Рабочая программа внеурочной деятельности Юный эколог

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 3»



Образовательная программа

творческого объединения

эколого-биологического направления

Рабочая программа внеурочной деятельности Юный эколог







Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации: 4 года

Составили:

учитель начальных классов

Клевцова Наталья Владимировна,



Мариинск 2013.




Пояснительная записка

Экологическая программа, рассчитанная на четыре года, формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (комнатными растениями, зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися уголка живой природы), и при идеальном (воображаемом) взаимодействии с природными объектами.

Осознание ребёнком, что биосфера - это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым, развивая экологический аспект современной культуры.

Программа рассчитана на 135часов (4 года), 1раз в неделю по 1 часу.

В основу программы положена методологическая идея Ф.Юнге (1832-1905) - немецкого педагога, который предложил изучать природу экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара - единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форму организации знаний в данной программе можно отнести к энциклопедической, так как содержание её организованно вокруг знаний о живых системах разного уровня (отдельные организмы, виды, экосистемы), ведь именно живые системы стоят в центре научной картины живой природы, и это должно стать отражением биоцентрического подхода в экологическом образовании (в противовес антропоцентризму, где человек рассматривается как царь природы, а не её органическая часть). Идея Ф.Юнге - реализовать в единстве региональный компонент и развитие «глобального кругозора».

В основе построения программы лежит принцип научности, который отражает основные положения бэконовской философии науки, распространённой в сфере дидактики Я.А.Каменским с его основной идеей - отбором из науки самого главного, необходимого для понимания устройства мира и происходящего в повседневной жизни. Именно эти положения и находят отражение в идеи Ф.Юнге.

Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена «понятийная сетка», в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование - защита жизни, выявление условий для её расцвета - является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как влияет человек на живую и неживую природу, как сохранить жизнь и человека на Земле?

Каждая часть данной программы начинается вводным занятием, где детьми создаётся обобщённая абстрактная модель научной картины живой природы с учётом возраста детей, которая затем в блоках конкретизируется и в конце каждой части эта модель просматривается на новом - обобщённо-конкретном уровне, давая возможность вывести знания детей на уровень теории.

Благодаря данному подходу оказывается возможным решение следующих задач:

- мировоззренческих -

показать обучающимся первый «набросок» научной картины живой природы, раскрыть роль знаний в сфере культуры, способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;

- методологических -

показать познаваемость явлений живой природы, планировать и осуществлять наблюдения, конкретизировать теоретические идеи, конструировать идеальные и материальные модели и пользоваться ими;

- теоретических -

знакомство с теориями и идеями, в свете которых рассматривается многообразие видов и экологических систем;

- практических -

научить ставить и решать типичные задачи охраны и практического использования живой природы.

В программе в основе формирования теоретических понятий лежит абстракция (жизнь, природа) - идеализированный объект, дающий её целостное, но нечёткое отражение, далее следует методологическая конкретизация (от абстракции к теоретическим понятиям, а затем к различным сферам практики, т.е. определяются ценности полученного знания с точки зрения возможного вклада в сохранение жизни и выживания человека).

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Такими основными методами в образовательном процессе по реализации программы будут: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.









1 класс.

Первая часть программы рассчитана на 1 год (33часа), включает в себя 8 блоков.


I блок. Экология планеты Земля. 5 ч.

Что означает «Экология планеты Земля».

Конкурс рисунков «Цвети Земля».

Устное сочинение «Экология - это жизнь».

КВН «Я житель планеты Земля».

Устное сочинение «Какой я хочу видеть свою планету».

Экскурсия в лес.

Разведка осенних примет.

Игра «Осенние листочки».

Ролевая игра «Космическая экспедиция».

Инсценирование экологической сказки «Земля среди звёзд - наш единственный дом».

К концу изучения блока дети должны знать:

  • экология - наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов;

  • правила поведения в природе;

  • осенние приметы;

  • раны природы и природоохранение от них;

  • простейшие экологические связи.

II блок. Экология города. 4 ч.

Заочное путешествие «Мой город».

Устное сочинение «На всей Земле нет краше уголка, где я родился».

Конкурс стихов «Родная земля».

Конкурс рисунков «Моя планета - мой город».

Экопроект «Мой город».

Викторина «Экология города».

К концу изучения 2 блок дети должны знать:

  • доступные сведения из истории города;

  • экологические проблемы города;

  • растительный и животный мир города;

  • реки города.

III блок. Дом, где я учусь. 2 ч.

Я и школа. Конкурс рисунков «Дом, где я учусь». Экологический дизайн класса. Экологическая жилка. Составление экибан. Уголок живой природы.

К концу изучения 3 блока дети должны знать:

  • экологические правила поведения в классе;

  • что такое экологический дизайн;

  • что такое экибана;

  • правила работы с живым уголком.

IV блок. Путешествия с растениями. 5 ч.

Викторина «Какие бывают растения?». Важность растений ни с чем несравнима. Растения - путешественники. Защитные приспособления растений. Экологическая сказка «Одуванчик». Конкурс чтецов. Стихи о цветах. Красная книга. Редкие растения страны и области. Растения пустыни.

Комнатные растения.

К концу изучения 4 блока дети должны знать:

  • определение природы, части природы. Строение цветкового растения;

  • условия неживой природы в пустыне;

  • растения пустыни;

  • комнатные растения;

  • исчезающие растения страны и области.

V блок. Внимание, птицы! 5 ч.

Птицы нашего города. Гости нашего города. Птицы нашего леса. Водоплавающие птицы. Птицы тёплых стран. Изготовление кормушек для птиц. Происхождение названий птиц и их охрана. Внешние признаки класса птиц. Птицы и человек - взаимосвязи и взаимовлияние на жизнь друг друга. Основные виды оседлых птиц нашего города. Место птиц в городской экосистеме. Виды перелётных и кочующих птиц. Виды хищных птиц.

К концу изучения 5 блока дети должны знать:

  • внешние признаки класса птиц;

  • внешние приспособления птиц к полёту;

  • среду обитания птиц;

  • виды оседлых птиц города;

  • значение птиц в городской экосистеме;

  • причину поселения птиц в городе;

  • виды перелётных и кочующих птиц;

  • лесных птиц зимнего леса, их приспособления к зимним условиям, чем они питаются и когда размножаются;

  • виды водоплавающих птиц, приспособления птиц к жизни у воды и на воде;

  • название хищных птиц, признаки хищников, роль хищников в природе;

  • название некоторых птиц тёплых стран;

  • значение птиц для человека.

VI блок. Мир животных вокруг нас. 5 ч.

Животные своего края. Звери-грызуны. Летучие мыши, кто они? Встреча с хищниками. Приспособления к хищному способу питания. Пищевые цепочки. Экологическая пища животных. Животные Севера. Животные жаркого климата. Красная книга. Животные защищаются.

К концу изучения 6 блока дети должны знать:

  • название животных;

  • определение хищничества, черты приспособления к хищному образу жизни;

  • названия хищных животных;

  • признаки грызунов, местообитания и экологические пищи некоторых грызунов;

  • животных разных стран;

  • животных Севера, приспособления к северным условиям;

  • животных тёплых стран, их экологические пищи.


VII блок. Путешествие в подводный мир. 5 ч.

История подводного мира. Чего больше на планете - суши или воды? Откуда на Земле появилась вода? Виды водоёмов. Водоёмы области. Внешнее строение рыбы. Загрязнение водоёмов. Способы питания рыб, пищевая цепочка. Кит - самое крупное млекопитающее. Разнообразие морских рыб. Водная среда обитания пресноводных водоёмов. Сравнение с морскими обитателями. История аквариумного рыболовства и его значение. Водная экосистема - естественная и искусственная. Многообразие видов рыб. Экологическая пища рыб.

К концу изучения 7 блока дети должны знать:

  • свойства воды;

  • особенности формы и покрова тела рыбы в связи с жизнью в воде, органы дыхания в воде;

  • пищевые цепочки в аквариуме;

  • условия местообитаний и экологические пищи некоторых рыб;

  • особенности условий пресноводных водоёмов;

  • компоненты устройства аквариума.

VIII блок. Заключение. 2ч.

Что узнали, чему научились за год.

К концу изучения I части программы дети должны уметь:

  • классифицировать природные тела на живые и неживые;

  • выделять связи живого организма со средой обитания;

  • устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

  • осознавать значение воды для человека;

  • объяснять значение рыб в океане;

  • сравнивать морской водоём с пресным;

  • обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

  • выделять связи птиц с жизнью человека;

  • соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

  • изготавливать простейшие кормушки;

  • соотносить внешний вид птицы с названием;

  • составлять семы экологических связей;

  • обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

  • составлять экибаны;

  • разбираться в экологической этике;

  • строить пищевые цепочки;

  • объяснять значение хищников в лесу;

  • определять животного по следам;

  • объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

  • определять значение грызунов в природе и для человека;

  • выделять черты приспособлений к жаркому климату и умеренному климату;

  • находить приспособления к жизни на Севере;

  • сравнивать северных и южных животных;

  • обосновывать взаимовлияние растений и человека;

  • находить связи между органами растений и окружающей среды;

  • пояснять значение растений в жизни человека;

  • находить связь условий жизни растений с его внешним видом.




2 класс 34 часа

Вторая часть программы рассчитана на 1 год,

включает в себя 6 блоков.


I блок. В мире животных. 8 часов.

Животные нашего края. Животный мир Азии, Европы, Африки, Америки, Австралийского континента. Влияние человека на животный мир планеты. Заповедные территории Кузбасса.

II блок. Разнообразный мир растений. 8 часов.

Леса нашего края. Разнообразный мир растений Азии, Европы, Африки, Америки, Австралии.

Природные зоны нашей планеты. Условия для жизни растительного организма. Растение - необходимая часть биосферы планеты.

III блок. Птицы - наши друзья. 6 часа.

Птицы нашего края, Азии, Европы, Африки, Америки, Австралии. Роль птиц в жизни человека.

Птицы - часть биосферы.

IV блок. Тайны мирового океана. 6 часа.

Что такое Мировой океан. Удивительный подводный мир. Пресные водоёмы и их обитатели. Киты и китообразные. Секреты морских глубин.

V блок. Способы охраны природы. 5 часов.

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Мысленное путешествие по заказникам нашей страны и мира.

VI блок. Заключение. 1 час.

К концу изучения второй части программы дети должны знать:

  • названия материков и их расположение на глобусе;

  • причины разнообразия животного мира суши;

  • роль заповедных территорий;

  • виды животных на Азиатском континенте, Америки, Европы, Австралии, Африки;

  • причины необходимости природоохранной деятельности;

  • историю изменения растительности на земном шаре;

  • жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы;

  • растения леса, виды лесов в Кузбассе, значение таёжных лесов;

  • особенности внешнего вида и строения, процессы жизнедеятельности птиц и связи с приспособлением к полёту;

  • виды лесных птиц;

  • пищевые цепочки лесных птиц;

  • определение оседлых, кочующих и перелётных птиц;

  • правило экологической пирамиды;

  • разнообразие мест обитания;

  • свойства воды: жидкость без цвета, запаха, вкуса, растворитель, плотность воды;

  • агрегатные состояния воды: жидкость, твёрдое тело, газ;

  • составные части водной среды обитания;

  • внешние и некоторые внутренние приспособления рыб к жизни в воде, органы чувств;

  • названия и определения составных частей пресноводных водоёмов;

  • название видов рыб, обитающих в реках и озёрах;

  • правила поведения на водоёмах;

  • законы устойчивости экосистемы, признаки больной рыбы;

  • название некоторых видов водных растений;

  • особенности приспособлений растений к жизни в воде;

  • значение растений в водной экосистеме;

уметь:

  • объяснять причины исчезновения и сокращения численности животных;

  • обосновывать влияние человека на животный мир планеты;

  • составлять пищевые цепи и сети;

  • объяснять причины приспособленности животных к условиям жизни;

  • сравнивать приспособления животных разных природных зон;

  • составлять схемы экологических взаимосвязей;

  • объяснять причины разнообразия современной растительности;

  • выделять лесное сообщество среди других;

  • составлять схему лесного сообщества;

  • выводить законы устойчивости экосистемы;

  • находить взаимосвязь жизни растений с условиями их произрастания;

  • устанавливать взаимосвязи климата с особенностями жизни растений;

  • находить объяснения общности и специфичности растительного мира материков;

  • обосновывать связь местообитания с внешним видом растений;

  • находить взаимосвязи между внешним видом и особенностями жизни растений;

  • сравнивать зверей и птиц, выделять общие черты и различия в связи с освоением разных частей наземно-воздушной среды обитания;

  • обосновывать роль птиц в жизни человека и значение человека в жизни птиц;

  • составлять схемы пищевых цепочек;

  • делать выводы о роли птиц в экосистеме;

  • определять и обосновывать значение хищных птиц;

  • составлять пищевые цепочки, схемы экологических пирамид;

  • составлять схемы экологических связей;

  • объяснять значение круговорота воды в природе;

  • находить связи состояния воздушно-наземной среды с водной;

  • объяснять, как связаны процессы жизнедеятельности рыб с водной средой;

  • различать рыб рек и озёр;

  • приводить доказательства ценности воды;

  • выявлять сходство и находить отличие водных и сухопутных растений;

  • обосновывать значение растений в водной экосистеме.








3 класс 34 часа.

Третья часть программы рассчитана на 1 год, включает в себя 14 блоков.


  1. Выясняем, что такое экология. 2 часа.

Организм и окружающая среда. Экология-наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая классификация экологических связей.


  1. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. 3 часа.

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных. Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения, закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.


  1. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. 1час.

Представители редких организмов (грибов, растений, животных). Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны.


  1. Изучаем способы охраны природы. 2 час.

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.


  1. Выясняем роль неживой природы в жизни живого. 3 часа.

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.


  1. Открываем жизнь в почве. 1 час.

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.


  1. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. 4 часа.

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках групп растений, а также с хвощами и плавунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ: разнообразие грибов и лишайников.


  1. Изучаем экологические связи в живой природе. 4 часа.

Понятие «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая цепь. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.


  1. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными. 5 часов.

Рабочая программа внеурочной деятельности Юный эколог

Пути попадания вредных веществ в организм человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

13. Обсуждаем примеры экологических катастроф. 2 часа.

Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязнённого района из использования его как места отдыха людей. Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна. Представление о радиоактивном загрязнении среды. Экологические прогнозы, их сущность,конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

14. подводим итоги нашей работы за год. 1 час.

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел по факультативному курсу.































4 класс

Четвёртая часть программы рассчитана на 1 год,

включает в себя 8 блоков.


I. Введение. 1 час.

Раскрытые и нераскрытые тайны нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

II. Тайны за горизонтом. 5 часов.

Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиция Д.Кука. Покорение Северного и Южного полюсов. Открытия русских путешественников (А.Никитин, Н.М.Прежевальский).

III. Жили-были динозавры …и не только они. 6 часов.

Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

IV. Тайны камней. 5 часов.

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Анализ, его применение в ювелирном искусстве и технике; знаменитые бриллианты. Загадка янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо - соль.

V. Тайны растений. 5 часов.

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. история возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространённых дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из Иван-чая и т.д.).

VI. Тайны насекомых. 4 часа.

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Скарабей - священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

VII. Загадки под водой и под землёй. 7 часов.

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские «цветы» (актинии), звёзды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в тёмных глубинах океана. Загадочный мир пещер.

VIII. Заключение. 1 час.

Что мы узнали и чему научились за год.







Литература

  1. Акимушкин И. Мир животных. М., 1984

  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана. Ярославль: Академия развития, 1997.

  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана. Ярославль: Академия развития, 1998.

  4. Верзилин И. Путешествие с домашними растениями. М., 1949.

  5. Вогина В.В. В гостях у природы. СПб, 1997.

  6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей начальной школы. 1972.

  7. Дитрих А. Почемучка. М., 1993.

  8. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. И., 1994.

  9. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., 1991.

  10. Плешаков А.А. Факультативный курс «Планета загадок». Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. 2 часть. М., «Просвещение», 2001.

  11. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения. Экология. М.: ГКО «АСТ», 1996.




Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.


© 2010-2022