Урок по литературному чтению на тему: К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: В. К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ»

Цель: познакомить с рассказом В. К. Железникова «Рыцарь», используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.

Задачи урока:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- развивать творческое мышление

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

- формирование умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции ( «А как бы поступил я в данной ситуации?»)

Тип урока: сообщение новых знаний.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, «Чтение с остановками»,синквейн.

Ход урока.

I. Организационный момент. Нетрадиционное начало урока. (3 мин)

Дети показывают сценку по рассказу В.Осеевой «Просто старушка»

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! - улыбаясь, сказал мальчик. - Это просто старушка!

-Какие мысли возникли? (дети высказывают мнения)

-Как вы думаете, почему наш урок начался с этой сценки?

II. Изучение нового материала ( 23 мин)

  1. Вызов

Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.

- Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Рыцарь», а написал его Владимир Карпович Железников.(слайд 1)

- А кто такие рыцари? (выслушиваются мнения детей)

-Где мы можем узнать точное значение слова «рыцарь»? (в толковом словаре)

1) в Средневековой Европе тяжело вооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (слайд 2 появляется изображение рыцаря)

2) самоотверженный, благородный человек.

- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием?
- Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?

-А может, предположить содержание рассказа помогут ключевые слова? Попробуйте.

На интерактивной доске: Саша, гараж, знал все марки автомобилей шофер, ведро воды, бабушка, «нашла, где стоять», бросился за машиной, он ничего не боится, было хорошо на сердце.

-Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.

2. Осмысление (чтение текста с остановками)

Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.

1) Чтение и анализ первой части (до слов: "И он, Саша, пошел в глубь гаража"). (читает хорошо читающий ученик)

- Каким представили себе Сашу в начале рассказа? Подтвердите свое мнение текстом.

(Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки советских машин, шофер казался ему необыкновенным человеком, Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.)

- Что будет дальше и почему?

2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: "... шофера теперь считал лучшим своим другом").(читает хорошо читающий ученик)

- Вспомните, из 1 части, как Саша заходил в гараж? (он боялся)

- Меняется ли в этой части состояние Саши? (да)

- Почему? Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа рассказа? (Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя "от собственной неловкости облил себе ноги".)

- Почему Саша жалел, что некому показать "шоферскую заметину"? (он гордился, что подружился с шофером)

- Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом. («…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время»).

- Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

Физминутка. (2 мин)

3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до слов "... и помахал Саше рукой"). (читает учитель)

- Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)

- Изменилось ли ваше отношение к этому персонажу? Почему?(мнение детей)

- Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось? (да)

Подтвердите свое мнение текстом.

- Сравните, как описывает автор действия Саши в начале рассказа и в конце этой части. Изменился ли сам Саша? (да, изменился)

- Чем вызван его отчаянный поступок? (заступился за бабушку)

- Какие чувства при этом испытывал Саша?(«…покраснел, потом побелел…, бросился со всех ног за машиной, подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо…»)

- Как повел себя шофер, когда Саша сделал ему замечание? Прочитайте в тексте.

- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)

-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик..., о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы»)

- С кем сравнивает автор Сашу в этом эпизоде? (с маленьким зверьком). Прочитайте этот отрывок.

-Что вы теперь можете сказать о Саше? (смелый, решительный, заступился за свою любимую бабушку)

- Как вы думаете, каким человеком станет Саша, когда вырастет?

- Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы преодолели себя, свою слабость, нерешительность или еще какое-то чувство? Что вы при этом чувствовали?

- Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика»)

- Что будет дальше и почему?

4) Чтение рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)

- Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?

- Почему бабушка не стала ругать Сашу? («Разве можно ругать человека за благородные поступки?»)

- А что за благородный поступок совершил Саша? (заступился за бабушку)

-Автор передает душевное состояние бабушки через песню, он говорит, что у нее «в голове запела старая, забытая песня». Как вы это понимаете? (она была рада, что внук заступился за нее, ей было хорошо). Прочитайте в тексте предложения, подтверждающие это.

-Рассказ заканчивается предложением «Жив человечек». Что это значит, на ваш взгляд?

5) Работа над заголовком, рисунком. Определение главной мысли рассказа.

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

-Почему же рассказ называется «Рыцарь»? Какое значение этого слова в рассказе? (благородный человек).

- Для рыцарей были важны такие человеческие качества, как честь и достоинство. "Рыцари с уважением относились друг к другу, к женам и дочерям других рыцарей. В нашу повседневную жизнь вошли такие выражения из прошлого: "Рыцарский поступок, "Рыцарское отношение".

- Как вы думаете, о каком человеке мы скажем, что он совершил «рыцарский поступок?» (о человеке, который совершил хороший поступок, благородный)

- А приходилось ли вам совершать рыцарские поступки?

- С какой интонацией произносит слово «рыцарь» шофер и с какой - автор? Почему?

-К рассказу выполнен рисунок. Найдите в тексте предложения, которые можно подписать под рисунком.
- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-На доске записаны предложения, Обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею. (Обсуждение в парах)

1) Близких надо любить.

2) Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.

3) Надо слушаться старших.

Проверка.

3. Рефлексия

1) Восстановление деформированного плана. ( 4 мин)

- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Задание по группам. Переверните листок. (класс разделен на 6 групп)

План:

1. Саша заступается за бабушку.

2. Знакомство с шофёром.

3. Радостно на сердце.

4. Саша помогает шофёру.

-Что увидели? (план)

-Соответствует ли план последовательности событий? (нет)

-Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)

-Поработайте в группах.

-Проверим по доске. (на интерактивной доске появляется план, дети проверяют).

2) составление синквейна (по группам) (5 мин)

5 групп составляют синквейн, а 1 группа получает задание: выбрать пословицу, которая подходит к рассказу и объяснить ее значение.

Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:

  1. Не спеши языком, торопись делом.

  2. Без труда - не выловишь и рыбку из пруда.

  3. Сделаешь худо - не жди добра.

Саша Саша

Решительный и смелый отчаянный и смелый

Услышал, бросился, крикнул покраснел, побелел, бросился

Саша заступился за бабушку Саша защитил бабушку

Рыцарь! Рыцарь!

Шофер

Грубый, невоспитанный

Обругал, крикнул, рассмеялся

Великодушно простите!

Виноват!

Проверка. 4-5 человек зачитывают свои творческие работы.

IV. Подведение итогов урока. (3 мин)

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и,читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили?

- Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам? (подготовить выразительное чтение, пересказ, нарисовать рисунок, составить синквейн, подготовить сообщение об авторе)

-Домашним заданием будет творческий пересказ по плану от имени Саши и плюс дополнительно задание из тех, что вы перечислили.

- И закончить урок я хочу словами испанского писателя 17 века Бальтасара Грасиана -и - Моралеса «Хочешь уважения - не начинай с оскорбления». Ребята, будьте добры, внимательны и терпимы к друг другу. Уважайте друг друга. Только тогда счастлив человек, когда счастливы его близкие.

-Урок закончен. Спасибо за работу.

5


© 2010-2022