ветер? (Перемещение воздуха над поверхностью зекмли.)
Тема 9: «Луга» *
- Что такое луг? (Участок земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые растения.)
- Где могут располагаться луга? (В поймах рек, у берегов озёр, у подножии гор, в местах у воды.)
- Перечисли виды лугов. (Пойменные, заливные, суходольные.)
- Изменяются ли со временем луга? (С изменением природных условий изменяется пейзаж, со временем озёра и пустыня, заросшая травами и низкорослыми растениями, могут стать лугом.)
- Перечисли виды растений луга. (Травянистые растения.)
- Перечисли растения луга. (Мятлик луговой, мята луговая, герань луговая, люцерна, душица, Иван-чай, незабудка, полынь и др.)
- Перечисли ядовитые растения луга. (Клоповник, болиголовник, мак.)
- Назови животных луга. (Суслики, кроты, сурки, мыши.)
- Перечисли птиц луга. (Лунь, беркут, жаворонок, перепелки.)
- Перечисли насекомых луга. (Бабочки, пчелы, шмели, муравьи, кузнечики, жуки и др.)
- Как приспосабливаются животные и птицы к жизни на лугах? (Окрас, чтобы быть незаметными; низкий рост, чтобы спрятаться за травой: животные роют норы, птицы строят гнёзда.)
- Назови цепи питания, сложившиеся на лугу. (Комары - лягушки - лунь. Семена клевера - суслик - беркут. Мак луговой - мотыль - перепелка.)
- Как человек использует луг? (Как пастбище, как место для сенокоса, место для отдыха.)
- Назови экологические проблемы лугов. (Пожар, уничтожение редких растений.)
- Назови меры по охране лугов. (Посев на лугах ценных луговых трав, регулировка выпаса скота, сбережение от вредителей - диких животных, птиц и насекомых.)
- Перечисли полезных насекомых и животных для растений лугов. (Опыление и перенос семян.)
_________________________________________________________________